Педагогическая концепция современного детского сада

10 Авг 2012, Автор: admin

Предлагаем Вашему вниманию педагогическую концепцию МДОУ «Детский сад №3 «Буратино» п. Энергетик, Оренбургской области, в которой отражено новое видение проблемы организации образовательной деятельности в современном детском саду.

«Концепцией в деловом мире называют письменное изложение какой-либо стратегии. В нашей Концепции изложена стратегия развития у детей познавательных умений и навыков, воспитание желания учиться.

Интеллектуальное и личностное развитие детей в системе дошкольного образования зависит от того, насколько высоко сформирована у ребенка познавательная активность, на сколько велик интерес дошкольника к окружающему миру, на сколько развито желание ребенка познавать  новое.

Разберемся с основными понятиями:

Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе освоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах.

Познавательная активность личности:

— состояние человека, которое характеризуется  стремлением к учению, волевым напряжением умственных усилий в процессе овладения знаниями( И.Ф. Харламов);

— готовность и стремление к энергичному освоению знаний. ( Н.А.Половникова);

— проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объекту познания (Л. Аристова).

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне. Таким образом, нам, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он принес наибольший результат в познавательном развитии воспитанников.

Но проблема заключается в том, что очень часто в садах детскую тягу к познанию мира не развивают, а притупляют, преподнося на занятиях готовые истины, готовые выводы и обобщения. И, вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения  и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.

Чаще всего взрослые используют в работе форму прямого обучения. Им легче самим рассказать детям определенные сведения по теме занятия, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного детского обследования объекта и постепенного прихода дошкольников к положительным или отрицательным результатам. Такое обучение можно назвать, пассивным т.е. ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует, не является субъектом собственного развития.

При пассивном обучении у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем он не будет научен самостоятельно учиться, и, что самое ужасное, не будет испытывать тяги к учению вообще.

Отсюда вытекает педагогическая проблема, над которой обязаны работать все педагоги детских садов, и которая стала для нас, в процессе модернизации дошкольного образования, очень значимой:

«Как обеспечить активное участие ребенка в образовательной работе ДОУ и способствовать при этом формированию его познавательных способностей?»

Мы попытались найти ответ на этот вопрос. Не судите строго… Если увидите ошибки или противоречия, пишите комментарии, будем думать, как исправлять.

А излагать наш материал мы будем постепенно и в следующей последовательности:

1. Краткая история МДОУ «Детский сад» № 3 «Буратино» п. Энергетик

2. Особенности функционирования детского сада «Буратино» на современном этапе

3. Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников

4. Основные программные направления в познавательном развитии ребенка

5. Линии развития основных умений и навыков в процессе познавательной деятельности дошкольников

6. Дидактический смысл проектной деятельности

7. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности

8. Некоторые  пояснения по детской исследовательской деятельности

9. Пример детского проекта «Домашнее экспериментирование с молоком»

10. Пример детского проекта «Укрощение огня»