Современные подходы к организации обучения старших дошкольников

25 Июн 2012, Автор: admin

Модернизационные изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.

На сегодняшний день  разрабатывается проблема содержания дошкольного обучения, исследуются и внедряются в практику образовательной деятельности новые средства, в частности информационные технологии, возможности их применения в детском саду (А.Н. Давидчук, С.А. Козлова, С.Л. Новоселова и др.).

Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности:

  1. Дети дошкольного возраста, имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи с чем, они не могут выполнить поставленную задачу. Чтобы этого не происходило, необходимо использовать поэтапное объяснение, диктантный способ сообщения задания и его выполнение.
  2. У дошкольников, в силу слабости нервных процессов, процессы возбуждения преобладают перед процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит педагог. Чтобы этого избежать, нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая лишь самое основное. Какую-то часть указаний, дополнений можно сделать по ходу занятия. Важно помнить, что при слишком многословном объяснении задания, какие-то его положения проходят мимо ребенка, как бы растворяются. Иногда из-за этого может быть не услышано основное, ведь дошкольники не всегда могут в силу отсутствия достаточного опыта отдифференцировать главное от второстепенного.

Кроме того, специфика обучения дошкольников заключается еще и в том, что предпосылки их учебной деятельности тесно связаны с игрой, поэтому мотив обучения будет для ребенка более действенным в том случае, если в процессе обучения предлагается что-то сделать для игры.

До внедрения ФГТ в детском саду использовались фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения. Кроме того, образовательная работа осуществлялась в процессе организации разных видов деятельности, в свободном повседневном общении, в процессе руководства играми.

Занятия были основной формой обучения в ДОУ и, к сожалению, образовательная работа с детьми, особенно в старших группах, все больше становилась похожа на обучение в школе. Традиционные культурные практики дошкольников (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), призванные формировать ребенка как инициативного и самостоятельного субъекта собственного развития, были вытеснены занятиями-уроками, которые давались по школьной технологии.

На сегодняшний день обучение детей в ДОУ осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности.

Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности – игре.

Рассмотрим различные варианты современных форм обучения, которые строятся на основе детских видах деятельности:

— игры-путешествия;

— экспериментирование;

— занятия с музейными экспонатами в детском саду;

— коллекционирование;

— инсценировки;

— занятия-сказки;

— занятия-сюрпризы.

1. Игры-путешествия эффективны в ознакомлении детей 7-го года жизни с разными странами, континентами, океанами и т.п. Они позволяют детям «прожить» интересный для них материал, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В игре дети учатся выражать свое отношение к происходящему, погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «индейцев», «обитателей подводного царства» и т.д.

В таких играх решаются задачи разных образовательных областей. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, знакомятся с культурой, традициями и обычаями народов мира («Социализация»), узнают интересные факты из литературы, мифологии, истории, географии («Познание»), рисуют и лепят («Художественное творчество»), поют и танцуют («Музыка»). Организация и проведение игры напоминает подготовку театрального спектакля, но с существенным отличием: зрители отсутствуют, а число участников неограниченно.

2. Детское экспериментирование как активная преобразующая деятельность детей существенно изменяющая исследуемые объекты, позволяет успешно развивать у детей любознательность, активность, стремление самостоятельно находить решение проблем.

Детям интересны разные виды экспериментов. Мыслительный эксперимент подразумевает действия в уме. Но самыми интересными экспериментами являются реальные опыты с настоящими предметами и их свойствами (вода, лед, снег, воздух и т.п.), что помогает ребенку освоить существенные признаки неживой природы, растительного мира.

3. Занятия с музейными экспонатами в детском саду. Рассматривая данный пункт, не будем останавливаться на теоретических аспектах, а обратимся сразу к практике, к опыту работы наших педагогов. Предлагаю Вам посмотреть разработки воспитателей, представленные на сайте под меткой «Музей в детском саду». Перейти к публикациям с денной меткой можно кликнув по ссылке: http://el-mikheeva.ru/tag/muzey-v-detskom-sadu

4. Коллекционирование — одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяет углублять познавательные интересы детей. Собирать можно все, что угодно: конфетные фантики, тематические картинки или открытки, камни, звуки, запахи и т.д. Очень увлекает дошкольников коллекционирование фотографий, сделанных самостоятельно и последующее оформление тематических альбомов. Как собрать такой альбом Вам расскажет фотограф на свадьбу в краснодаре. На сайте Олеси Мугу Вы можете посмотреть замечательные фотоальбомы и заказать фотосессию. При организации подобной работы с дошкольниками обсуждение значения и правил собирательства сопровождается организацией разнообразной детской деятельности на основе использования коллекции.

Создание совместных детско-взрослых коллекций способствует разрешению противоречия между доминированием игровых и недостаточным развитием познавательных мотивов у дошкольников. Эта цель может быть реализована при условии, что в совместной со взрослым деятельности будут использоваться методы и приемы, обеспечивающие повышение осознанности в познании: обсуждение вопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные характеристики познания (Что хотим узнать? Зачем? Для чего? Как можно узнать? С помощью чего? Что нужно сделать?).

Разумно организованное коллекционирование воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.

5. Инсценировки ищите в рубрике «Конспекты и сценарии» по ссылке http://el-mikheeva.ru/category/tvorchestvo-nashih-vospitateley/konspecti-i-scenarii

6. Занятия-сказки. С примером такого занятия можно познакомиться здесь.

7. Занятия-сюрпризы. В содержание данного вида занятий включается информация, освоенная детьми в процессе учебной работы и обновленная введением неожиданных условий, необычных пособий и способов организации. В качестве примера можно привести физкультурное занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Космическое путешествие» по ссылке: http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/obuchenie-detey-doshkolnogo-vozrasta-na-fizkulturnom-zanyatii-v-dou

Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование нетрадиционных форм обучения дошкольников будет способствовать формированию интеллектуальной компетентности, креативности и самостоятельности дошкольников, развитию интегративных качеств личности.