Социально-личностное развитие дошкольников в процессе ознакомления с жизнью и бытом семьи
29 Фев 2012, Автор: adminСоциально-личностное развитие дошкольников, согласно Федеральным государственным требованиям, включат в себя освоение детьми таких образовательных областей как Социализация, Безопасность и Труд.
Содержание образовательной области Безопасность направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Содержание образовательной области Социализация направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
Содержание образовательной области Труд направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Как мы видим, данные образовательные области очень тесно связаны с жизнью и бытом современной семьи, а следовательно социально-личностное развитие дошкольников в процессе ознакомления с данной темой будет эффективным, так как она близка и понятна детям.
Предлагаем Вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности, разработанный Елисеевой Светланой Викторовной, воспитателем МДОАУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников «Маячок» № 107 г. Орска»
Программное содержание:
— учить детей составлять из отдельных элементов целостный предмет;
— закреплять технику намазывания и наклеивания;
— закреплять форму, цвет, величину деталей;
— учить детей различать эмоциональное состояние других людей по выражению лица;
— помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний, учить определять эти состояния по внешним проявлениям;
— развивать социальную компетентность на основе формирования эмоциональной отзывчивости;
— формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;
— воспитывать любовь и заботливое отношение к близким, чувство гордости за свою дружную семью;
Материал и оборудование:
– фотоальбом, составленный по материалу для фронтальных занятий серии «Семья», карточки с заданием «Подбери то, что нужно для работы», д/и «Сварим борщ», д/и «Поставь заплатку», раздаточный материал и оборудование на каждого ребенка для составления аппликации на тему «Машина».
Методические приемы: беседа, рассматривание материала, игровой прием, рассуждение, дидактические игры, показ последовательности раскладывания и наклеивания элементов, индивидуальная помощь детям.
Ход деятельности:
Ребята, посмотрите, какую интересную вещь я принесла для вас сегодня на занятие. Вы знаете, что это? Правильно, это фотоальбом. Я предлагаю вам рассмотреть его вместе.
Посмотри, вот это — я,
А это мамочка моя.
Папа – стройный и большой,
Бабушка в очечках,
А это — дедушка Егор,
Знаешь, он у нас шофер.
И скажу с улыбкой я:
Это вся моя семья.
Воспитатель, предоставляя возможность каждому ребенку самостоятельно рассмотреть общую фотографию, задает вопросы по уточнению содержания: кто это? Какое у неё (него) настроение?
Ребята
— А как зовут твою маму, папу, бабушку, дедушку?
— Есть ли у тебя брат, сестра?
— Как их зовут?
Воспитатель рассказывает о своей семье:
Ребята, я знаю интересную игру о семье, давайте поиграем:
Раз, два, три, четыре,
(Хлопаем в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?
(Шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять
(Прыжки на месте)
Всех могу пересчитать:
(Шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра,
(Хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка,
(Наклоны туловища влево, вправо)
Мой сверчок, щегол и я-
(Повороты туловища влево, вправо)
Вот и вся моя семья
(Хлопаем в ладоши)
За дверью слышится плач мальчика.
— Ребята, я знаю, это мальчик Миша (ребенок старшей возрастной группы). Почему ты плачешь? Что произошло?
— Я подошел к фотографии, которая висела на стене, и очень удивился – вся моя семья на фотографии совсем не такая, как всегда. Посмотрите сами – они не улыбаются, как обычно, а наоборот, их лица грустные и печальные.
— И правда, ребята, посмотрите, какие грустные лица у Мишиных родственников (рассматривают фотографию).
— А ты сам не догадываешься, почему это произошло? Ребята, а вы как думаете, что могло случиться?
— Да ребята, вспомнил, я наверное их обидел. Вчера обещал им помочь, но так заигрался, что совсем забыл. Что же мне теперь делать?
— Давай не будем терять время зря и вместе с ребятами поможем тебе все исправить. С чего начнем? Мама готовит обед, а мы сварим борщ.
Д/ игра «Сварим борщ».
Ребята, я обещал дедушке принести инструменты, чтобы починить стул. Помогите мне, пожалуйста, отобрать те инструменты, которые необходимы для работы. Обведите их.
Д /игра «Отбери то, что нужно для работы».
Посмотрите, сколько работы накопилось у Мишиной бабушки. Ей нужно заштопать белье, поставить заплатки. Давайте ей поможем.
Д / игра «Подбери заплатку» (силуэтные изображения разной одежды).
— А ещё я обещал помочь папе починить машины, которые мы с ребятами нечаянно сломали в детском саду. Ребята, помогите мне, пожалуйста.
— Посмотрите, эта машина состоит из нескольких деталей.
Воспитатель уточняет форму частей, их расположение, соотношение по величине, закрепляет последовательность компоновки и наклеивания элементов.
Давайте поставим наши машины в гараж и посмотрим, какие они у нас получились. (Воспитатель проводит анализ детских работ).
Ребята, спасибо вам за помощь, давайте скорее посмотрим на фотографию, может быть моя семья уже на меня не сердится?
— Посмотрите ребята, сердится ли Мишина семья на него? Есть ли на фотографии кто-нибудь сердитый? Почему ты так решил? Изменилось ли их настроение? Почему?
— Миша, в этот раз ребята смогли тебе помочь, но в следующий раз будь внимателен и постарайся никого не обижать.
— Ребята, как себя нужно вести, чтобы никого не обидеть?
— Как поступить, если ты уже кого-то обидел? (ответы с обсуждением)