Формирование музыкальной культуры у дошкольников
18 Янв 2013, Автор: adminВ статье Н.А. Алдашевой (сборник научных статей «Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект» / науч. ред Т.Г. Русакова; ФГБОУ ВПО «Оренб. гос. пед. ун-т». — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. — С. 52-57) показана значимость музыкальной культуры для духовно-нравственного развития ребенка; раскрыто содержание видов музыкальной деятельности дошкольников; представлен комплекс современных технологий формирования компонентов музыкальной культуры — звуковысотного слуха, интонирования и др.; обозначены требования к качеству музыки и музыкальных инструментов.
Многие народы в постсоветском пространстве пережили сложный кризисный период. Изменения произошли и происходят не только в политике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации людей и условий жизни. Проблемы эстетического воспитания оказались в фокусе всеобщего внимания. На этом фоне катастрофически сокращается мир детства, поскольку в него все больше входят прагматизм, цинизм, жестокость, жажда легкой наживы, одиночество и т.п., когда духовность вытесняется рациональностью, которая в конечном счете выступает против самого человека.
Потоки западной культуры, обрушившиеся на ребенка через средства массовой информации, привели к потере нравственности, бездуховности, ведь дети как зеркало отражают и лучшие и худшие черты общества. В этих условиях бесконтрольное восприятие мирового и отечественного культурного наследия может привести не к улучшению, а к еще большему усугублению вышеназванного процесса. Ведь когда человек чувствует себя неповторимой, единственной в своем роде личностью и сориентирован на культуру своего народа и мировую, он способен признать эти качества и за другим человеком.
В этой связи научный интерес представляет исследование механизмов формирования эстетической культуры. Одним из них является разностороннее многоуровневое образование, сориентированное на общечеловеческие ценности, включающие общее музыкальное образование. Интеграция образования и культуры ориентирует на воспитание «человека культуры», способного к творческой самореализации.
Формирование эстетической культуры происходит под воздействием разных видов искусства, но наиболее сильное эмоциональное воздействие на ребенка в дошкольном возрасте оказывает музыка. В процессе музыкального восприятия ребенок переживает все, что связано с восприятием красоты художественного и музыкального образа, чувств, мыслей. Дети учатся вслушиваться, сравнивать, оценивать. На этой основе зарождается интерес, предпочтение, желание еще раз послушать любимую музыку. Ребенок задает вопросы, высказывается, опираясь на свой музыкальный опыт, приобретенный вне детского сада. Музыкальное мышление как частный вид мышления генетически связан со всей мыслительной, духовной деятельностью человека. Его специфической особенностью является эмоциональная °краска в сочетании с аналитико-синтетической деятельностью сознания ребенка. Слушая музыкальное произведение, дети могут рассказывать о его характере, о тех чувствах, которое оно вызывает.
Проблему формирования основ музыкальной культуры у дошкольников можно рассматривать в трех ракурсах:
— во-первых, с точки зрения того, какие положения современной психологии могут быть взяты за исходные при построении системы музыкального воспитания;
— во-вторых, каковы конкретные методы и приемы проведения музыкальных занятий в детском саду;
— в-третьих, как организовать необходимые психолого-педагогические условия для создания музыкальной атмосферы жизни детей.
К организации музыкального образования, причем самых первых его «ступенек», которые чрезвычайно ответственны, необходимо подходить весьма серьезно, на основе анализа наиболее крупных современных психологических теорий, а именно концепций А. Валлона, Л.С. Выготского и его школы, Ж. Пиаже. Деятельностный подход, деятельностный принцип, разработанный еще А.Н. Леонтьевым, при построении программы обучения должен стать главным для определения содержания и методов музыкального воспитания дошкольников.
Собственное пение, ритмические движения под музыку, аккомпанемент самих детей на простейших музыкальных инструментах, умение слушать — все это необходимо рассматривать как различные виды музыкальной деятельности. Сюда же относятся и хороводы детей, и рисование ребенка, связанное с той музыкой, которая звучит и которую он слушает. Вершиной такого рода разнообразной по форме музыкальной деятельности может стать создание маленького оркестра, где на самых простых инструментах — колокольчиках, кастаньетах, треугольниках, бубнах и барабанах — дети сообща «аккомпанируют» звучащей мелодии или сами исполняют какую-то пьеску, коллективно импровизируют.
