Готовность ДОУ к внедрению ФГОС дошкольного образования. Статья 2.

21 Сен 2013, Автор: admin

внедрение фгос дошкольного образования21. Говоря о готовности психолого-педагогических условий к внедрению ФГОС дошкольного образования, следует отметить, что педагогами проверяемых территорий еще недостаточно осознаны особенности построения образовательного процесса, предполагающие создание социальной ситуации развития для каждого воспитанника, взаимодействие взрослых с детьми на уровне равноправных партнеров по деятельности с учетом интересов и возможностей каждого ребенка.

В процессе изучения вопроса соблюдения требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования внимание было сконцентрировано на выявлении уровня сформированности профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанного на умении педагога видеть в каждом ребенке субъект образовательных отношений; осуществлении индивидуального подхода в разных формах взаимодействия с детьми, учете зоны ближайшего развития ребенка; мотивационном подходе; доброжелательном отношении к ребенку.

Наблюдение образовательного процесса в детских садах г Медногорска МБДОУ «Детский сад № 4 «Светлячок»; Кувандыкского района: МАДОУ «Детский сад №9 «Теремок», МБДОУ «Детский сад №7 Солнышко»; Беляевского района: МБДОУ «Детский сад № 1» с. Беляевка; МБДОУ «Детский сад» п. Карагач; Саракташского района: МДОБУ «Саракташский детский сад №5 «Малышок»; МДОБУ «Саракташский детский сад №11 «Радуга»; показало, что педагоги организуют образовательный процесс как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в свободной самостоятельной деятельности воспитанников. В образовательных отношениях с детьми преобладает ведущий вид деятельности детей – игровая деятельность, педагогами организуются сюжетно-ролевые игры воспитанников, осуществляется их педагогическое сопровождение.

В процессе проверки было замечено уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, которое проявлялось через формирование и поддержку их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. Однако наблюдение непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста показало, что педагогами все еще применяются формы и методы работы с детьми, способствующие искусственному ускорению развития детей. Кроме того, в образовательной работе наблюдаются стереотипы педагогического мышления, когда разгрузить образовательный процесс педагоги пытаются за счет примитивизации содержания, а не за счет метода, обеспечивающего учет психологических особенностей восприятия и усвоения информации детьми.

В плане реализации требования построения взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников для достижения целей полноценного развития каждого ребенка и вовлечения семей в образовательный процесс, в учреждениях организуются разнообразные мероприятия по работе с семьей. В этих же целях создаются равные условия образования детей дошкольного возраста независимо от социального статуса семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. Педагогические коллективы учреждений находятся в постоянном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников. Ведётся определенная работа по восстановлению преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры, формировании основ национального самосознания и любви к Отечеству, уважении и дружбы между людьми разных национальностей, взаимосвязи человека и природы, человека и семьи, человека в обществе в целом. Особого внимания в данном направлении заслуживает опыт МДОБУ «Саракташский детский сад №5 «Малышок», в котором на протяжении 70 лет функционирования детского сада ведётся летопись поколений и отслеживается их путь по выходу из дошкольного учреждения. Вся работа строится на тесном сотрудничестве коллектива с родителями воспитанников.

В некоторых дошкольных учреждениях работают консультативные пункты, в которых педагоги организуют помощь родителям (законным представителям) по вопросам адаптации и развития детей (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья). Большое внимание в работе с родителями уделяется организации совместной деятельности детей и родителей (законных представителей) с целью успешного освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса осуществляется педагогами-психологами, состоящими в штате образовательных учреждений. Данные специалисты оказывают помощь воспитателям в поддержке положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и организации взаимодействия детей в разных видах деятельности.

Однако, несмотря на отмеченные положительные моменты и наличие специалистов, необходимо заметить, что в работе с детьми практически не учитывается гендерная специфика развития детей дошкольного возраста (учет физиологических особенностей развития — дифференцированный подход в организации физвоспитания, подбор физических упражнений для девочек и мальчиков и т.д.).

Плохо работает система организационно-методического сопровождения основной образовательной программы дошкольного образования, которая не отслеживает организацию образовательного процесса воспитанников смешанных групп, объем их общей недельной образовательной нагрузки и двигательной активности в соответствии с закономерностями психического развития ребенка.

Слабо выражена направленность организационно-методического сопровождения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на работу с детьми в зоне ближайшего развития и на организацию самостоятельной деятельности воспитанников.

В ООП ДО детских садов, проверенных районов области, часто вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса неверно описана. Большинство образовательных программ не совпадает с расписанием и учебным планом (или планом организации непосредственно образовательной деятельности). В нескольких детских садах районов не проведен подсчет объема недельной образовательной нагрузки на детей, что впоследствии не дает возможность подсчета соответствия объема частей ООП ДО. Общей проблемой является разработка Положения о системе мониторинга ДОУ.

В нарушение ФГТ в содержание образовательных программ ДОУ Беляевского района включены учебные планы (или планы организации непосредственно образовательной деятельности), содержание которых зачастую не соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13.

Не все действующие годовые календарные учебные графики согласованы с органами местного самоуправления.

2-ая часть ООП ДО некоторых ДОУ Гайского и Кувандыкского района перенасыщены дополнительными образовательными услугами, что не соответствует допустимым нормам объема частей: 80% и 20%.

Несмотря на наличие и разнообразие дополнительных образовательных услуг, реализацию парциальных программ и проектов в работе с детьми, следует отметить отсутствие четкой выраженности данного направления в деятельности образовательных организаций. В учреждениях созданы слабо оснащенные уголки или студии, в методических кабинетах хранятся старые пожелтевшие макеты и альбомы с мелкими иллюстрациями, отсутствуют картотеки на дидактический материал, пособия и методическую литературу, что затрудняет их поиск. Демонстрационно — иллюстративный материал размещен, преимущественно, высоко на стенах и недоступен для восприятия ребенка.

.

Современный рынок электронной техники настолько обширен и так быстро обновляется, что иной раз бывает затруднительно выбрать необходимый товар. Интернет-магазин «Gepard» предлагает большой ассортимент бытовой техники и дает подробные консультации о выборе моделей, например о том как выбрать телевизор. Интернет-магазин предлагает разнообразные современные модели по доступным ценам.