Подготовка ребенка к усвоению навыка чтения
01 Ноя 2014, Автор: adminПредлагаем Вашему вниманию консультацию логопеда по теме «Игры и упражнения для подготовки ребенка дошкольного возраста к усвоению навыка чтения»
1. Выделение данного звука в слогах и словах
- «Умная машина» — [в]
- «Умный паровоз» — [п]
- «Умный самолет» — [р], эти и подобные транспортные средства перевозят пассажиров только с данным звуком в имени.
- «Звуковой домик» — в окошке звук (буква) зовет гостей: «Т-т-т», «К-к-к».
- «Собираем звуки» — потребуются предметы с данным звуком в названии; у детей корзинки с «портретом» звука.
- «Доктор Звуков» — прописывает «лекарство» — 10 слов со звуком [..].
- «Проглоти звук [..]» — повторить слово без звука [..].
- «Умная стрелка» — находится на «часах» с предметными картинками вместо цифр.
- «Выбери картинки» — из серии предметных картинок, на таблице с предметными картинками.
- «Звуковое домино» — по двум предметным картинкам, в названии которых есть один из двух дифференцируемых звуков: [р], [л], [с], [ш], [з], [ж], [ц], [ч].
2. Выделение первого и последнего звука в словах
- «Начни говорить слово, а я догадаюсь».
- «Магазин» — заплатить первым (последним) звуком в названии покупки.
- «Умная машина» — сигналит пешеходам первым звуком в их имени.
- «Поймай слово за хвост!»
- «Я начну, а ты закончи».
- «Угадай, что я прошу» — выбрать один из трех-пяти предметов.
- «Подели предметы» — на коробочках наклеены «портреты» звуков.
- «Звуковое лото»: а) на каждой фишке выделены первый и последний звуки (буквы). Дети должны закрыть на своей табличке одну из картинок, названию которой соответствует схема; б) логопед достает букву (звук), дети закрывают на своей табличке картинку, в названии которой данный звук — первый (последний).
- «Кто в домике живет?» — с данным звуком в начале.
- «Вагончики» — в первом или последнем поедет [..]? Где слышно данный звук в данном слове?
- «Звуковые цепочки» — по два-три слова и более.
3. Интонационное выделение последовательности фонем в слове
-
- «Превращение в [..] жуков, змей, и т.п.» — разговаривать, выделяя нужный звук.
- «Заколдованный (ударный гласный) звук» — звучит дольше и громче в слове.
- «Клавиши» — ударить первый, второй, третий звуки в слове. (Предметные картинки — слово из трех-четырех звуков и три-четыре клавиши фишки).
- «Сочиняем сказку «Приключения звука [..]».
- «Диктант» — дети медленно диктуют слова, последовательно выделяя звуки, логопед записывает.
- «Звуковые домики»: а) «Позови звуки домой» — по очереди; б) «Звук потерялся» — первый, второй, третий; в) «Звуки открывают свои окошечки друг за другом» — дети их сразу узнают и называют.
- «Учим говорить Незнайку» — он пропускает звуки в словах.
- «Письмо Незнайки» — пропущены звуки (буквы). Какие?
4. Знакомство с гласными звуками. Деление слов на части
- «Братцы гласные здороваются» — произносить свой звук долго-громко.
- «Братцы-гласные стучат своими молоточками» — каждый раз, когда в слове встречается его звук (односложные слова).
- «Ступеньки» («Лесенка») — игрушки шагают по ступенькам, произнося свое имя.
- «Братцы-гласные делят слово на две-три части»:
- а) какой гласный живет в первой, второй части слова (в первой, во второй комнатке звукового домика)?; б) кто из братцев-гласных кричит громче?
- «Прошагай слово» — пропрыгать, прохлопать и т.п.
- «Кто в домике живет?» — на каком этаже живет кот, ли-са, со-ба-ка?
- «Кто в каком вагончике поедет?» — сколько в нем окошечек (на сколько частей делится слово)?
- «Разложи картинки» («Подели игрушки») — одно-, двухсложные слова.
