Дополнительная образовательная программа "Вместе веселее…"

22 Апр 2012, Автор: admin

Дополнительная образовательная программа «Вместе веселее…»

(МДОАУ №23 г. Новотроицка)

Автор: Тюмайкина Екатерина Александровна

Образовательная область: Социализация

Срок реализации: 2 года

Возраст детей: 5-7 лет

Цель: развитие социальных умений и коммуникативной гибкости у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Учить преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

2. Развивать язык жестов, мимики и пантомимики, дать понять, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

3. Познакомить с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.

4. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Пояснительная записка

Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят педагогов перед необходимостью использования различных методов для решения коррекционно-развивающих задач.

Это позволяет обратить серьёзное внимание на окружающую ребёнка среду, то, как она преломляется в его сознании, как он сам оценивает своё место в этой среде.

Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки.

В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности. Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Психическое здоровье — фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть — развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

По определению известного психолога Р.С.Немова коммуникативные способности — это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

Составитель словаря «Педагогическое речеведение» А.А. Князьков, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, даёт более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) — понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. Из определения следует, что коммуникативные способности обладают сложной, уровневой структурой.

По мнению педагога Е. Юдиной, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, — наиболее вероятный образец для ребёнка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает их как естественные и строит их на основе своего собственного стиля общения. Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

По мнению Л.С. Выготского, положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна «окружающая ребёнка атмосфера» социальной мысли, внешнее педагогическое влияние.

Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создаёт для каждого растения оптимальные условия для развития.

Актуальность дополнительной образовательной программы заключается в том, что общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека с детства. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые — ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

По мнению психолога Л.И. Катаевой, застенчивость — сложное состояние, и оно может оказать самые разнообразные воздействия — от ощущения лёгкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжёлых неврозов.

Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым. Наверное, её можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение.

Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими:

  • — отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;
  • — невозможность выразить своё мнение и отстоять свои права;
  • — боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребёнка (или взрослого), какая-то эмоциональная угроза, и т.д.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми и впоследствии закрепляется.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться — задача и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Фиксации внимания на таком поведении вызывает ещё большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.

По мнению современных психологов Н.В. Клюевой и Ю.В. Филипповой, неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания негативно влияют на психику ребёнка.

Существуют и более сложные причины — психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).

Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально — личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объём мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляции и тонкой моторики, — всё это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой «дефект», и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё мнение, повышенная ранимость и неуверенность в себе. А ведь общение со сверстниками становится всё более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

Методологической основой программы являются труды авторитетных психологов и педагогов в области языкознания (теория коммуникативности — А.Н. Леонтьев, А.М. Шахнарович), психологии (теория общения — А.А. Боданев, Б.Ф. Ломов), психоаналитики (теория речи — А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Над проблемой развития коммуникативных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста работают О.М. Казарцева, Т.А. Ладынежская, М.Р. Львов, А.Г. Арутаева, Л.М. Шипицина и др.

Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста рассматриваются нами с учётом исследований Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной.

Методики обследования самооценки у детей, уровня общительности педагогов, уровня родительского отношения, уровня межличностных отношений ребёнка с родителями представлены в литературе рядом авторов: В.Г. Щур, В.Ф. Ряховского, А.Я. Варги и В.В. Столина, Г.Т. Хоментаускаса.

При написании дополнительной образовательной программы мы опирались на следующие нормативные документы:

1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.

2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г.

3. СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

Образовательная область, реализующая данную программу – «Социализация»

Принципы реализации дополнительной образовательной программы

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности — демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы и возраст детей

Занятия рассчитаны на 2 года и проводятся с ноября по март месяцы включительно с детьми старшей и подготовительной групп. Октябрь, апрель — диагностика.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

5 – 6 лет

Ребенок 5 – 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5 – 6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).

В этом возрасте происходят изменения в представлении ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т.д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них.

В 5 – 6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование её отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявлений чувств, эмоций). Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций с детьми своего и противоположного пола.

6 – 7 лет

В целом ребенок 6 – 7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий.

Большую значимость для детей 6 – 7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этом период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели, т.е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности.

В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениями (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения). К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

Ведущей формой работы являются тренинги.

Для работы с детьми, имеющими личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе) применяется цикл из 38 занятий (19 занятий в старшей группе, 19 занятий в подготовительной группе).

Продолжительность занятий 25-30 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой детей, состоящей из 8-10 детей.

