Дыхательная гимнастика для детей

14 Июл 2012, Автор: admin

Дыхательная гимнастика, специально подобранные дыхательные упражнения выполняются абсолютно во всех видах физкультуры и спорта. Существуют и специальные дыхательные гимнастики: и как самостоятельные виды лечебной физкультуры, и как специальные разделы разных оздоровительных практик.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Выполнение комплексов дыхательных упражнений является важным восстановительно-профилактическим средством, способствующим комфортному самочувствию ребенка в учреждении дошкольного образования.

Нарушением функции речевого дыхания считается:

— подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;

— слишком большой вдох;

— учащенность дыхания;

— укороченность выдоха;

— неумение делать незаметный добор воздуха;

— неправильная осанка.

В ДОУ музыкальные и физкультурные занятия по рекомендации врача-педиатра могут включать следующие упражнения дыхательной гимнастики по Б. Толкачеву и А. Стрельниковой:

— развитие диафрагмально-брюшного дыхания;

— выработка продолжительного речевого выдоха;

— правильное чередование вдоха и выдоха;

— тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Дыхательная гимнастика для детей оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие:

— положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

— способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

—  улучшает дренажную функцию легких;

— восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

— исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Дыхательную гимнастику для детей можно проводить как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятий должна быть хорошо проветрена, но лучше проводить гимнастику на свежем воздухе при температуре выше 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра.

В результате проведения дыхательной гимнастики с детьми повышаются показатели дыхательной системы, развиваются певческие способности детей.

Комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей

«Паровоз привез нас в лес»

(авторская разработка Арсеневской О.Н.)

Выполнение упражнений можно сопровождать показом иллюстраций или слайдов.

Паровоз привез нас в лес.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

Ходьба по залу с согнутыми в локтях руками.

Там полным-полно чудес.

Удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

 Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

Низко наклониться, обхватив руками грудь — свернувшийся в клубок ежик.

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела

Детям меда принесла.

З-з-з! З-з-з! З-з-з!

Звук и взгляд направлять по тексту.

Села нам на локоток,

З-з-з! З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок.

З-з-з! З-з-з! З-з-з!

Пчелу ослик испугал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

Укрепление связок гортани, профилактика храпа.

На весь лес он закричал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком.

Устали? Нужно отдыхать.

Сесть и сладко позевать.

Дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.