- «Пишем» слова» — (части слова — полоски) под диктовку («жук», «ли-са» и т.д.): а) раскладывать гласные звуки (красные фишки — по одной на каждую полоску); б) положить портрет того братца-гласного, который кричит громко-долго, в нужную часть слова.
- «Чье слово длиннее?»
- «Строим (рисуем, выкладываем) звуковые домики» — одно-, двух-, трехкомнатные. Сколько гласных звуков в слове? (Сколько раз мы открыли рот?)
- «Кто в каком домике живет?» — игрушки с одно-, двух-, трехсложными названиями.
5. Различение ударных и безударных гласных звуков
- «Без ошибок повтори: «оуа», «oya», и т.п.» — ударяем голосом один из трех гласных звуков.
- «Братцы-гласные спорят»: а) К кому идут гости? б) Для кого это угощение?
- «Подели картинки (предметы)» — всем братцам-гласным по одной-две.
- «Кто главный?» — для кого из братцев найдут больше слов, в которых данный гласный звук ударяют голосом?
- «Звуковые домики» — кто живет у братца — Аха, Охо и др.?
- «В чьем вагончике поедет [..]?»
- Братцы-гласные собираются идти…»: а) …в школу — кто что берет с собой?; б) …в поход — выбрать один из трех-пяти предметов (слов); в) …на прогулку.
- «Приключения братцев-гласных» — кто что увидел? и т.п.
- «Кто из братцев кричит в этом слове громко, а кто — тихо?» — два сложных слова: «ли-са», «бел-ка» и т.д.
- «Расставь портреты братцев-гласных (гласные буквы)» — на каждую полоску (слог) — по одной гласной.
- «Я позову вас издалека» — согласных звуков не слышно; кого это зовут?
- «Позови издалека кого-то из гостей, выделяя ударный гласный звук, а я угадаю кто это».
- «Зоопарк» (таблица): а) кого зовет братец Ах, Ох, Их и др.?; б) кто за кем будет ухаживать?
6. Различение гласных и согласных звуков
- «Называю звук, поднимаете фишку» — красную, если звук гласный, синюю — если согласный.
- «Братцы-гласные дружат с согласными звуками» — «оп», «ат», «ук», «им», «ыв». Назвать второй звук после гласного.
- «Какой второй звук в именах братцев-гласных Ах, Ох и т.д.»?
- «Первый, второй» — определять гласные/согласные — «ат — та», «оп — по»,
- «Покажи фишку» (красную-синюю) — выделение гласных/согласных из потока звуков: (a], [т], [о], [у], [п], [к], [э], [и], [ы], [м], [н].
- «Что мешает петь согласному звуку?» — губы: [п], [б], [м]; язык и зубы: [н], [т],
- «Живые звуки (буквы)».
- «Звуки, стройтесь в слоге!»
- «Ловим звуки: левой рукой гласный, правой – согласный»— [а-а-а-т], [т-а-а-а].
- «У кого из гостей в именах первый звук гласный, а у кого — согласный? »
- «Кто из гостей произносит последним гласный/согласный звук?» — «гав», «мяу», «му», «кукареку» и т.д.
- «Какой первый звук в твоем имени?»
7. Дифференцирование согласных звуков по твердости-мягкости. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками
- «Тим изменяет согласный, второй произносит Том».
- «Том и Тим по-разному читают» (называют буквы)
- «Тим изменяет слова Тома» «лук — люк», «пол — пал» и т.д.
- «Тим и Том ссорятся» — делят картинку, игрушки, сладости, школьные предметы, в названии которых есть мягкие согласные звуки или нет ни одного.
- «Том и Тим собираются…» — на прогулку, в школу, в поход. Назвать, кто что возьмет с собой, наденет, обует; выбрать из двух-трех слов.
- «Тим и Том готовят обед» — посуда, продукты.
- «Тим и Том в зоопарке» — в лесу, на рыбалке, в саду, на огороде и т.д.
- «Звуковое лото» — картинки, схемы слов.
- «В каком окошке кто живет?» — в каком окошке чей звук?
- «Магазин» — продавцы Тим и Том, чеки — схемы слов.
- «Зоопарк» — за кем из животных будут ухаживать Тим и Том?