Используются следующие способы реализации программы:

  • Коллективно-индивидуальный способ. Группа в пределах 4- 6 человек позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребенку и одновременно привить ему навыки социализации. Прослеживаются отношения между каждым конкретным ребенком и окружающими его детьми, используя подражательные реакции, соревновательность и т.д.
  • Игровой метод включает в себя дидактические игры и игротренинги. Занятия состоят из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных коррекционных задач.
  • Аналогия с растительным и животным миром.
  • Использование аудиозаписи, изображение образов животного и растительного мира, типичных поз, двигательных повадок, внешнего и внутреннего мира и т.д.
  • Театрализация. Разыгрывание небольших сценок, участники которых имеют разное настроение, характер, поведение. Введение в игровую атрибутику перевоплощений детей, пантомимы, ролевые игры-сочинялки, режиссуры детей, распределения ролей и т.д.
  • Беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций.
  • Словесные и подвижные игры, релаксационные упражнения.
  • Проигрывание психогимнастических упражнений.
  • Прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений с целью снятия стрессовое состояние.
  • Ритмопластика – художественное восприятие окружающего мира, которое передается через движение, мимику, жесты, позы, пластику. Двигательная терапия – снимает внутреннее напряжение.
  • Изотерапия – гасит негативные эмоции путём использования художественных средств.
  • Игротерапия – расширяет восприятие мира через звук, цвет, форму. Создает положительный образ своего тела.
  • Сказкотерапия – даёт возможность справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т.п.), учит общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, мысли, чувства.
  • Использование наглядных пособий: фотографий, рисунков, картин; схем, пиктограмм, графических изображений, символов.

Рекомендации по проведению занятий

Во время занятий детям предлагается сидеть на ковре в кругу, так как форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

В начале и в конце тренинга нами используется ритуальная игра для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием ребятами какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок — итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе тренинга.

Стиль ведения занятий должен быть эмоциональным и непринуждённым. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Специалист должен обладать профессиональными качествами, и в случае необходимости, всегда суметь выправить психологически неблагоприятную ситуацию. На занятиях регулярно используется музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у воспитанников.

Оборудование:

Для занятий по предлагаемой программе используются:

  • — мягкие диваны, столы;
  • — массажные мячи и коврики;

Специальная атрибутика:

  • — волшебный сундук;
  • — шапка-невидимка;
  • — ковёр-самолёт;
  • — волшебная палочка;
  • — камень-талисман;
  • — добрый и злой стулья;
  • — микрофон;
  • — театральная ширма.

Дидактический материал:

  • — альбомы для рисования;
  • — фломастеры не менее 12 штук;
  • — фотографии-иллюстрации с изображением детей с различными эмоциональными состояниями;
  • — схемы-эмоции.

Техническое оснащение занятий:

  • — телевизор;
  • — DVD;
  • — музыкальный центр;
  • — цифровой фотоаппарат;

Структура программы

Программа «Вместе веселее…» состоит из трёх разделов:

«Я и эмоции»

Содержание этого раздела поможет понять взрослому эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях; что его беспокоит и что радует.

Снять состояние эмоционального дискомфорта; сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.

«Я+Я»

Содержание этого раздела поможет ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе.

«Я и моё окружение»

Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.

Задачи 1-го раздела:

Старшая группа

  • — углубить знания детей о базовых эмоциях радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса;
  • — учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям;
  • — учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства мимики, пантомимики, интонации;
  • — развить у детей эмпатию (способность к сопереживанию).

Подготовительная группа

  • — закреплять полученные знания об эмоциях;
  • — расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая их сравнивать;
  • — продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Задачи 2-го раздела:

Старшая группа

  • — способствовать осознанию ребёнком своего имени;
  • — учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, походка);
  • — формировать адекватную самооценку;
  • — способствовать самопознанию ребёнка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств);
  • — помочь ребёнку поверить в свои силы;
  • — гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.

Подготовительная группа

  • — способствовать психическому и личностному росту детей;
  • — продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я»;
  • — помочь ребёнку осознать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек уникален и неповторим;
  • — помочь детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей;
  • — гармонизировать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).

Задачи 3-го раздела:

Старшая группа

  • — расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими;
  • — дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения;
  • — сформировать позитивное отношение к сверстникам;
  • — учить понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
  • — учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.

Подготовительная группа

  • — учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства;
  • — дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности;
  • — сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

Структура тренинга состоит из четырёх этапов:

1. В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям позитивно настроиться на работу в группе, установить контакт.

2. В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и тематике занятия:

  • — развивающие игры-драматизации;
  • — сюжетно-ролевые;
  • — игры на развитие навыков общения;
  • — упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;
  • — этюды;
  • — сочинение историй;
  • — беседы и рассказы;
  • — мини-конкурсы.

Творческая часть: рисование и обсуждение рисунков.

Таблица 1. Тематический план занятий

Раздел Темы занятий Время проведения
Старшая группа Подготов. группа
«Я и эмоции»
  1. Радость
  2. Удивление
  3. Страх
  4. Гнев
  5. Горе
  6. Наши эмоции
  1. Азбука настроения
  2. Отгадай эмоцию
  3. Язык жестов и движений
  4. Давайте жить дружно
  5. Эмоциональное состояние
  6. Игры,упражнения, этюды
1 нед. ноября

2 нед. ноября

3 нед. ноября

4 нед. ноября

1 нед. декабря

2 нед. декабря

«Я+Я» 1.Тайна моего имени

2. Автопортрет

3. Мой внутренний мир

4. Мой любимый сказочный герой

5. Мой ласковый и нежный зверь

6. Мой волшебный дом

7. Я знаю, я умею, я могу.

