Трудовая деятельность дошкольников и математика

04 Фев 2012, Автор: admin

В трудовой деятельности детей дошкольного возраста, при организации совместных действий, дежурств, поручений, заданий необходимо обращать внимание на освоение детьми временных и количественных характеристик и зависимостей, логических связей, отношений и зависимостей; различных средств и способов познания. Проводится такая работа при организации практической деятельности взрослых совместно с детьми по изготовлению печенья, салата, уборке помещения, посадке и уходу за растениями, уходу за животными, сопровождаемая познавательными разговорами.

Трудовая деятельность детей дошкольного возраста в детском саду предполагает формирование у детей навыков самообслуживания, организацию хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

При формировании навыков самообслуживания формируется понимание собственной уникальности, индивидуальности, осознание ребенком своих возможностей и способностей. Ребенок изучает себя и сравнивает с другими (рост, возраст, культурно-гигиенические навыки), свою одежду (выглаженная — мятая, чистая — грязная, рукава длинные — короткие, какого цвета рубашка, какой форма юбка и т.п.).

Интерес представляет также обогащение и применение детского математического опыта в решении проблемных ситуаций и ситуаций нравственной направленности, возникающих в семье и в группе детского сада в ходе организации хозяйственно-бытового труда. Например, при сервировке стола детям необходимо учесть количество человек, сидящих за этим столом; при уборке игрушек соотносить их размер, цвет, форму в соответствии с ящиком, коробкой и т.п., куда они убираются. В процессе трудовых поручений закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.

Труд в природе помогает детям усвоить разнообразие размеров растений, животных в аспекте связи со средой их обитания, жизнедеятельностью и т.п. Разнообразные задания на классификацию, сериацию, сравнение и т.д. («Какие деревья растут в этом лесу?», «Какой листок лишний? Почему?», «Кто оставил следы на коре?») помогают детям увидеть «математику в природе» и делают освоение средств и способов познания значимым и востребованным в иных условиях деятельности.

Также возможна разработка и реализация проектов по темам «Математический огород», «Математика на грядке», «Большие и маленькие в природе», «Математические уроки Мойдодыра», «Бережливые ребятки», «К нам гости пришли» и т.п.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…