Ставя своей задачей сделать музыку доступной для каждого ребенка, необходимо найти способ максимального включения детей в «активное слушание». Музыка — это живое искусство. И поэтому нужно пытаться доступными и интересными для ребенка способами активно включить его в восприятие: через движения самого малыша дать ему освоить ритмический рисунок звучащей мелодии, прочувствовать особенность ее развития и т.д. Здесь важно чаще соединять музыку не только с движением, но со словом. Освоение звуковой (фонетической) стороны полного языка и интонационной выразительности родной печи в связи с развитием музыкальных впечатлений должно быть соединено в нечто единое, направленное в конечном счете на «открытие» детьми окружающего мира, его разнообразных «свойств» и «сторон».
Опираясь на специальные психологические исследования и на передовой педагогический опыт, можно утверждать, что необходимо учить ребенка интонировать, то есть, пропевая собственным голосом, «отражать» слышимые звуки, учиться возможно более точно воспроизводить звуковысотные характеристики слышимого. Уругвайский музыкальный педагог Альсира Легаспи де Арисменди, так же как и известный венгерский ученый Золтан Кодай, исключительное значение придает детскому пению как особому виду деятельности самих детей, которая существенно важна для развития музыкального слуха и общей «музыкальности» человека.
Как конкретно предлагается развивать у детей способность к восприятию и воспроизведению слышимой музыки? Современная технология формирования звуковысотного слуха такова: учить детей сначала петь тихо, «выверяя» свое пение по голосу поющего взрослого. Далее учить ребенка интонировать или воспроизводить голосом мелодию До того, как он узнает слова песни. Особенно важно учить ребенка не только пропевать или подпевать, но и сравнивать звучание музыкального инструмента, свое пение с пением других детей и т.д. Осваивая определенные упражнения, образующие особую систему, ребенок постепенно учится управлять своим голосом, достигать нужного звучания. При этом педагог должен непременно учитывать возрастные особенности детей как в плане физиологическом, так и в плане индивидуальных интересов.
Вместе с тем очень важно, чтобы не только качество музыки было по-настоящему высоким, но и сами инструменты, которые воспитатели дают в руки ребенку, обладали бы не плохим, не средним, но лучшим качеством: кастаньеты должны быть сделаны из дерева, бубны и тамбурины — из кожи, тарелки — из бронзы. То есть необходимо делать все возможное, чтобы у детей развивался хороший вкус и к характеру звучания, и к самим музыкальным произведениям. При этом воспитатели должны создавать максимально благоприятные условия для развития инициативы самих детей: им надо всякий раз предоставлять возможность быть самостоятельными и активными — больше позволять играть на музыкальных занятиях, напевать, насвистывать мелодии, двигаться и придумывать свои танцы под звучащую музыку, самим выбрать музыкальные инструменты и изображать персонажей того или другого музыкального произведения.
Организуя педагогические условия музыкального воспитания, конечно, нужно учитывать и общие особенности жизни ребенка в той или иной стране. Для казахстанских детей лучше отбирать из разных источников мелодии и песни, не требующие большего музыкального опыта, чем тот, который у них есть. Связь музыкального языка с многообразным жизненным опытом ребенка служит основой для появления у него разнообразных ассоциаций воображения. Обилие ассоциаций является признаком богатой фантазии и общей художественной одаренности человека.
Главная цель статьи — дать импульс к творческим поискам, к плодотворному обмену опытом тех, кто занимается формированием музыкальной культуры дошкольников. Раннее эстетическое воспитание создает огромные потенциалы для всего дальнейшего развития человека. При этом первые встречи ребенка с искусством, первое приобщение его к художественому опыту весьма значимо для формирования не только творческих способностей, но, что особенно важно, нравственных начал будущей личности. Говоря словами В. А. Сухомлинского, музыкальное воспитание — это не воспиание музыканта, а прежде всего воспитание человека.
.
День рожденья — праздник детства… Что может быть лучше!?! А уж если это юбилей, то праздник вдвойне. Всегда хочется сказать имениннику теплые и добрые слова, но не всегда получается их найти, сложить так, чтобы выразить всю полноту переполняющих сердце чувств. На сайте ЗаПоздравлением Вы найдете поздравления с юбилеем на любой вкус, а также юбиляру любой категории, будь то близкий Вам человек или коллега по работе.