- «Тим и Том помирились» — Том говорит первую часть слова, а Тим — вторую (и наоборот): картинки: «по-ле», «ли-са», «са-ни», «ло-си», «ко-ни» и т.д.
- «Кто говорит первую часть слова, а кто вторую — Тим или Том?»
8. Звуковой анализ простых слов из трех звуков
- «Пропоем в слове каждый звук» — [жжжуууккк].
- «Звуковые домики» — три окошка + шторки трех цветов: а) позвать домой первый, второй, третий звуки; б) повесить в окошки шторки нужного цвета.
- «Построим дом» — кубики трех цветов первому, второму, третьему звукам: поставить кубик (окошки) нужного цвета.
- «Кто в каком домике живет?» — готовые звуковые домики из кубиков трех цветов: «оса (к-с-к)», «жук (к-с-к)», «пес (з-к-с)», «лось (с-к-з)», «ель (з-к-с)»
- «Кто больше гостей пригласит в свой домик? » — готовая схема слов.
- «Позови домой звук» — третий, первый, второй в разной последовательности.
- «Кто из гостей (игрушки) «написал» свое слово?»
- «Напиши слово своего гостя».
- «Угадай, кто у тебя в гостях?» — ребенок сам выкладывает схему первого из трех-четырех знакомых слов: «гав», «пик», «ква», «мяу».
- «Ловим и выпускаем звуки по порядку».
- «Покажи картинку» — в названии которой первый звук [..], второй [..], третий
- «Магазин» — на «чеках» находятся звуковые схемы простых слов: «кот», «лань», «кит», «жук», «лев», «лис», «оса», «пес», «Оля-кукла», «чай», «соль», «рис»
- «Звуковое лото: Чья картинка?» — кому подходит эта схема (звуковой домик)?
9. Выделение качественных признаков согласных звуков
- «Домики звуков» — в которых находятся их портреты (буквы):— красный для гласных;— зеленый со звоночком: [и];— зеленый без звоночка: [ч], [щ];— синий со звоночком: [ж];— синий без звоночка: [ш], [ц];— сине-зеленый со звоночком: [з], [б], [д], [в + м], [н], [л], [р];— сине-зеленый без звоночка: [с], [п], [т], [к], [ф]. Варианты: а) «Где живет звук [..]?» — объяснить почему?; б) «Какие звуки живут в этом домике? »;в) «Нарисуем портрет знакомых звуков (букв) и разложим их в домики»; г) «Нарисуем буквы» — рисовать ручками трех цветов, тонкой линией (глухие согласные) или толстой (звонкие).
- «Раскрасим слово, написанное простым карандашом» — «лис»: [л] — зеленая толстая линия (звонкий мягкий согласный звук); [и] — красная толстая линия (гласный звук); [с] — синяя тонкая линия (глухой твердый звук).
- «Цветной диктант» — схема слов (пустые квадратики, количество которых соответствует количеству звуков в слове). Закрашивать «окошки» в нужный цвет.
- «Кто первый?» — назвать гласный звук, звонкий согласный, глухой согласный, всегда мягкий звонкий [и], всегда мягкий глухой [ч], [щ] и т.д.
- «Покажи картинку», в названии которой есть звонкий мягкий согласный звук, глухой твердый согласный и т.д.
- «Магазин» — дети «платят» за игрушку, выделяя первый звук в ее названии и давая ему качественную характеристику.
10. Формирование основного механизма чтения: упреждающие ориентации на гласную букву и фонему
- «Какой согласный звук стоит впереди и после гласного звука
- «Какие согласные звуки живут в слоге (комнате) с ударным ? гласным звуком, с безударным гласным звуком [..]?»
- «Прочитай слово без согласных звуков» — таблица «Животные», названия которых выложены красными фишками: одна из них большая (ударный гласный звук) и одна-три маленькие (безударные гласные звуки).
- «Звукоедик» — «съел» согласные звуки.
- «Зовем издалека» («Эхо») — Ь согласных звуков не слышно, громче всех «кричит» ударный гласный звук, тише — безударные гласные. Варианты: а) «Кого я зову издалека?»; б) «Ты позови кого-нибудь, а мы догадаемся».
