Организация непосредственной образовательной деятельности «Образ женщины матери в музыке и живописи»

28 Дек 2012, Автор: admin

Организация непосредственной образовательной деятельностиНа прошедшем 17 апреля 2012 года семинаре для педагогов ДОУ по теме «Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей дошкольного возраста» большую заинтересованность у участников вызвал просмотр организации непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы «Образ женщины-матери в музыке и живописи». В видеоролике был представлен пример интеграции образовательных областей и взаимодействие специалистов ДОУ при решении образовательных, воспитательных задач. Деятельность детей сопровождают педагоги МДОБУ «Детский сад № 38 г. Орска»: воспитатель Булимова Е.П., музыкальный руководитель Гололобова И.А., учитель-логопед Алексеева Е.В. под руководством старшего воспитателя Кондраковой Е.В.

Предлагаем Вашему вниманию видеозапись организации непосредственной образовательной деятельности и конспект НОД:

Конспект интегративной деятельности

 Направление деятельности: «Социально-личностное развитие»

Образовательная область: «Социализация»

Тема: «Образ женщины матери в музыке и живописи»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Длительность интегративной деятельности: 35 — 40 минут

Подготовили:Кондракова Е.В., ст. воспитатель высшей квалификационной категории, Булимова Е.П., воспитатель 1 квалификационной категории, Гололобова И.А., музыкальный руководитель 1 квалификационной категории, Самойленко И.Д., воспитатель 1 квалификационной категории МДОБУ «Детский сад № 38  г. Орска».

Цель: Воспитание нравственных чувств: любви, доброты, уважения к маме через восприятие музыки, репродукции картин.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Воспитание уважения к матери. Учить выражать любовь, нежность в словах, через музыку и рисунок.
  2. Воспитывать нравственные качества: бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.
  3. Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции педагога, детей, реагировать на произведения, созданные руками сверстников.
  4. Принимать  активное участие в деятельности.

Развивающие:

  1. Развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
  2. Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.
  3. Развитие эмоционального восприятия музыкальных произведений.
  4. Развитие творческих способностей, воображение, эстетический вкус, индивидуальное самовыражение при передаче образа в движении и игре на музыкальных инструментах, при изготовлении портрета мамы
  5. Развитие чувства ритма, фонематического слуха.

Образовательные:

  1. Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Использовать литературное слово при описании образа.
  2. Активизировать словарь детей качественными прилагательными, характеризующие качества мужественности и женственности
  3. Знакомить детей с репродукциями картин известных художников.
  4. Формировать умения делать нравственные выводы, умозаключения.
  5. Закрепление представления о музыкальных инструментах.
  6. Совершенствовать умение детей создавать творческую работу по замыслу.
  7. Закреплять умение детей в изображении портрета с детальной прорисовкой и определением пропорций.
  8. Активизировать умение детей в использовании знакомых техник в рисовании.
  9. Закреплять умение планировать действия при создании работ из случайного материала.
  10. Совершенствовать навык организации своего рабочего места (отбор средств и материалов деятельности).
  11. Совершенствовать двигательные навыки (бег на носочках при движении змейкой). Укрепление мышц рук при передаче образов. Учить согласовывать движения со словом и музыкой.

Работа над словарем:  активизировать словарь детей качественными прилагательными, характеризующими качества мужественности и женственности, образ мамы, определяющими характер воспринимаемой музыки.

Приемы руководства деятельностью детей:

Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:  чтение рассказа с нравственным содержанием. Мотивация продуктивной деятельности: изображение портрета мамы и дополнить работу подарком для мамы

1. Приемы активизации деятельности детей в процессе интегративной деятельности:  проблемные вопросы, подбор пословиц про папу, маму, объяснение смысла пословицы, танцевальная импровизация под музыку, беседа по прочитанному, по картинам.

2. Приемы организации практической деятельности детей:  слушание музыки, игровые задания, игра на музыкальных инструментах, пение, определение способа изготовления, планирование, рисование и «изготовление» подарка маме (декор портрета) – техника коллаж.

