Самостоятельность ребенка в подготовленной среде (М. Монтессори)

04 Май 2014, Автор: admin

montessoryВ созданной согласно М. Монтессори «подготовительной среде» ребенок может упражнять все физические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться. Посредством упорядочивания подготовительной среды он учится приводить в систему свой прежний опыт.

Попадая в среду Монтессори – группы, ребенок ежедневно, ежечасно стоит перед выбором, чем бы ему заняться, на каком предмете сосредоточить свое внимание. И он чаще бессознательно выбирает то, что продвигает в его естественном развитии.

В процессе адаптации (наиболее сложный период для ребенка раннего возраста) к дошкольному учреждению под руководством педагога дети учатся  ориентироваться  в окружающей среде. Происходит освоение нового жизненного пространства,  приспособленного взрослым для его углубленной самостоятельной работы. Они учатся тихо ставить стул, развертывать коврик, переставлять стол, переносить различные предметы, материалы с полки на рабочее место  и ставить их  после работы  назад. Учатся спокойно ходить по группе, не задевая столы, стулья и коврики, на которых работают другие, уважать чужой труд. Их приучают к вежливому и доброжелательному отношению к друг другу и ко взрослым. Как надо предложить кому-то помощь, как принять ее, как попросить какой-то предмет, в каких случаях извиниться? Дети учатся открывать и закрывать дверь, вешать на крючок одежду и полотенце, вытирать обувь на пороге и отряхивать снег. Они включаются в ритм жизни группы и работу с материалом в мастерской. Важное место в жизни детей в адаптационный период занимают специальные упражнения в тишине и хождение по линии.

Было бы неточным назвать занятие ребенка с дидактическим материалом игрой. Скорее всего, ребенок выполняет серьезную, содержательную работу, выбранным им самим. Он действует при этом абсолютно самостоятельно, в собственном темпе и занимается столько времени, сколько ему хочется.  То есть он свободен. Но не той свободой, синоним которой вседозволенность, отсутствие границ. Речь идет о свободе целенаправленной деятельности и познания.

Есть ли ограничения этой свободе? Есть. И главное из них носит социальный оттенок. Ребенок, как и любой другой человек, не может  быть полностью свободным, если он не мешает жить другим людям, другим детям в группе. Не мешать другим можно только в ситуации, когда все действия направлены к определенным целям и сопровождаются внутренней концентрацией. Мария Монтессори называла это состояние ребенка нормализацией.

По направленным действиям надо учиться.  Вот почему Л.С. Выготский  считал, что обучение идет впереди развития. Действительно, ребенок растерян, несчастен и слаб, если не умеет пользоваться окружающими его предметами. Обучение точному обращению с культурными предметами среды, использованию их по назначению есть гарантия свободы.

Когда мы говорим, что Монтессори–педагог имеет уникальную возможность наблюдать свободного ребенка, то имеем в виду, что условия для  его «освобождения» мы уже создали и сделали первые презентации окружающих его предметов. То есть в конце адаптационного периода  мы наблюдаем нормализованного, а потому свободного ребенка. И именно он формирует  наше отношение к самим себе как к профессионалам, лишенным отныне многих прежних предрассудков.

Особенности подготовленной среды

Столы и стулья в группе по росту детей. Низкие полки для размещения развивающих материалов – не выше уровня глаз ребенка. 5-6 ковриков в стойке для индивидуальной работы. Каждый развивающий материал лежит на отдельном подносе, в коробке или в корзине. Все  материалы сгруппированы на соответствующих полках для ориентации детей и лежат всегда строго на определенном месте. Они полностью скомплектованы, вымыты и готовы к работе (каждого материала — по одному).

Уголок с игрушками, диван и библиотека выделены в групповом пространстве. Спортивно-двигательный комплекс и «шумная комната» соседствуют с рабочим классом.

Все выключатели, ручки находятся на уровне, доступном ребенку. Туалетная комната приспособлена для детей. В пространстве группы есть низкая детская кухня с раковиной для мытья посуды. Раздевалка оборудована открытыми вешалками, индивидуальными мешками для сменной одежды  и большим зеркалом.

Во всех помещениях есть цветы и условия максимально приближены к домашним.