Как научить малыша выговаривать звук «Р»

09 Дек 2016, Автор: admin

Проблема: Нашему малышу 4 года и 2 месяца. Он говорит достаточно чисто, но вот звук «р» ему никак не дается. Стоит ли нам начинать беспокоиться по этому поводу или же еще есть время и проблема может разрешиться сама собой?

Малыш радует родителей, произнося первые слова, пусть даже не всегда правильно. Однако к 3-4 годам близкие люди начинают переживать, если отдельные буквы ребенок не выговаривает. Больше всего проблем возникает с постановкой звука «р». Это одна из самых поздних фонем русского языка, которая зачастую приобретается к 5-6 годам. Однако работать над ней можно начать гораздо раньше. В первую очередь важно понять, с чем связаны сложности малыша в произнесении звука «р». Педиатр или стоматолог помогут определить, не укорочена ли у ребенка уздечка, нет ли дрожащего горлового произношения, не связаны ли трудности с неврологическими проблемами. Если это так, без квалифицированной помощи логопеда не обойтись, а начинать сотрудничать с ним рекомендуется как можно раньше.Работа над фонемой «р» происходит в три этапа: подготовки, постановки звука и автоматизации произношения. Заниматься с малышом нужно ежедневно в течение 10-15 минут. Чтобы подобрать для ребенка ряд индивидуальных упражнений, нужна будет консультация логопеда. Сначала необходимо поработать над формированием точной артикуляции и направленной воздушной струи, отработкой опорных звуков, развитием фонематического слуха и мелкой моторики. На следующем этапе необходимо объединить отработанную артикуляцию, добавив правильное речевое дыхание и голос.

Чтобы произношение звука «р» было верным, нужно, чтобы кончик языка был широким. Можно попросить ребенка расслабить язык, сделать его «блинчиком», затем отправить язычок на верхнюю губу. После того, как ребенок освоил это, предложить ему поднимать язык на верхние зубы и снова возвращать на губу. Затем перевести его за верхние зубы и, отодвинув к альвеолам, подуть на кончик, произнося фонему «з». Это поможет в работе над формированием проторного «р», поскольку положение языка становится в обоих случаях очень похоже. Если слышится звук «ж», следует попросить ребенка придвинуть язык поближе к зубам, слегка усиливая струю воздуха. Закрепляя правильную артикуляцию, просим произнести слог «ра», повторяем это со слогами «ры, ро, ру».

Постановка звука обычно происходит в игровой форме, когда внимание малыша не акцентируется на логопедической работе; по подражанию, когда ребенок перед зеркалом копирует движения логопеда или родителей; и с механической помощью, когда используются специальные шпатели и зонды. Когда проторный звук, то есть звук без вибрации кончика языка, выработан, переходим к раскатистому и мягкому «р».

Чтобы ребенок научился выговаривать рокочущий «ррр», попросите его побарабанить языком за верхними зубами, ближе к альвеолам. Звук должен быть похож на «д», при этом можно поднести ко рту тонкую полоску бумаги, чтобы она колебалась при ударах языка. Подложите шпатель под кончик языка, производя частые колебательные движения. Язык должен быть широким и напряженным, как струна или оловянный солдатик. Постепенно механическая помощь уменьшается, ребенок продолжает движение уже без нее, со временем вообще переставая в ней нуждаться.

После автоматизации раскатистого «р», произнесение мягкого «рь» приобретается за счет подражания, смягчая слогами «ри, ря, ре, рю» и растягивая губы в улыбку. Этап автоматизации правильного произношения заключается в последовательном введении звука сначала в отдельные слоги, затем в слова и предложения, и, наконец, в самостоятельную речь малыша.

На любом из этапов не нужно торопиться, внимание следует уделить каждой форме работы, постепенно переходя от одного этапа к другому, играя и выполняя разнообразные упражнения. Регулярность занятий и терпение – залог четкого и красивого произношения звука. При правильном подходе настоящий успех у ребенка может возникнуть уже через несколько месяцев.