Развитие детского творчества нетрадиционными техниками изобразительной деятельности

06 Май 2014, Автор: admin

Одним из самых интересных и загадочных явлений природы считается детская одаренность.

Одаренность — это совокупность задатков, определяющих пределы развития, подверженная влияниям окружающей среды, а также изменяющаяся под воздействием воспитания и обуче­ния.

Все дети дошкольного возраста талантливы и одарены по-своему, но необходимо это вовремя увидеть и постараться максимально развить их способности. Большой опыт работы с детьми дошкольного возраста с признаками одаренности, позво­ляет сделать вывод, что они во многом отличаются от своих сверстников. Они не только имеют необычайные интеллектуаль­ные способности, но имеют тонкое чувство юмора, независимы в суждениях, на вопросы дают нестандартные ответы, принимают не обычные решения, не принимают правила и условности, у них обострена социальная чувствительность.

Кроме того, что они отличаются от других детей, они не по­хожи между собой. В группе детей дошкольного возраста с при­знаками одаренности — нет похожих между собой, у каждого свой набор способностей, свой темп развития.

Наибольший интерес представляет художественная одаренность детей, которая ярче всего проявляется в дошкольном возрасте. Результатом продуктивной деятельности детей являют­ся рисунки, которые можно хранить, экспонировать, сравнивать. Детские рисунки — это результат развития ребенка, это его инте­ресы, его отношение к окружающему миру, это уровень развития познавательных процессов, это уровень сформированное тех­нических навыков, что является показателем обучаемости.

Для выявления художественной одаренности дошкольников существует много методик.

Изучив специальную литературу, мы выбрали для себя наи­более доступные методы изучения детей с признаками одаренности:

— наблюдения и беседы с ребенком;

— диагностическое обследование уровня развития изобразительных способностей детей на начало и конец года;

— анализ продукта деятельности,

— анкетирование родителей.

Одаренность бывает общей и специальной. Дети с общей одаренностью в нашем ДОУ посещают группы, работающие по программе «Одаренный ребенок» под редакцией Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. Дети с художественной одаренностью встреча­ются в массовых и в коррекционных (логопедических) группах, их одаренность чаще всего бывает скрытой, завуалированной. Изобразительная деятельность для них средство самовыражения.

Одаренные дети отличают неспособностью приспосабливаться и следовать общепринятым правилам, что создает особые труд­ности в их обучении и воспитании. Работа с детьми с изобра­зительной одаренностью строится на общих принципах работы с одаренными детьми, но имеет и свои особенности. Главным условием развития детского творчества и совершенствования изобразительных умений одарен­ных детей, побуждения их к изобразительной деятельности, развития их творческой активности, мы выбрали использова­ние широкого спектра нетрадиционных материалов. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позво­ляет ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, способствует развитию творческой активности, преодолению страха перед рисованием, перед тем, что ничего ни получится, ведь никто не знает, что должно получиться, — «Это все я сделал сам!»

В искусстве не может быть оценки «правильно — неправиль­но» — иначе не было бы огромного разнообразия художников, а был бы один единственный, принятый за образец эталон. Бо­лее того, гениальными названы художники «далеко» уходящие от шаблонов, от реального видения мира: Пабло Пикассо, Сальва­дор Дали, Иероним Босх. Именно поэтому первоочередная за­дача воспитания и развития художественно одаренных детей в развитии творческой активности, нестандартного видения мира.

В кружковой деятельности с детьми дошкольного возрас­та используются следующие нетрадиционные художественно-графические техники: техника принта, рисование пальцами и ладошками, использование оттисков разнообразными материа­лами, техника рисования восковыми мелками и акварелью, грат­таж, кляксография, набрызг, монотипия и др.

Учитывая вышеизложенное, в ДОУ возможна орга­низация дополнительной работы с одаренными детьми. Нами со­ставлен план работы на учебный год, образовательные ситуации представляют собой углубленное освоение программы. В зави­симости от индивидуальных особенностей детей и их интересов темы могут изменяться. Образовательные ситуации организуются с детьми, имеющими ярко выраженные изобразительные способ­ности.

Цель непосредственно образовательной деятельности с ода­ренными детьми — развитие изобразительной одаренности. Дан­ная цель реализуется через решение следующих задач:

— развитие творческого потенциала ребенка;

— личностное развитие и самовыражение ребенка средствами изобразительного искусства;

— формирование художественных навыков и умений.

В сфере художественного образования:

— овладение языком изобразительного искусства;

— формирование художественных навыков, знаний и умений;

— развитие мышления, воображения, представлений, фантазии и восприятия;

—развитие оригинальности замысла и композиции;

— развитие художественной выразительности в продуктивной деятельности.

В сфере личностного развития:

— индивидуальное становление и развитие личности в кол­лективе;

— изучение психологических особенностей личности ребенка в продуктах художественно-творческой деятельности;

— развитие личности ребенка средствами изобразительной деятельности и искусства;

— формирование самосознания ребенка.

Развитие эмоциональной сферы:

— развитие эмпатии;

— развитие эмоциональной сферы через сопереживание.

— развитие мотивации изобразительной деятельности;

— развитие мотивов достижения успеха, веры в себя.

В сфере развития самосознания:

— осознание собственного «Я»;

— осознание своих переживаний и состояний, передача их через цвет, форму, линию, тон;

— осознание себя во времени (прошлое, настоящее, будущее)

Таким образом, благодаря коллективным формам органи­зации у детей происходит осознание себя, своего внутреннего мира, оттачивается техника изображения, появляются оригиналь­ные творческие композиции. Непосредственно образовательная деятельность в группе сверстников, имеющих общие интересы и эстетические потребности способствует развитию детского творчества и саморазвитию детей.

.

Интернет-магазины все больше и больше завоевывают наше доверие. Сайт 2СКИДКИ предлагает множество бесплатных промокодов. Например промокод e5.ru, самого популярного магазина Интернета, поможет Вам приобрести необходимый товар с максимальной выгодой.