- «Живые буквы (звуки)». Варианты: а) «Звуки, стройтесь в слоги!»; б) «Слоги, стройтесь в слова!»; в) «Слоги, поменяйтесь местами»; г) «Поменяем гласный звук»: Стол — стул — стал — стыл
11. Обучение трансформации слова путем замены одной из фонем
- «Живые звуки (буквы)». Варианты: а) « Звуки, стройтесь в слова!»; б) «Звук [..], поменяйся местами со звуком [..]»; в) «Звук [..], замени в слове звук [..]».
- «Какой звук заменили?» (по очередности в слове) — «сыч — сын — сыр — сан — сон — сор — сом — сок — сук — суп — суд — сад — сам» и т.д.
- «Какое слово получится, если звук [..] заменить звуком [..]?» — «слог — слон — стон — стол — стыл — стал — стул — стук — сток — стык» и т.д.
- «Звуковой домик» — готовая звуковая схема слова: а) меняем один из согласных звуков: «каска — маска — ласка — лапка — лапта»; б) меняем один из гласных звуков: «Оля — Уля — Эля — Аля»; «Иры — Ира — ура — эра — эру— ору»; «куры — кура — кора — кору»; в) «Сделай первый согласный звук мягким» — какое слово получилось? Тим поправляет Тома: «лук — люк», «мал — мял» и т.д.
12. Звуковой анализ двухсложных слов
- «Назови только первую (вторую) часть слова».
- «Позовем звуки домой» — по порядку в первую, во вторую части слова (комнаты).
- «В каком окошке живет звук [..]?»
- «В какой «комнате» (часть слова), в каком окошке должна гореть лампочка?» — где кричит ударный звук? «Ли — са», «ку — ры», «1/т — ка», «па — ук».
- «Вставь портрет звука (знакомую букву) в нужное окошко».
- «Нарисуй в окошке портреты звуков (знакомые буквы)».
- «Позови домой только гласные звуки — тихо или громко? »
- «Позови домой только согласные звуки».
- «Какой гласный звук кричит в первой, второй (третьей) части слова?»
- «В какой части слова гласный звук [..]?»
- «Какая часть слова звучит громче?» — ударный гласный звук, ударный слог.
- «Звуковые домики» — двухкомнатные из кубиков трех цветов: один-два кубика («о-са»), два-два («ли-са»), три-два («бел-ка»), три-три («зай-чик»). Варианты:
- а) «Кто в этом домике живет?» — сколько звуков — в первой части, во второй?;
- б) «Кто больше?» — подобрать слова для своего «звукового домика»;
- в) «Я назову слово (картинку), а вы покажите нужный «звуковой домик».
- «Назови второй звук во второй части слова или другие звуки».
- «Строим звуковые домики для гостей (игрушек) из кубиков трех цветов». — Вначале дети берут кубики нужного цвета и нужного количества. — Логопед
- задает вопросы: Какие звуки есть в твоем слове?; Сколько в твоем слове твердых согласных звуков, мягких согласных звуков?; Сколько в твоем слове гласных звуков? и т.д.
13. Переход от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию
- «Звуковой домик» (схема слов): а) «Кто в каком домике живет? »; б) «Кому еще подходит этот домик?»; в) «Кто больше слов придумает для своего звукового домика?»
- «Часть слова» (слоги) — буквы, фишки: а) «Подбери две части слова» (схема); б) «Подбери одну часть слова» (схема).
- «Звуки — буквы» (картинки с готовыми схемами слов + буквы): а) «В каком окошке живет звук [..]?»; б) «Вставь в нужное окошко букву [..]»; в) «Вставь в нужное окошко портрет звуков»: гласных; звонких/глухих согласных, — твердых/мягких.
- «Раскрасим слова, написанные простым карандашом, печатными буквами» — обвести ручкой (фломастером) нужного цвета: а) все гласные звуки — красной толстой линией; б) глухие согласные — тонкой линией синего или зеленого цвета звучат твердо или мягко); в) звонкие согласные — толстой линией синего или зеленого цвета.
- «Цветной диктант» — рисовать знакомые буквы («портрет звуков») ручками трех цветов (толстой/тонкой линией).