Дополнительная профессиональная образовательная программа курсов по проблеме «Педагогическое сопровождение развития одаренных детей в условиях предшкольного образования»

15 Янв 2012, Автор: admin

Е.В. Михеева
Оренбургский государственный педагогический университет

Опубликовано: Одаренные дети дошкольного возраста XXI века: феномен, убкультура, нравственные ориентиры и перспективы развития / под ред. Л.В. Трубайчук : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 7-8 октября 2010 г.). – Челябинск: Образование, 2010. – С. 177-181.

В условиях модернизации российского образования актуальна проблема выявления и развития способностей у детей дошкольного возраста. Кроме того, дошкольное образование выделяет такую ступень как предшкольное образование и регулирует процесс организации  работы данных групп в дошкольных образовательных учреждениях. Программа курсов по проблеме «Педагогическая поддержка развития одаренных детей в условиях предшкольного образования» предполагает реализацию принципа взаимосвязи курсовой подготовки с образовательной практикой и современными инновационными процессами в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель программы: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов системы дошкольного образования в области организации воспитательно-образовательного процесса в группах предшкольной подготовки с одаренными детьми старшего дошкольного возраста.

Продолжительность программы обучения (с отрывом от производства) – 72 часа (2 недели по 36 часов). Режим занятий – 6 часов в день.

Содержание и последовательность изложения учебного материала

I. Педагогический модуль «Научно-теоретические основы работы с одаренными детьми в современном ДОУ»

Тема 1.1. Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка
Концепция одаренности. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок». Специфика одаренности в детском возрасте, признаки одаренности. Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка. Виды одаренности (по видам деятельности). Критерии выделения видов одаренности. Принципы и методы выявления одаренных детей.

Тема 1.2. Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду
Направления работы с одаренными детьми в сфере дошкольного образования. Методы и средства обучения. Дифференциация обучения как условие развития одаренных детей. Интеграция базового и дополнительного образования в работе с одаренными детьми. Развитие детской одаренности в образовательной среде ДОУ. Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми. Менторство как форма работы с одаренными детьми.

II. Предметно-методический модуль «Развитие специальных способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Блок 2.1. Проявление одаренности в практической деятельности

Тема 2.1.1. Психомоторная одаренность детей дошкольного возраста, ее отличительные особенности
Понятие и определение психомоторной одаренности. Признаки психомоторной одаренности. Проявления психомоторной одаренности в художественно-эстетическом (уровень эстетичности выполнения движений), познавательном (уровень освоения приемов решения двигательных задач), коммуникативном (уровень общения с партнером по игре), духовно-ценностном (уровень осознания ценности здоровья) направлении. Пути и способы диагностики и развития психомоторной одаренности дошкольников.

Тема 2.1.3. Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с признаками психомоторной одаренности
Развитие мотивации и творчества в процессе приобщения дошкольников к физической культуре. Развитие физических качеств дошкольников на этапе предшкольного образования. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет. Проблемные ситуации и задачи, стимулирующие развитие творческого интеллекта ребенка. Задачи дивергентного типа в двигательной деятельности детей. Специфика творческих процессов в сфере двигательных действий детей.

Блок 2.2. Проявление одаренности в познавательной деятельности

Тема 2.2.1. Интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности
Модель умственной одаренности дошкольников (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко): мотивационный, операциональный блоки и блок реализации. «Структура интеллекта» Дж. Гилфорда. Физический интеллект (Г. Доман).

Возрастные предпосылки интеллектуальной одаренности. Ход возрастного развития и становление способностей. Ускорение и обогащение обучения умственно одаренных дошкольников. Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе.

Тема 2.2.2. Познавательная активность как показатель детской интеллектуальной одаренности
Непосредственная познавательная активность, любознательность. Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений. Познавательная активность, направленная на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними. Самостоятельная познавательная активность. Уровни развития познавательной активности детей (А. Прихожан). Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности дошкольников. Формирование мотивации к учебно-познавательной деятельности. Условия становления познавательной мотивации.

Блок 2.3. Проявление одаренности в художественно-эстетической деятельности

Тема 2.3.1. Выявление и прогнозирование детской художественной одаренности
Выявление детской художественной одаренности в условиях личностно-ориентированного подхода (А.А. Мелик-Пашаев). Исследование художественных способностей (В.И. Кириенко). Выявление творческого воображения в художественно-изобразительной деятельности (Ю.А. Полуянова). Метод «креативного поля» Д.Б.  Богоявленской.

Тема 2.3.2. Хореографическая, сценическая и литературно-поэтическая одаренность ребенка-дошкольника
Хореография как средство гармонизации развития личности. Особенности развития детского творчества в хореографии. Основные принципы, цели и задачи сценического мастерства. Сценическая культура, сценическое перевоплощение. Воспитание свободы в сценическом пространстве, коллективных и индивидуальных принципов творчества.

