Дыхательная гимнастика для детей
14 Июл 2012, Автор: adminДыхательная гимнастика, специально подобранные дыхательные упражнения выполняются абсолютно во всех видах физкультуры и спорта. Существуют и специальные дыхательные гимнастики: и как самостоятельные виды лечебной физкультуры, и как специальные разделы разных оздоровительных практик.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Выполнение комплексов дыхательных упражнений является важным восстановительно-профилактическим средством, способствующим комфортному самочувствию ребенка в учреждении дошкольного образования.
Нарушением функции речевого дыхания считается:
— подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
— слишком большой вдох;
— учащенность дыхания;
— укороченность выдоха;
— неумение делать незаметный добор воздуха;
— неправильная осанка.
В ДОУ музыкальные и физкультурные занятия по рекомендации врача-педиатра могут включать следующие упражнения дыхательной гимнастики по Б. Толкачеву и А. Стрельниковой:
— развитие диафрагмально-брюшного дыхания;
— выработка продолжительного речевого выдоха;
— правильное чередование вдоха и выдоха;
— тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Дыхательная гимнастика для детей оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие:
— положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
— способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
— улучшает дренажную функцию легких;
— восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
— исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Дыхательную гимнастику для детей можно проводить как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятий должна быть хорошо проветрена, но лучше проводить гимнастику на свежем воздухе при температуре выше 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра.
В результате проведения дыхательной гимнастики с детьми повышаются показатели дыхательной системы, развиваются певческие способности детей.
Комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей
«Паровоз привез нас в лес»
(авторская разработка Арсеневской О.Н.)
Выполнение упражнений можно сопровождать показом иллюстраций или слайдов.
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Ходьба по залу с согнутыми в локтях руками.
Там полным-полно чудес.
Удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
Низко наклониться, обхватив руками грудь — свернувшийся в клубок ежик.
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела
Детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з! З-з-з!
Звук и взгляд направлять по тексту.
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з! З-з-з!
Пчелу ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
Укрепление связок гортани, профилактика храпа.
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком.
Устали? Нужно отдыхать.
Сесть и сладко позевать.
Дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.