  1. Автопортрет
  2. Узнай себя
  3. Я знаю, я могу
  4. Мои желания
  5. Волшебное зеркало
  6. Моя волшебная страна
  7. Я нужен
3 нед. декабря

4 нед. декабря

2 нед. января

3 нед. января

4 нед. января

1 нед. февраля

2 нед. февраля

«Я и моё окружение»
  1. Мы так похожи
  2. Мы такие разные
  3. Язык жестов и движений
  4. Давайте жить дружно
  5. Мальчики и девочки
  6. С кем я живу
1. Найди друга

2. Мои друзья

3. Мальчики и девочки

4. Одна команда

5. Перевоплощение

6. Танцевальный марафон

3 нед. февраля

4 нед. февраля

1 нед. марта

2 нед. марта

3 нед. марта

4 нед. марта

Итого: 19 занятий,

19 часов

19 занятий,

19 часов

 
Всего: 38 занятий, 38 часов  

Диагностика проводится в октябре месяце (за 1 месяц до начала занятий) и в конце учебного года в апреле месяце (после окончания курса программы).

Дети, перешедшие на 2-й год обучения, диагностируются вновь на следующий учебный год.

Для обследования детей, родителей и воспитателей применяются:

Методика В.Г. Щур «Определение самооценки», опубликованная в книге Н.В. Краснощёковой «Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста;

Проективная методика Г.Т. Хоментаускаса «Рисунок семьи», которая исследует уровень межличностных отношений ребёнка с родителями;

Тест-опросник (ОРО), разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным, представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Опубликован в книге Е.И. Рогова «Настольная книга практического психолога»;

Тест-опросник В.Ф. Ряховского, который оценивает уровень общительности воспитателя, напрямую является важным показателем для успешной реализации нашей программы, так как воспитатель должен обладать коммуникативными навыками: быть примером для детей и помогать им преодолевать трудности в общении.

Методы и приёмы обучения

Методы и приёмы развития слухового восприятия: музыкально-дидактические игры (тихо-громко, быстро-медленно, весело-грустно); словесные игры; музыкально-ритмические и релаксационные упражнения; танцевальная терапия; подвижные игры.

Методы и приёмы развития эмоциональной сферы: открытое проявление социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Методы и приёмы развития коммуникативных способностей: рассматривание иллюстраций с последующим диалогом между взрослым и детьми; работа в парах и мини командах; вопросы и ответы при разыгрывании ситуаций или обсуждение чего-либо во время тренинга; задания, требующие от ребёнка развёрнутого ответа, собственного мнения, суждения.

Методы и приёмы развития культуры жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, пантомимики, движений, осанки, позы.

Ожидаемые результаты

Старшая группа

Знать:

  • — различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении;
  • — о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;
  • — какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими, и какие недостатки этому общению мешают.

Уметь:

  • — понимать и описывать свои желания и чувства;
  • — осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
  • — различать определённые эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;
  • — сравнивать эмоции;
  • — контролировать свои эмоциональные реакции;
  • — оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения;
  • — уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
  • — вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;
  • — выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.

Подготовительная группа

Знать:

  • — об относительности в оценке чувств;
  • — что такое «мужественность» и «женственность», понимать особенности общения с партнёрами противоположного пола;
  • — что означают их имена.

Уметь:

  • — понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
  • — устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
  • — выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики;
  • — рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;
  • — переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общении с людьми;
  • — общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
  • — оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
  • — изображать на рисунке своё внутреннее состояние.

Список литературы.

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-М.: Просвещение, 1995.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- М.: Просвещение, 1984.

4. Каменская В.Г., Зверева С.В. «К школьной жизни готов!» Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. СПб. Детство-Пресс. 2004

5. Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.- Ростов Н/Д.: Феникс, 2006.

6. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми — М.: Детство-Пресс, 2005.

7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.

8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития, 1996.

9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Просвещение, 1986.

10. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры — М.: Владос, 2001.

11. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры — М.: Детство-Пресс, 2000.

12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.: Владос, 1999.

13. Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников.-Минск: Гамма, 1995.

14. Фопель К. «Привет, ручки!» Подвижные игры для детей 3-6 лет: М.: Генезис, 2005.

15. Хухлаева О.В, Хухлаев О.Е., Первушина И.М «Тропинка к своему Я». Программа групповых занятий с дошкольниками. М. «Генезис». 2007

16. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. Тренинговые программы.- М.: Детство-Пресс, 2007.

17. Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- М.: Детство-Пресс, 1998.

.

Покерные новости: вчера, сегодня, завтра — анонсы, вести с чемпионатов и их итоги. Аналитика — анализ стратегии успешных игроков, видеозаписи игр профессионалов, покер-тренажер для мобильного и ПК. Рубрика «База знаний» говорит сама за себя. Даже если Вы не игрок, Вы найдете здесь много увлекательного и интересного. Рубрика «Где играть» расскажет о покер румах и их особенностях. Ну и в разделе «О нас» вы прочитаете краткий обзор сайта Pokermagic.ruНу и конечно, игра — это всегда отдых и хорошее настроение. Заходите, играйте, удачи Вам и больших выигрышей!