Линии развития основных умений и навыков в процессе познавательной деятельности дошкольников

15 Авг 2012, Автор: admin

1. Развивать базисные психические качества, определяющие развитие ребенка: умение мыслить, запоминать, внимательно вникать в суть, представлять, воображать. Мышление, память, внимание, представление, воображение развивают на каждом традиционном занятии в ДОУ.

2. Развивать умение выбирать необходимую информацию. Из большого текста, из множества событий, из множества фактов , из множества предметов, из множества причин учить ребенка выбирать подходящие к данной ситуации.

3. Умение видеть проблемы. Развивать в детях одно из базовых умений исследователя – сверхчувствительность к проблемам. Для этого дают задания на «изменение точки зрения на объект», «по развитию наблюдательности», «выявлению логичных и неправдоподобных причин событий».

4. Умение задавать вопросы. Искать ответы на поставленные вопросы. Умение задавать вопросы тесно связано с умением видеть проблемы. Еще древний философ заметил, что познание  начинается с удивления тому, что обыденно. Если ребенка систематически не отучать от стремления задавать вопросы, то есть шанс, что он вырастет не только очень образованным, но и любознательным. Для этого можно давать задания типа 6 «узнай с помощью вопросов причину события», «какие ты можешь задать вопросы», «какие тебе могут задать вопросы».

5. Умение выдвигать гипотезы. Исследователю необходимо уметь выдвигать предположения, гипотезы. Для этого требуется оригинальность, гибкость, продуктивность мышления. Для развития этого умения важно научиться вырабатывать и логически оправданные, и провокационные идеи: «найди причину событий», «что произошло бы, если…», «дай описание предмета…»

6. Развивать умения и навыки проведения экспериментов. Можно познавать новое действуя – для этого и существует эксперимент. Развивать умение и стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину необходимо каждому человеку. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения: эксперименты с водой, землей, воздухом, бумагой для изучения их свойств…

7. Умение наблюдать, сравнивать, анализировать. Один из самых доступных методов исследования – наблюдение. Говоря о нем, нам следует постоянно помнить, что смотрим мы глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим – умом. Поэтому развивать способность наблюдать, означает развивать способность мыслить, сравнивать, анализировать, а не просто смотреть, слышать или осязать. Задания: « Найди вокруг определенные предметы…», «Понаблюдай и опиши повадки животного…» и др.

8. Умение делать выводы и умозаключения. Для развития этих важных умений у дошкольников можно предложить задания: «Проверь правильность утверждений», «Проведи опыты и сделай выводы!»

9. Умение давать определение понятиям. Понятие – одна из форм логического мышления. Есть предметы, явления, события, и есть наши понятия о них. Без развития умения давать определения понятиям нет и не может быть словесно-логического мышления, столь важного и в обучении, и в жизни. Этот блок включает такие задания: «Исправь ошибки в названии», «Найди противоположные понятия», «Дай описание предмета».

10. Умение классифицировать. С помощью классификации люди не только упорядочивают результаты своих наблюдений в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные частные сведения в абстрактные категории. Задания на развитие умений классифицировать: «Найди предметы, сходные по форме, цвету, величине, назначению», «Исправление классификаций с ошибками».

11. Умение структурировать материал. Это умение особенно важно на этапе представления результатов исследования. Из него вырастает впоследствии умение работать с текстом. Задания: «Составь рассказ», «Изложи результаты собственных исследований», «Напиши письмо в картинках», «Презентация детского исследования».

12. Умение доказывать и защищать свои идеи. Этот раздел интегрирующий. В нем объединены и представлены многие вышеназванные умения. Для того, чтобы защитить добытые в исследовании результаты, надо уметь наблюдать, проводить эксперименты, уметь делать умозаключения, давать определения понятиям, связно излагать собственные мысли, уметь задавать вопросы и отвечать на них. Презентация исследования – лучший способ  научиться доказывать и защищать свои идеи. Для того, чтобы детские высказывания, вопросы, суждения, умозаключения, результаты наблюдений и экспериментов не забылись, нужно научить детей их зарисовывать и записывать, можно условными значками и обозначениями.

13. Учить обобщать  способы и средства построения собственной деятельности. После проведенной исследовательской работы или эксперимента, ребенок учится обобщать проделанную работу, описывая ее по порядку и делать выводы и обобщения в конце проведенной работы.

14. Развивать способность видеть и находить самостоятельное решение возникающих проблем. Это поэтапное планирование своей деятельности, определяя цель, для чего это нужно сделать, что могу получить в результате, а может и не получить.