Особенности функционирования детского сада «Буратино» на современном этапе

12 Авг 2012, Автор: admin

Коллектив дошкольного образовательного учреждения состоит из 42 человек. Из них 18 – педагогические работники. Это творческий, стабильный, перспективный коллектив педагогов, имеющих профессиональное образование, постоянно работающих в инновационном режиме.

ДОУ имеет статус «Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников. Вторая категория». Педагоги дошкольного образовательного учреждения реализуют Образовательную программу в соответствии с Федеральными государственными требованиями, разработанную на основе  комплексной Программы воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Педагоги используют целый ряд современных педагогических технологий. Советом педагогов разработаны рабочие программы: Программа развития ДОУ, Образовательная программа ДОУ, Программа «Здоровье», Программа патриотического воспитания дошкольников, Концепция «Развитие познавательных способностей дошкольников через их активное участие в образовательном процессе».

В соответствии с заявленным приоритетом основной целью ДОУ является развитие речи детей на основе их познавательной деятельности. Познавательное развитие дошкольников  активизируется воспитателями всеми средствами: наблюдения, опыты, эксперименты, исследования, сравнения, поиск и другие.

Структура управления ДОУ обеспечивает активное участие каждого педагога в управленческой деятельности и решении воспитательно-образовательных задач через Центры развития детей, Координационный Центр, Совет педагогов, Родительский комитет, Профсоюзный комитет. В ДОУ педагогами организованы дополнительные бесплатные образовательные услуги в соответствии с запросами родителей, с учетом интересов и способностей детей в форме кружков, секций, детских студий, семейных клубов.

Образовательный процесс ДОУ выстроен в соответствии с основными положениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и  Федеральными государственными требованиями к Образовательной программе ДОУ (2009 г). Общеобразовательная программа  ДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных  особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Содержание образовательного процесса ДОУ обеспечивает  равные стартовые возможности  для обучения детей в школе.

Основу организации образовательного процесса  составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Обучающий процесс через игру в детском саду организован так, чтобы ребенок был активным участником, а не пассивным наблюдателем. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности воспитателя и детей, а также в самостоятельной деятельности детей через взаимодействие с развивающей средой. Образовательный процесс строится на принципах интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) и интеграции видов детской деятельности (двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследова-тельской, музыкально-художественной, чтения художественной литературы).

Приоритет в деятельности ДОУ «Познавательно – речевое направление в развитии воспитанников». Для организации  высокого качества воспитательно-образовательного процесса по приоритетному направлению,  по управлению реализацией «Образовательной программы ДОУ» и «Программы развития ДОУ»  была изменена структура управления ДОУ, и созданы Центры развития детей. Задачи Центров: реализация государственной политики  в области  модернизации Российского образования, вовлечение педагогов в решение управленческих и  годовых задач ДОУ.

В воспитательно-образовательном процессе используются инновационные методики, служащие принципу развивающего обучения:

—  метод педагогических проектов;

— метод привлечения дошкольников к детской  исследовательской и экспериментальной деятельности через детские проекты;

— опосредованный метод познания окружающего мира через взаимодействие детей с развивающей средой, служащей зоной ближайшего развития;

—  метод развития способностей одаренных детей через кружки и семейные клубы;

—  «Музейная педагогика» на службе социально — нравственного воспитания детей;

— «Логопедическая ритмика как средство коррекции и профилактики речевых нарушений дошкольников»;

— использование лестничной педагогики в обучении дошкольников основам безопасности жизни «Опасные ситуации в жизни детей».

Совет педагогов принял к работе собственную педагогическую Концепцию «Формирование  познавательных способностей ребенка через его активное участие в образовательном процессе», где  разработан новый эффективный метод обучения дошкольников через экспериментальную  и исследовательскую детскую деятельность (по рекомендациям известного педагога – психолога, организатора Российского Конкурса «Я — исследователь»,  А.И. Савенкова). В Концепции изложена стратегия развития у детей дошкольного возраста познавательных умений и навыков, воспитания желания познавать всё новое.

Основной замысел Концепции: познавательный интерес ребенка будет высоким, если он сам будет активным участником образовательного процесса — исследовать, наблюдать, ощущать, экспериментировать,  сравнивать, анализировать, выдвигать гипотезы и предположения, видеть результаты своих маленьких экспериментов, искать материал по изучаемому объекту, самостоятельно делать выводы по мере своих способностей.

По основным положениям Концепции в ДОУ разработаны и внедрены в работу:

1. Долгосрочный педагогический проект «Развитие познавательной активности детей через детскую исследовательскую деятельность и экспериментирование». Результат: участие воспитанников в Региональном и Российском Конкурсе «Я — исследователь»

2. Долгосрочный педагогический проект «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях музейной среды в современном ДОУ». Результат: открытие в ДОУ «Музея Боевой Славы», Музея «Русская изба», Зала краеведения «Славься, Оренбургская область!»

3. Долгосрочный педагогический проект «Логоритмика как средство коррекции и профилактики речевых нарушений дошкольников». Результат: открытие логопункта.

4. Долгосрочный педагогический проект «Развивающая среда ДОУ – зона ближайшего развития дошкольников». Результат: открытие в ДОУ Центра интеллектуального развития детей «Самый умный», который включает в себя зоны — «Королева Математика», шахматный клуб «Пешка», центр познавательного развития «Что? Где? Когда?», Галерею рисунков «Опасные ситуации в жизни детей», физкультурный и музыкальный залы.

5. Долгосрочный педагогический проект «Новые формы работы с семьей». Результат: создание  семейных клубов и объединений – «Моя счастливая семья», «Клуб любителей детской фотографии», «Молодые бабушки», Интернет-клуб «Пчелки», «Наши руки не для скуки», для родителей и общественности работает сайт ДОУ http://mdou3-buratino.3dn.ru/.

Работа с одаренными детьми организована по методике известного педагога, ученого А.И. Савенкова:

1. Занимательные занятия детей совместно с воспитателем по логике, изобразительному творчеству, словотворчеству, экспериментированию, исследованиям в объеме общеобразовательной программы.

2. Кружок нетрадиционного рисования «Тюбик» для воспитанников, склонных к художественному творчеству. Руководитель Федорова Т.А.

3. Кружок «Юные исследователи» по программе «Неживая природа», для детей склонных к экспериментированию. Руководитель Кратий Н.В.

4. Экологический кружок «То там, то тут одуванчики растут» по программе «Живая природа». Руководитель Михайлова Н.И.

5. Семейный клуб «Мой ребенок – исследователь» для детей, склонных к исследовательской деятельности. Руководитель Кажикова А.С.

6. Семейный клуб «Проба пера» для детей, склонных к словотворчеству. Руководитель Линникова Л.М.

Детский сад успешно решает проблему нехватки дошкольных учебных учреждений. Наполняемость групп детьми 100%.

В поселке Энергетик нет проблемы нехватки мест в детских садах. В МДОУ «Детский сад» № 3 количество групп: 8, количество воспитанников: 144, количество мест в ДОУ: 145. Очереди в детский сад нет. В саду работают группы кратковременного пребывания: группа адаптации и группа подготовки детей к школе, логопедический пункт. Педагоги ДОУ ведут просветительскую работу с населением микрорайона, выявляют неорганизованных детей в возрасте от 1,5 до 7 лет и привлекают к дошкольному обучению. Дети, проживающие в I и II микрорайонах п. Энергетика на 100% охвачены дошкольным образованием. Детский сад № 3 принимает неорганизованных детей из близлежащего населенного пункта станция Ириклинская.