3. Приемы поддержания интереса у детей: слайд презентация с  демонстрацией репродукций картин художников на экране, восприятие отрывка стихотворения  Л. Рогожникова.

4. Приемы оценки и самооценки:  презентация творческой работы.

Создание среды для организации и проведения интегративной деятельности:

Для художественного творчества: бумага разного тона, для гратажа, фломастеры, гуашь, акварель, кисти, поролон, гребенка, калька, зубные щетки, бусины, лоскуты, веточки, клей, салфетки, ножницы

Слайд-презентация с репродукциями картин: «Сикстинская Мадонна» С. Рафаэль, Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», «Мадам Шарпантье с детьми» О.Ренуар, «Мать с ребенком» Мэри Кассат,  фотографии мам детей, музыкальные инструменты.

Аудиозаписи: «Аве Мария» Ф. Шуберт сл. В.Скотта в исполнении хора мальчиков; Прилюдия №1 (до мажор) И.С. Баха  из 1 тома  хорошо темперированного клавира К. Жаккоте , клависин,  песня В.Гаврилин, А.Шульгин «Мама», песня «Мамочка моя» муз. Л. Мельниковой

Рассказ В.Осеевой «Сыновья»

Предварительная работа:

Освоение детьми техник в изодеятельности: «гратаж», «мрамор», «тампонирование», «пальчики – палитра», «коллаж», лоскутная пластика, «пластилиновая живопись», «набрызг». Рассматривание репродукций картин с изображением мужчины и женщины

Виды детской деятельности в НОД:Чтение художественной литературы, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная, трудовая

Планируемые  результаты:

  1. Личностные: уважает родителей, умеет выражать любовь, нежность в словах, через музыку и рисунок,  бережно относится  к результатам своего труда и труда взрослых, откликается на эмоции педагога, детей, эмоционально реагирует на произведения искусства и музыкальные произведения, созданные руками сверстников, принимает  активное участие в деятельности, умеет самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.
  2. Интеллектуальные: сформированы предпосылки УУД: развиты высшие психические функции (памяти, внимания, мышления), умеет делать нравственные выводы, умозаключения, умеет создавать творческую работу по замыслу,  умеет планировать действия при создании работ из случайного материала. Использует вербальные и невербальные средства общения, владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Использует литературное слово, качественные прилагательные, характеризующие качества мужественности и женственности. Знаком  с репродукциями картин известных художников. Имеет представления о музыкальных инструментах. Умеет изображать портрет с детальной прорисовкой и определением пропорций. При создании творческой работы использует  знакомые техники в рисовании. Владеет навыком организации своего рабочего места (отбор средств и материалов деятельности).
  3. Физические: сформированы двигательные навыки (бег на носочках при движении змейкой), умеет согласовывать движения со словом и музыкой.

Критерии оценки деятельности детей в НОД

  1. Активность
  2. Самостоятельность
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым
  4. Сопереживание
  5. Эмоциональность
  6. Способность управлять своим поведением и планировать свои действия
  7. Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных взрослым
  8. Выполнять инструкции взрослого при выполнении игровых заданий
  9. Первичных представлений собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу
  10. Самооценка 

Интеграция образовательных областей по содержанию и средствам решения образовательных задач:

Область: Познание

Средства интеграции:Рассматривание репродукций картин (ХТ). Выполнение игровых заданий по инструкции педагога, танцевальная импровизация (М,ФК). Изготовление портретов мам (ХТ).

Решаемые задачи:Принимать  активное участие в деятельности Развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления). Закрепление представления о музыкальных инструментах.

Область:Социализация

Средства интеграции:Отбор средств художественного творчества (К,ХТ). Оформление выставки (Т,Б,К). Рассматривание репродукций картин (П,К, ХТ). Слушание музыки (М, ФК). Чтение рассказа В.Осеевой «Сыновья» и беседа по содержанию (Ч, К).

Решаемые задачи:Приучать применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения задач (проблем), поставленных  взрослым.Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью. Воспитание уважения к матери. Учить выражать любовь, нежность в словах, через музыку и рисунок.

