Развитие графических умений в дошкольном возрасте

27 Янв 2014, Автор: admin

Графический образ можно рассматри­вать как сочетание линий, которое в про­шлом опыте ребенка обозначалось как какой-либо предмет; зрительно-двига­тельный образ предмета. В происхожде­нии графических образов у детей иссле­дователи выделяют две линии: ребенок сам находит графические образы в про­цессе «чиркания» или копирует образцы взрослых, подражает. Графическая фор­ма, которой дети изображают геометри­ческие фигуры, определяется либо имеющимися у ребенка графическими образами, либо зрительным впечатлением от реаль­ного объекта, либо тактильно-моторным опытом действия с предметом. При этом чем больше анализаторов задействовано в восприятии и построении графических образов, тем более отчетливыми и устой­чивыми они будут.

В школьном возрасте графический образ выступает как представление о том, как предмет должен быть изображен, и включает зрительные образы предмета, представления о нем, двигательные пред­ставления о построении изображения. Ис­следованиями многих авторов доказано, что те виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного обоз­начения взрослого или в процессе орга­низованных взрослыми действий с пред­метами, он легко усваивает в виде действий с моделями, наглядными изображениями, отображающими существенные черты изу­чаемых объектов. Наглядно-образный тип мышления, обобщенный и схематизи­рованный характер представлений детей дошкольного возраста позволяют широко использовать разнообразные графические изображения, модели и схемы для их обу­чения и формирования понятий. При этом, чтобы успешно оперировать графическими изображениями, детям необходимо уметь кодировать и декодировать графическую информацию, а это предполагает владе­ние достаточным уровнем графической грамотности. В процессе изобразительной деятельности дети усваивают обобщенные способы изображения, учатся выявлять и фиксировать свойства предметов, начинают овладевать движениями рук и орудийными действиями. Особую роль при этом играет овладение формообразующими движе­ниями руки, с помощью которых передается форма предмета». К моменту перехода в школу дети должны свободно владеть карандашом и кистью, регулировать свои движения при рисовании в отношении размаха, темпа, силы, нажима. Движения должны быть легкими, плавными, равно­мерными, слитными.

В конструктивной деятельности дети постепенно овладевают представлениями о конструкции предметов и конструктивных свойствах их деталей, учатся соотносить размер и форму деталей, учатся плани­ровать свою деятельность, создавать кон­струкции с опорой на образец, на задан­ные условия, на собственный замысел.

Работа со схематическими изображе­ниями реальных предметов оказывает влияние на формирование у детей более высокой формы наглядно-образного мыш­ления – наглядно-схематической. Ребенок не только выделяет общие закономерности, принципы, элементы, операции, но и может использовать эти обобщенные знания в своей практической деятельности (рисова­нии, лепке, аппликации, конструировании). Это дает широкие возможности для прояв­ления самостоятельности и творчества, фор­мирует у ребенка общие принципы подхода к реальным предметам, выделяя в них общее и единичное, обобщенное и конкретное.

Работа с реальными предметами и их схематическими изображениями приводит не только к систематизации детских пред­ставлений, но и к формированию их подвиж­ности, а это, как отмечают исследователи, способствует развитию у детей более высо­ких форм обобщения. К 6 годам дети достаточно легко копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их раз­мер и пропорции. Штрихи становятся более четкими, ровными, снижается или почти совсем исчезает тремор (дрожание руки), более правильными и завершенными стано­вятся овалы. Фактически в этом возрасте ребенку уже доступны любые графические движения, любые штрихи и линии, однако совершенство в развитии движений не всегда сочетается со столь же хорошим развитием зрительно-моторной координа­ции. Таким образом, в процессе выполне­ния разнообразных практических действий дети дошкольного возраста овладевают не­которыми графическими умениями: учатся выделять, анализировать форму предметов, их пространственное расположение, вели­чину; осваивают обобщенные способы изображения предметов; учатся создавать различные конструкции. Однако при этом реализуются далеко не все возможности детей дошкольного возраста в овладении ими элементами графической грамоты, а на уроках в начальной школе специальная работа над формированием графических умений не предусматривается. В то же время недостаточное развитие сложно координированных графических движений руки, как отмечают исследователи, может стать препятствием для освоения ребен­ком в возрасте 6-7 лет базисных движений, необходимых для дальнейшего формиро­вания навыка письма, поэтому необходима целенаправленная работа по развитию графических умений.

Сложившаяся в сфере дошкольного образования ситуация характеризуется по­явлением значительного количества новых программ обучения, воспитания и разви­тия детей в ДОУ. Некоторые из них ориен­тированы на конкретные направления развития детей (физическое, эстетическое и т.д.), другие же являются комплексными («Радуга», «Детство», «Развитие»), преду­сматривающими развитие пространствен­ных и геометрических представлений у детей (математика, конструирование, изо­бразительная деятельность и др.).

При существующем многообразии про­грамм выявляются общие тенденции:

— несогласованность содержания мате­риала, рассматриваемого в изобразитель­ной, конструктивной, математической деятельности, его обособленность; воз­можно, это связано с тем, что у каждого раздела программы свои авторы;

— недостаточная разработанность методи­ческих аспектов отдельных направлений развития пространственных представле­ний, являющихся наиболее сложными и для детей, и для педагогов (например, вопросы ознакомления с пространствен­но-геометрическими преобразованиями, с объемными телами и их свойствами);

— разделение единого комплекса про­странственных представлений    как основы пространственного мышления на геометрические и пространственные представления, представления о вели­чинах и  изучение их содержания  в отрыве друг от друга в разных разде­лах программ;

— существенное усложнение содержания математического материала в новых про­граммах в сравнении с традиционной программой (например, включение боль­шего количества плоских и объемных фигур, геометрических преобразова­ний, моделирования пространственных отношений), что вызывает затруднения в работе педагогов вследствие недо­статочной теоретической и методиче­ской подготовки;

— отсутствие в содержании большинства программ целенаправленной работы по развитию чертежно-графических навы­ков (основ графической грамоты), явля­ющейся эффективным средством раз­вития пространственного мышления;

— недостаточное внимание развитию уме­ний оперировать разнообразной инфор­мацией, являющихся основой информа­ционной культуры, вместе с тем именно эти умения рассматриваются как обще­учебные умения, освоение  которых станет залогом успешного обучения ребенка в школе.

Для того чтобы у детей сложились вер­ные, адекватные представления, сформи­ровались устойчивые умения, необходима целенаправленная систематическая работа педагогов. Поэтому педагог должен обла­дать не только методическими умениями, но и достаточным уровнем развития про­странственного мышления и основ гра­фической грамоты. Как построить систему работы по развитию графических умений и пространственных представлений у детей? Какие задания могут использовать роди­тели в процессе подготовки ребенка к школьному обучению? Как может быть построена и реализована технология разви­тия графических умений у детей 6-7 лет? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в статьях М.А. Габовой, к.п.н., доцента кафедры педагогики и  методики дошкольного образования Коми государственного педагогического института.

рассказать друзьям и получить подарок