Музыкальное воспитание ребенка: тишина, легкий шум, чистый звук (М. Монтессори)

12 Май 2014, Автор: admin

Group Of Pre School Children Taking Part In Music LessonСогласно философского утверждения о том, что «ни что не может быть создано интеллектом, чего не было бы раньше в чувстве» необходимо, чтобы  восприятие детьми мира звуков происходило через чувственное сравнение музыки и шумов, производимых любым движением, с абсолютной тишиной покоя. Упражнения в этом сравнении способствуют уточнению слуха и формируют музыкальную интуицию ребенка. М. Монтессори называла их упражнениями в тишине, и они являются одной из составляющих музыкального воспитания. Такие упражнения проводятся ежедневно и имеют своей актуальной целью различать самый легкий шум и сравнивать его с чистым звуком и полной тишиной. Косвенно же ребенок тренирует свой музыкальный и эстетический вкус и вырабатывает способность к самодисциплине в групповой работе.

Если мы понимаем, что непременным источником звучащего мира является движение, то вторая составляющая музыкального воспитания заключается в пробуждении чувства ритма и в «поощрении к спокойным и координированным движениям тех мускулов, которые уже вибрируют в тишине неподвижности». Пребывание ребенка в ритмическом состоянии в течение дня – это есть внутренняя концентрация  его внимания на собственных движениях, при которой его тело послушно ритму общей жизни, а действия согласуются с внутренними импульсами. Дети от 2 до 5 лет особенно нуждаются в упорядоченном ритме жизни, так как переживают сензитивный период порядка. Весь строй жизни в группе остается неизменным в течение длительного времени. Свободная работа с материалом сменяется информационным кругом, который собирает детей звуками знакомой музыки, затем следует прогулка в саду, обед и т.д. Постоянный ритм успокаивает ребенка и нормализует его.

Поэтому специальные фронтальные занятия, принятые в традиционном детском саду, не играют столь значительной роли, какую придают ему педагоги. Гораздо важнее, но и труднее воссоздать в реальной жизни ребенка, если можно так сказать, чистый звуковой фон, т.е. упорядочить и ритмизировать его звуковое окружение, предоставить возможность сравнивать голос щегла с пением человека или с журчанием живых детских голосов, симфоническую музыку с игрой скрипки или флейты, звуки улицы и родного дома.

Какие предметы культуры – музыкальные инструменты – могут способствовать музыкальному воспитанию детей?

М. Монтессори для этой цели выделила три музыкальных инструмента, которые должны иметь место в окружающей ребенка среде: арфа, барабан и колокольчики. Она полагала, что арфа пробуждает в душе ребенка мягкие и спокойные настроения, в то время как ударные инструменты способствуют ритмизации его музыкальных движений.

Элементарное музицирование на музыкальных инструментах, спонтанное сочинительство и импровизация, проговаривание образов, возникающих в результате слушания, — все это составляет фонд отдельных упражнений, включенных в программу введения ребенка в мир музыки. Сам же процесс этой работы можно разделить на три вида: пассивное – когда ребенок слушает звучание инструмента, но занят другим; частично активное — когда он, слушая музыку, предается собственным мыслям и переживает момент вдохновения; и наконец, активное, — когда он берется за инструмент или требует от взрослых воспроизведения определенной музыки. Все эти три вида  слухового восприятия должны присутствовать в жизни ребенка Монтессори – группы. Музыка, ежедневно встречающая детей у входа  в группу, музыка, созывающая их на круг, музыка упражнений на линии, уроки тишины, музыкальное рисование, рефлексия музыкальных образов, элементарное музицирование – таковы педагогические средства, помогающие ребенку жить в мире звуков.