Область:Коммуникация

Средства интеграции:Беседа (С, Ч), презентация портретов мам (ХТ). Изготовление портретов, оформление выставки (С,ХТ).

Решаемые задачи:Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);Прививать умения  планировать свои действия, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Активизировать словарь детей качественными прилагательными, характеризующие качества мужественности и женственности.

Область:Музыка

Средства интеграции:Рассматривание репродукций картин. Слушание музыкальных композиций (КР, ФК).

Решаемые задачи:Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками. Развитие эмоционального восприятия музыкальных произведений. Развитие творческих способностей при передаче образа в движении и игре на музыкальных инструментах. Развитие чувства ритма.

Область:Труд

Средства интеграции:Оформление выставки творческих работ «Портрет милой мамочки» (ХТ). Самостоятельная подготовка материалов для работы (ХТ).

Решаемые задачи:Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами). Владеть навыками организации своего рабочего места (отбор средств и материалов деятельности). Воспитывать нравственные качества: бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Область:Художественное творчество

Средства интеграции:Рассматривание репродукций картин (П, С), описание портретов мам (К). Оформление выставки (Т).

Решаемые задачи:Знакомить детей с репродукциями картин известных художников. Совершенствовать умение детей создавать творческую работу по замыслу. Закреплять умение детей в изображении портрета с детальной прорисовкой и определением пропорций. Активизировать умение детей в использовании знакомых техник в рисовании. Закреплять умение планировать действия при создании работ из случайного материала. Развивать у детей творческие способности, воображение, эстетический вкус, индивидуальное самовыражение при изготовлении портрета мамы. Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции педагога, детей, реагировать на произведения, созданные руками сверстников.

Область:Физическая культура

Средства интеграции:Музыкально-ритмические упражнения (М).

Решаемые задачи:Совершенствование двигательных навыков (бег на носочках при движении змейкой). Укрепление мышц рук при передаче образов.

Область:Чтение (восприятие) художественной литературы

Средства интеграции:Подбор пословиц, чтение рассказа В.Осеевой «Сыновья» (К, С). Восприятие стихотворения  Л. Рогожникова (К,С).

Решаемые задачи:Формировать умения делать нравственные выводы, умозаключения. Использовать литературное слово при описании образа.

Область:Безопасность

Средства интеграции:Оформление выставки детских работ, изготовление декора в портретах  мам (ХТ, С).

Решаемые задачи:Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

Область:Коррекционная работа

Средства интеграции:Музыкально- ритмические упражнения, игра на музыкальных инструментах, исполнение песни (М, ФК).

Решаемые задачи:Учить согласовывать движения со словом и музыкой. Развитие чувства ритма и мелкой моторики. Развитие фонематического слуха.

Ход  интегративной деятельности

1. Вводная часть. Создание мотива для деятельности детей  (чтение рассказа с нравственным содержанием)

Воспитатель вносит новую книгу В.Осеевой. Ребенок подходит    к  своим  друзьям   с   книгой   В. Осеева и  показывает  им   книгу.  Рассматривают ее. Воспитатель    включается  в  разговор  детей  и  спрашивает:- Ребята,  а  что  вы  читаете?- Елена  Петровна,  почитайте,  пожалуйста! Чтение  рассказа   со  всеми  детьми.

Области: коммуникация, художественная литература, социализация.

Временной отрезок: 5 минут.

2. Основная часть. Беседа по прочитанному, актуализация личного опыта детей. Проблемные вопросы. Подбор пословиц про папу, маму. Объяснение смысла пословицы. Демонстрация репродукций картин художников на экране. Беседа по картинам. Слушание музыки. Танцевальная импровизация под музыку. Игровые задания. Игра на музыкальных инструментах. Пение. Восприятие отрывка стихотворения Л. Рогожникова. Мотивация продуктивной деятельности(изображение портрета мамы и дополнить работу подарком для мамы). Определение способа изготовления. Планирование. Рисование и «изготовление» подарка маме (декор портрета) – техника коллаж.