Поэтическое восприятие действительности. Компоненты литературных способностей: образное мышление, творческое воображение, эмоциональная впечатлительность.

кружающий мир как источник развития литературных способностей детей.

Тема 2.3.3. Изобразительная одаренность дошкольника
Творческие задания в художественной деятельности детей с признаками одаренности. Специфика художественно-творческих заданий для детей старшего дошкольного возраста (сфера целеполагания художественной деятельности ребенка, многообразие методов художественно-творческой деятельности, техническое мастерство).

Тема 2.3.4. Музыкальная одаренность ребенка-дошкольника
Музыкальность как качественно своеобразное сочетание музыкальных способностей (Б.М. Теплов). Музыкально-эстетические и специальные способности (Н.А. Ветлугина). Эмоциональная и познавательная стороны музыкальности (В.Д. Остроменский). Структура общих и частных музыкальных способностей (К.В. Тарасова). Детская музыкальная одаренность, особенности ее проявления и диагностики. Педагогические условия творческой реализации музыкально одаренных детей.

Блок 2.4. Проявление одаренности в коммуникативной деятельности

Тема 2.4.1. Лидерская одаренность в дошкольном возрасте
Структурные компоненты лидерской одаренности: социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д. Социальная одаренность, социальный интеллект, организаторские способности. Эффективные способы развития лидерского потенциала дошкольников (М.Н. Емельянова).

Тема 2.4.2. Лингвистическая и коммуникативная одаренность, особенности ее развития в дошкольном возраста
Ранняя речь и большой словарный запас как проявления одаренности. Рифмотворчество, переборы грамматических форм и словотворений, детское словотворчество как показатель становления лингвистической одаренности. Развитие лингвистической одарённости  как средство сохранения Культуры Детства, условие познания знаков и символов Культуры, средство создания внутреннего мира ребёнка (Н.Е. Черноиванова).

Сущность понятия «коммуникативные способности», особенности, формы их развития. Социокультурная деятельность как средство развития коммуникативных способностей. Формы и методы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами социокультурной деятельности.

Блок 2.5. Проявление одаренности в духовно-ценностной деятельности

Тема 2.5.1. Моделирование духовно-творческой среды воспитания дошкольника
Педагогические условиия моделирования духовно-творческой среды воспитания дошкольника. Особенности формирования духовно-творческой среды в ДОУ. Связь социализации и духовного развития личности (А.Г. Асмолов). Особенности формирования духовно-творческого потенциала личности дошкольника.

Нравственные нормы, нравственный контроль поведения, духовно-нравственные чувства. Нравственная культура личности как совокупность качеств: гуманизм, взаимопонимание, морально-эстетические нормы, чуткость, эмпатия и пр., которые основаны на культурно-исторических ценностях определенного общества. Уровни нравственного сознания личности дошкольников, мотивы поведения.

Условия формирования духовно-творческого потенциала личности в процессе нравственного воспитания. Педагогическое обеспечение духовно-творческого становления личности старших дошкольников.

Тема 2.5.2. Особенности эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста
Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста: условия формирования социальных мотивов поведения ребенка, влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте. Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстнику. Проблемы развития морально-нравственного поведения дошкольников.

Блок 2.6. Проявление одаренности в творческой деятельности

Тема 2.6.1. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка-дошкольника
Музыкально-образовательная среда как компонент педагогической системы. Музыкальное оформление жизнедеятельности детей. Требования к проектированию музыкальной среды. Критерии качества музыкальной среды. Блоки и содержание музыкально-образовательной среды. Преемственность в организации музыкальной среды: из детского сада в школу.

Тема 2.6.2. Методы и способы исследования творческой активности дошкольников
Тесты творческого мышления Торренса. Диагностирование интеллектуальных способностей личности (тест интеллекта Векслера). Батарея тестов креативности Туник. Опросник креативности Джонсона. Тест Векслера. Тест Равена. Цветовой тест Люшера (измерение психофизиологическое состояния человека, стрессоустойчивости, активности и коммуникативных способностей). Методика рисуночной фрустрации (детский тест Розенцвейга).

Результатом освоения программы по проблеме должна стать программа индивидуального маршрута развития способностей одного из воспитанников группы, составленный с учетом основных задач предшкольной подготовки и индивидуальных особенностей развития ребенка.

Презентацию по теме программы вы найдете, если выйдете на страницу  «Учимся вместе»

На данной странице Вы найдете учебные и методические материалы: презентации по курсам повышения квалификации, тестовые задания и задания дистанта (для высшей категории КБПК), электронные лекции и видео лекции, аннотированные каталоги, подборку педагогических ситуаций и многое другое, что поможет Вам пройти аттестацию легко и безболезненно.

Вход на страницу защищен паролем, получить который Вы можете, заполнив форму ниже.

 

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *