Упражнения в практической жизни (М. Монтессори)

05 Май 2014, Автор: admin

m-montessoryРебенку предоставляется возможность упражняться в заботе о самом себе, в самообслуживании, и он сам научается обращаться с ложкой, вилкой, ножом, пипеткой, щипцами, салфеткой, полотенцем, губкой. Надо только позволить ему переливать воду, пересыпать зерно, многократно застегивать и расстегивать одежду, причесываться, чистить зубы, ухаживать за одеждой, обувью, стирать и гладить.

В Монтессори-группе дети ежедневно упражняются в заботе об окружающей их среде. Они протирают пыль, подметают пыль, убирают ковер, споласкивают и вытирают посуду, окно, полируют мебель и металлические предметы, чистят зеркало, аранжируют и поливают цветы, работают в саду, кормят животных.

Разумеется, все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений в самостоятельной деятельности, в специально организованном взрослыми образовательном пространстве. Для каждого упражнения есть свой учебный материал, который  предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности. Материал содержит возможность самостоятельного контроля над ошибками и исправления их. Все материалы для упражнений в практической жизни косвенно способствуют концентрации внимания, развитию мелкой моторики ребенка и мускулатуры рук. Мария Монтессори обратила внимание на обязательное проявление у ребенка «феномена концентрации внимания», без слов говорящего, «интенсивной работы мозга».

Приведем несколько основных материалов, организующих дидактическое пространство для упражнений в практической жизни детей.

Переливание из одного сосуда в другой

1. Два стеклянных прозрачных кувшинчика. 2. Поднос. 3. Губка.

Пересыпание с помощью ложки

1. Две фарфоровые или деревянные плошки. 2. Чайная ложка. 3. Поднос.

Рамки с застежками

1. С пуговицами, кнопками; со шнурками, бантами. 2.С пряжками и т.д.

Чистка ботинок

1. Корзинка или поднос. 2. Лист оберточной бумаги. 3.Три различные щетки. 4.Банка с кремом для обуви. 5. Бархотка. 6. Ботинки для чистки.

Уборка пыли, мусора со стола

1. Корзиночка с заранее подготовленным мусором. 2.Мелок. 3. Совок. 4. Яркая клейкая метка. 5. Метелка.

Все сложено в общую коробку или лежит на подносе.

Полировка металлических предметов

1. Полироль для металла в баночке с крышкой. 2. Плошка с тампоном для полировки. 3. Бархотка. 4. Мелкие металлические вещи для полировки

Аранжировка цветов

1. Свежие цветы. 2. Небольшая клеенка. 3. Кусок оберточной бумаги. 4. 1-2 вазы для цветов. 5. Кувшин. 6. Тазик. 7. Ножницы.

Эти материалы являются лишь малой частью развивающей среды для упражнений в практической жизни. Большинство же таких материалов педагог придумывает и конструирует сам. осознавая свою исследовательскую функцию по отношению к ребенку. В Монтессори – группах дети выполняют до 30 упражнений, необходимых в практической жизни, в которых используется вода. Как правило, сконструировано не меньше материалов для упражнений в нанизывании или сортировке предметов. Все они отвечают требованиям эстетики и притягательны для ребенка.