Беседа    по  прочитанному:

Воспитатель: Ребята,  а  как  вы  думаете,  почему   старик  увидел  только  одного   сына?   (ответы  детей)

Воспитатель: Давайте  поразмышляем,  кто  мог  научить  мальчика  помогать  маме?  (ответы  детей)

Воспитатель: Какие  качества  должны   воспитывать  в  себе   будущий   мужчина?  (ответы  детей)Мужчина   должен  быть  ответственным.

Воспитатель: А  как  вы  понимаете  это  выражение?

Мужчина    должен  отвечать   за  свои  поступки  или  за  свои  дела.

Мужчина  должен  быть  твердым.

В.: Объясните.

Все   что   задумал,   то  и  сделал.

Мужчина    должен   быть  решительным  —  уметь   быстро  принять   решение.

Мужчина  должен  быть  смелым —  в  самых   трудных  случаях  жизни  должен  не  испугаться,  а  прийти   на  помощь.

Мужчина  должен  быть   сильным  —  выполнять   тяжелую  работу.

Воспитатель: Ребята,  а  про  кого   из  героев  рассказа  можно  сказать,  что  он  настоящий   мужчина? (ответы  детей)   Почему?   (ответы  детей)

В.:  А  я  думаю,  что  ваших  пап  тоже  можно  назвать  настоящими   мужчинами,  посмотрите  (рассматривают  коллаж  про  пап,  определяют    качества  настоящих  мужчин   по  фотографиям)

В.: Ребята,  а  какие  пословицы  вы  знаете    про  папу?  (Каков  отец,   таков  и  сын.   Бог  для  людей,   отец  для  детей.  Каково  дерево,  таков  и  клин;   каков   батька,  таков  и  сын).

В.: А  про  маму   какие  пословицы  вы  знаете?  ( Маменька  родимая,  свеча  неугасимая.   Нет  милее  дружка,    чем  родная  матушка.   При  солнышке   тепло,   при  матери  добро.)

В.: А  какая  она,  ваша  мама?  (ответы  детей)

В.: Свою  маму  всегда  славили  и  музыканты  и  художники,  они  посвящали  им  свои   произведения  и  картины.  Хотите     посетить   художественную  галерею,  где  мы   увидим,  как   раньше  разные   люди  выражали  свое  отношение  к   женщине?  (отправляются  в  музыкальный  зал,  где  их  встречает  музыкальный  руководитель (далее — М.Р.).

М.Р: Ребята, я слышала с какой теплотой, добротой любовью вы говорили о своей маме. Свою любовь вы выражали через слова. А можно ли свою любовь выразить через музыку?

( Ответы детей)

М.Р.:  Конечно. К празднику 8 Марта мы разучиваем песни, танцы, оркестр — готовим музыкальные подарки, чтобы порадовать маму. А можно ли любовь выразить в живописи?

(ответы детей)

М.Р.: Давайте посмотрим на экран, мы видим картины известных художников с изображением мам и детей. Можем ли мы, глядя на  них, сказать, что они любят друг друга?

(Ответы детей)

М.Р.- Ребята, сегодня мы продолжим  слушать музыку композиторов, произведения которых посвящены образу матери и рассматривать картины художников с изображением матери и детей.

Итак, И. С. Бах «Прелюдия №1». Музыка звучит в исполнении клавесина –старинного музыкального инструмента, предшественника нашего фортепиано.

Ребята, какая по настроению звучит музыка? Нежная, спокойная или взволнованная, яркая?

(Ответы детей)

М.Р.: В ней  слышны  остановки или она непрерывно движется, как ручей, который прокладывает себе дорогу? Давайте  и мы подвигаемся под эту музыку змейкой. По сигналу треугольника ведущий меняется и  каждый из Вас будет вести свой ручей по-своему (дети под музыку двигаются змейкой, каждый придумывает движения руками).

Давайте с Вами сядем отдохнем и полюбуемся картиной известного художника Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Ребята, кто на ней изображён?

(Ответы детей)

М.Р.: Это Богоматерь — Дева Мария с младенцем. Младенец нежно прижимается к щеке матери, лицо матери одухотворённое, её глаза светятся верой в жизнь, любовь.

