Модернизация образования: философские основы

08 Дек 2013, Автор: admin

Философия призвана ответить на ряд последовательно поставленных вопросов: что такое человек (буквально существо человеческое)? Каковы были представления о человеке и способы культивирования «человеческого» в различные исторические эпохи? Какие были выработаны механизмы становления личности и индивидуальности? Каковы проблематические горизонты и ракурсы философских технологий культивирования личности в современную эпоху? Каковы составляющие личностно-мотивированного отношения к миру?

Попытка прояснения вышепоставленных вопросов в условиях модернизации образования позволит преодолеть ситуацию озабоченности, на которую обращает внимание Э. Тоффлер: «Миллионы проходят через образовательную систему, не будучи ни разу принужденными исследовать противоречия в их собственных системах ценностей, глубоко исследовать свои собственные жизненнее цели или даже обсудить эти материи откровенно со взрослыми и сверстниками». Ответом на сформулированные затруднения может быть наш российский опыт по преподаванию в системе высшей школы своей отечественной философии.

Глубокая укорененность ценностной проблематики в русской философии и литературе облегчает решение проблемы нравственного воспитания, но не исчерпывает ее. Как показывает исторический опыт, наиболее эффективными в методах своего воздействия на нравственное сознание и душу индивида являются церковь и семья, наиболее индивидуальные в способах своего воздействия на человека, выработавшие эффективные методы поддержания нравственности – исповедь и интимный разговор «по душам». К сожалению, аналоги этих методов трудно сконструировать и внедрить в систему образования. Но как показывает опыт многих преподавателей философии, наиболее откровенные и душевные обсуждения о вопросах нравственности, человеческих ценностях, смысле жизни велись на занятиях именно по русской философии.

Мир, в котором обитает человек, должен удерживаться в его голове мыслью, словом, намерением, а уже затем оборачиваться вторичной рефлексией в поступке. Человек онтологически открыт переживанию реальности. Мир изначально присутствует в нем в качестве способности восприятия, чувства, мысли, действия как «трансцендентальных предпосылок» человеческого бытия. Познавая мир (и социум в том числе) человек познает то, что оказывается одновременно имманентно и трансцендентно ему («подобное познается подобным»).

В целом для человека естественно состояние «открытости сознания», что в эпоху уже состоявшегося индивидуализма и «надвигающегося аутизма» воспринимается как вещь не совсем очевидная и скорее сомнительная. Т.Н. Горичева обращает внимание на последнее обстоятельство как на одну из важнейших проблем западного мира. «Аутизм – замкнутость человека на себя и индифферентность к окружающей жизни, возникающие под влиянием цивилизации. Это действительно серьезная психологическая и духовная проблема. Это какие-то врожденные, патологические уныние и самодостаточность. Мутации становятся заметны даже на физиологическом уровне – атрофируются чувства: человек не ощущает оттенков вкуса пищи, не обращает внимания на запахи, слух перестает отмечать звуки – таким образом, тело реагирует на чужеродность всего образа жизни. И так с самого младенчества.

Детские врачи и психологи на Западе бьют тревогу по поводу участившихся случаев аутизма у новорожденных детей: ребенок не имеет интереса к жизни, он отказывается сосать грудь, он не чувствует прикосновения матери, он не радуется при ее появлении и ласке». В данном разделе нас будут интересовать проявления описанного феномена, возникающие под влиянием цивилизационных процессов. Отмеченная социальная патология прямо отражается на жизни современной семьи, ее жизнеспособности, структуре.

Даже очень беглый курс истории философии вполне убедительно продемонстрирует, что человек в различные исторические эпохи воспринимал мир по-разному (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм). Восприятие мира современным человеком связано с двойным усложнением. Возросла не только техническая мощь цивилизации, способная многократно разрушить современный мир и привести его к непоправимой катастрофе, но и интеллектуальная гибкость, пластичность, изощренность человеческого разума. В силу произошедших в последнее столетие изменений мир стал восприниматься цивилизованным человечеством как многообразие проектов, возможных картин, подходов и методов его обустройства и переустройства.

Лишь слабым воспоминанием, отголоском эпох, «пережитком прошлого» стало стремление обладания абсолютным знанием с соответствующей системой критериев и специфических технологий, направленных на охват необъятных горизонтов сущего. Радикально изменились познавательные приоритеты: главной задачей теперь стало не только зафиксировать, описать, измерить и проверить экспериментально, но и создать нечто новое, не столько естественное для человека сколько порой противоестественное его существу (синтетические продукты, материалы и т.п.).

По материалам И.Б. Романенко, доктор философских наук, профессор кафедры философии Российского государственного университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург