Выявление и исправление недостатков в произношении звуков

02 Ноя 2014, Автор: admin

В данной статье представлена консультация учителя-логопеда по проблеме выявления у дошкольников недостатков в произношении звуков и их исправлению.

Взрослые привыкают к речи своего ребенка и поэтому могут не замечать недостатков произношения им некоторых звуков. Чтобы выявить, какие звуки ребенок произносит неправильно, ученые предлагают послушать, как он читает стихи, пересказывает сказку или рассказ.

Звуки, которые ребенок произносит неверно, надо отметить. Затем правильность произнесения звуков проверяется в словах. Ребенок называет предметы, изображенные на картинках. Проверяемый звук должен находиться в разных позициях (в начале, середине и в конце слова), быть представлен как в твердом, так и в мягком варианте, а также в сочетании с другими согласными. И, наконец, правильность проверяется при изолированном произнесении звука. Для этого надо предложить ребенку повторить за взрослым тот звук, которого он не произносит в речи или в словах. Такая проверка необходима для того, чтобы при исправлении неправильно произносимых звуков выбрать такие формы работы, которые помогли бы в кратчайший срок избавить ребенка от дефектов звукопроизношения. Так, если ребенок опускает звук, то сначала надо вызвать (поставить) недостающий звук, а потом закрепить его в слогах, словах, ввести в речь.

При неустойчивом произнесении звука (в одних словах звук произносится правильно, а в других — нет) или когда ребенок правильно произносит звук только в изолированном виде, работа по его постановке отпадает. В этих случаях надо уточнить правильность произнесения звука, а затем закрепить его в словах и фразах.

При замене одного звука другим необходимо одновременно проводить работу по различению вновь полученного звука и звука, которым ребенок его заменял. При искаженном произнесении звука надо выработать такое положение органов артикуляционного аппарата, при котором достигается правильное его произнесение. Затем правильное произнесение закрепляется в слогах, словах и вводится в речь.

Прежде чем самостоятельно заниматься с ребенком исправлением недостатков произношения звуков необходимо проконсультироваться со специалистом.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

Работу по исправлению недостатков произнесения звуков нужно проводить под руководством логопеда последовательно, в три этапа:подготовительные упражнения, постановка (вызов) звука, закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

Прежде чем приступить к подготовительным упражнениям, необходимо выяснить, может ли ребенок произнести тот или иной звук по подражанию. Для этого предложите ему воспроизвести шипение змеи при неправильном произнесении звука [ш], жужжание жука при неправильном произнесении звука [ж] и т.д. Если вызвать звук по подражанию не удается, надо провести ряд подготовительных упражнений на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (правильные движения языка, губ, нижней челюсти), на выработку сильной воздушной струи. Трудно сказать, сколько понадобится времени для подготовительных упражнений. В одних случаях — 3 занятия, в других — несколько недель. Это зависит от состояния речевого слуха, от индивидуальных особенностей ребенка.

Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, родителю необходимо изучить положение органов речи при нормальном произнесении звука и способы его вызывания (перед зеркалом). Затем надо посадить перед зеркалом ребенка, попросить его произнести тот или иной звук и посмотреть, какое положение принимают его органы речи. Основная задача родителей заключается в том, чтобы добиться правильного изолированного произнесения звука. Если вызвать звук удается по подражанию, то, минуя подготовительный этап, можно сразу приступать к закреплению звука в словах и речи.

При закреплении звука необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах. Вновь вызванный звук следует закреплять прежде в начале слов, затем в конце, потом в середине, например, повторяя за взрослым чистоговорки, скороговорки, стихотворения.

Исправление неправильно произносимых звуков — трудная задача, требующая усилий и большого напряжения со стороны как ребенка, так и взрослого. Приступая к исправлению звуков, надо объяснить ребенку цель этих занятий.

Родители должны учитывать, что ребенок не всегда способен сразу выполнить то или иное задание, придать своему языку, губам нужное положение. Поэтому нельзя требовать от ребенка, чтобы он с первого раза выполнил то или иное упражнение или тем более сразу произнес правильно звук. Работу по исправлению дефекта надо организовать так, чтобы ребенок сам стремился как можно быстрее избавиться от своего недостатка.

Занятия по исправлению звуков надо проводить систематически, желательно 2 раза в день (утром и вечером по 5-10 мин.). Если ребенок произносит неверно сразу несколько звуков, то исправлять сначала надо те, которые у него лучше получаются.

Будьте доброжелательны и терпеливы, если не все будет получаться с первого раза – подбодрите ребенка и вернитесь к уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось.