Развитие детского творчества нетрадиционными техниками изобразительной деятельности
06 Май 2014, Автор: adminОдним из самых интересных и загадочных явлений природы считается детская одаренность.
Одаренность — это совокупность задатков, определяющих пределы развития, подверженная влияниям окружающей среды, а также изменяющаяся под воздействием воспитания и обучения.
Все дети дошкольного возраста талантливы и одарены по-своему, но необходимо это вовремя увидеть и постараться максимально развить их способности. Большой опыт работы с детьми дошкольного возраста с признаками одаренности, позволяет сделать вывод, что они во многом отличаются от своих сверстников. Они не только имеют необычайные интеллектуальные способности, но имеют тонкое чувство юмора, независимы в суждениях, на вопросы дают нестандартные ответы, принимают не обычные решения, не принимают правила и условности, у них обострена социальная чувствительность.
Кроме того, что они отличаются от других детей, они не похожи между собой. В группе детей дошкольного возраста с признаками одаренности — нет похожих между собой, у каждого свой набор способностей, свой темп развития.
Наибольший интерес представляет художественная одаренность детей, которая ярче всего проявляется в дошкольном возрасте. Результатом продуктивной деятельности детей являются рисунки, которые можно хранить, экспонировать, сравнивать. Детские рисунки — это результат развития ребенка, это его интересы, его отношение к окружающему миру, это уровень развития познавательных процессов, это уровень сформированное технических навыков, что является показателем обучаемости.
Для выявления художественной одаренности дошкольников существует много методик.
Изучив специальную литературу, мы выбрали для себя наиболее доступные методы изучения детей с признаками одаренности:
— наблюдения и беседы с ребенком;
— диагностическое обследование уровня развития изобразительных способностей детей на начало и конец года;
— анализ продукта деятельности,
— анкетирование родителей.
Одаренность бывает общей и специальной. Дети с общей одаренностью в нашем ДОУ посещают группы, работающие по программе «Одаренный ребенок» под редакцией Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. Дети с художественной одаренностью встречаются в массовых и в коррекционных (логопедических) группах, их одаренность чаще всего бывает скрытой, завуалированной. Изобразительная деятельность для них средство самовыражения.
Одаренные дети отличают неспособностью приспосабливаться и следовать общепринятым правилам, что создает особые трудности в их обучении и воспитании. Работа с детьми с изобразительной одаренностью строится на общих принципах работы с одаренными детьми, но имеет и свои особенности. Главным условием развития детского творчества и совершенствования изобразительных умений одаренных детей, побуждения их к изобразительной деятельности, развития их творческой активности, мы выбрали использование широкого спектра нетрадиционных материалов. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, способствует развитию творческой активности, преодолению страха перед рисованием, перед тем, что ничего ни получится, ведь никто не знает, что должно получиться, — «Это все я сделал сам!»
В искусстве не может быть оценки «правильно — неправильно» — иначе не было бы огромного разнообразия художников, а был бы один единственный, принятый за образец эталон. Более того, гениальными названы художники «далеко» уходящие от шаблонов, от реального видения мира: Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Иероним Босх. Именно поэтому первоочередная задача воспитания и развития художественно одаренных детей в развитии творческой активности, нестандартного видения мира.
В кружковой деятельности с детьми дошкольного возраста используются следующие нетрадиционные художественно-графические техники: техника принта, рисование пальцами и ладошками, использование оттисков разнообразными материалами, техника рисования восковыми мелками и акварелью, граттаж, кляксография, набрызг, монотипия и др.
Учитывая вышеизложенное, в ДОУ возможна организация дополнительной работы с одаренными детьми. Нами составлен план работы на учебный год, образовательные ситуации представляют собой углубленное освоение программы. В зависимости от индивидуальных особенностей детей и их интересов темы могут изменяться. Образовательные ситуации организуются с детьми, имеющими ярко выраженные изобразительные способности.
Цель непосредственно образовательной деятельности с одаренными детьми — развитие изобразительной одаренности. Данная цель реализуется через решение следующих задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;
— личностное развитие и самовыражение ребенка средствами изобразительного искусства;
— формирование художественных навыков и умений.
В сфере художественного образования:
— овладение языком изобразительного искусства;
— формирование художественных навыков, знаний и умений;
— развитие мышления, воображения, представлений, фантазии и восприятия;
—развитие оригинальности замысла и композиции;
— развитие художественной выразительности в продуктивной деятельности.
В сфере личностного развития:
— индивидуальное становление и развитие личности в коллективе;
— изучение психологических особенностей личности ребенка в продуктах художественно-творческой деятельности;
— развитие личности ребенка средствами изобразительной деятельности и искусства;
— формирование самосознания ребенка.
Развитие эмоциональной сферы:
— развитие эмпатии;
— развитие эмоциональной сферы через сопереживание.
— развитие мотивации изобразительной деятельности;
— развитие мотивов достижения успеха, веры в себя.
В сфере развития самосознания:
— осознание собственного «Я»;
— осознание своих переживаний и состояний, передача их через цвет, форму, линию, тон;
— осознание себя во времени (прошлое, настоящее, будущее)
Таким образом, благодаря коллективным формам организации у детей происходит осознание себя, своего внутреннего мира, оттачивается техника изображения, появляются оригинальные творческие композиции. Непосредственно образовательная деятельность в группе сверстников, имеющих общие интересы и эстетические потребности способствует развитию детского творчества и саморазвитию детей.
.
Интернет-магазины все больше и больше завоевывают наше доверие. Сайт 2СКИДКИ предлагает множество бесплатных промокодов. Например промокод e5.ru, самого популярного магазина Интернета, поможет Вам приобрести необходимый товар с максимальной выгодой.