Известный австрийский композитор Ф. Шуберт посвятил Деве Марии прекрасную песню «AveMaria». Сейчас вы услышите изумительную, неземной красоты мелодию. Песня прозвучит в исполнении хора мальчиков. Это как молитва с прославлением светлого образа.

(Звучит фрагмент песни).

М.Р.: Вам понравилась песня? Какая она по настроению?

( Ответы детей — нежная, светлая , красивая).

М.Р.: хотите под неё потанцевать? Давайте встанем в круг, в центре солист танцует руками, а мы все вместе как в зеркале будем повторять его движения, солисты будут меняться.

Танцевальная импровизация под музыку.

Теперь давайте сядем и посмотрим другие картины.

Ребята, а картины могут звучать? Глядя на эти картины вы бы сыграли какую музыку по характеру? (Спокойную, напевную, красивую)

Каким бы певучим инструментам вы поручили играть мелодию?          (скрипка, виолончель, флейта).

А сейчас мы с вами послушаем современную песню «Мама» В. Гаврилина.

(Прослушивание I куплета).

М.Р.: Давайте с вами оркеструем песню с помощью детских музыкальных инструментов. Как вы думаете, какие инструменты подойдут, чтобы создать нежное, спокойное настроение?

(Дети выбирают инструменты и импровизируют под звучание II-III куплетов  песни на музыкальных инструментах)

М.Р.: Ребята, а мы с вами тоже знаем песню о маме «Мамочка моя» Л. Мельниковой.

Давайте, посмотрим на экран. Чьи портреты вы видите?

(Ответы детей)

М.Р.: правильно, это портреты ваших любимых мам. Давайте исполним песню с настроением и любовью к своей маме.

Песня «Мамочка моя»

М.Р.:  Я верю, что женщина –чудо такое

Какого на млечном пути не сыскать

И если «любимая»- слово святое,

То трижды священное –женщина- мать.

Л. Рогожников.

М.Р.:  Ребята, сегодня, когда вы увидите свою мамочку, обнимите её, поцелуйте и скажите, что очень любите ее.

Педагог Изо студии: Ребята, сегодня мы говорим о прекрасном образе женщины, женщины – матери. Слушали музыкальные произведения, рассматривали репродукции картин художников, на которых изображены разные образы женщин. Все это создало определенное настроение, которое выражает любовь и уважение к женщине матери. У вас у всех есть своя любимая мама. Предлагаю Вам нарисовать портрет вашей мамы.

Вспомните, какая ваша мама:

-какого цвета у нее глаза (голубые, серые, карие);

-какой взгляд у мамы  (строгий или ласковый)

— какая у нее улыбка

-какая прическа, цвет волос (солнечно-бежевый или коричневый), короткая стрижка или длинные локоны.

А теперь, определим, как мы выполняем работу, в какой последовательности. Самое главное в портрете – лицо. Оно изображается крупно, а второстепенные детали – меньше. Можно дополнить портрет подарками для мамы.

Чтобы вам хотелось подарить маме?

-охапку тюльпанов

-весеннее солнышко

-душистые фиалки или прекрасные розы

-а может весеннюю песню скворцов?

Чтобы дополнить работу подарком мы с вами используем различный материал.

Ребята, на этом столе находится различная бумага; листы для граттажа; кусочки кальки (фантики) для работы в технике «мрамор». Для дополнительного декора есть бусины, лоскутки, пластилин, краска из соли и муки, веточки и листочки. Выбирайте всё, что нужно вам для Вашего творчества.

Области: коммуникация, художественная литература, социализация, познание, музыка, художественное творчество (рисование, ознакомление с искусством), физическая культура, коррекционная работа.

Временной отрезок: 25-30 минут.

3. Заключительная часть. Презентация работы. Оценка деятельности детей и самооценка. Оформление выставки. Подведение итогов деятельности.

По окончании работы детям предлагается рассказать о своей работе, описать образ мамы. Работы мотивированно оцениваются сверстниками и педагогом. Педагог благодарит детей  за работу. Оформляется выставка творческих работ «Моя мама».

Области: коммуникация, социализация.

Временной отрезок: 5 минут.