Формирование музыкальной культуры у дошкольников

18 Янв 2013, Автор: admin

Формирование музыкальной культуры у дошкольниковВ статье Н.А. Алдашевой (сборник научных статей «Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект» / науч. ред Т.Г. Русакова; ФГБОУ ВПО «Оренб. гос. пед. ун-т». — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. — С. 52-57) показана значимость музыкальной культуры для духовно-нравственного развития ребенка; раскрыто содержание видов музыкаль­ной деятельности дошкольников; представлен комплекс современных технологий формирования компонентов музыкальной культуры — звуковысотного слуха, интонирования и др.; обозначены требования к каче­ству музыки и музыкальных инструментов.

Многие народы в постсоветском пространстве пере­жили сложный кризисный период. Изменения произошли и происходят не только в политике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необхо­димость гуманизации людей и условий жизни. Проблемы эстетического воспитания оказались в фокусе всеобщего внимания. На этом фоне катастрофически сокращается мир детства, поскольку в него все больше входят прагматизм, цинизм, жестокость, жажда легкой наживы, одиночество и т.п., когда духовность вытесняется рациональностью, которая в конечном счете выступает против самого человека.

Потоки западной культуры, обрушившиеся на ребенка через средства массовой информации, привели к потере нравственности, бездуховности, ведь дети как зеркало отражают и лучшие и худшие черты общества. В этих услови­ях бесконтрольное восприятие мирового и отечественного культурного наследия может привести не к улучшению, а к еще большему усугублению вышеназванного процесса. Ведь когда человек чувствует себя неповторимой, един­ственной в своем роде личностью и сориентирован на куль­туру своего народа и мировую, он способен признать эти качества и за другим человеком.

В этой связи научный интерес представляет исследова­ние механизмов формирования эстетической культуры. Од­ним из них является разностороннее многоуровневое обра­зование, сориентированное на общечеловеческие ценности, включающие общее музыкальное образование. Интеграция образования и культуры ориентирует на воспитание «чело­века культуры», способного к творческой самореализации.

Формирование эстетической культуры происходит под воздействием разных видов искусства, но наиболее сильное эмоциональное воздействие на ребенка в дошкольном воз­расте оказывает музыка. В процессе музыкального воспри­ятия ребенок переживает все, что связано с восприятием красоты художественного и музыкального образа, чувств, мыслей. Дети учатся вслушиваться, сравнивать, оцени­вать. На этой основе зарождается интерес, предпочтение, желание еще раз послушать любимую музыку. Ребенок за­дает вопросы, высказывается, опираясь на свой музыкаль­ный опыт, приобретенный вне детского сада. Музыкальное мышление как частный вид мышления генетически связан со всей мыслительной, духовной деятельностью человека. Его специфической особенностью является эмоциональная °краска в сочетании с аналитико-синтетической деятельностью сознания ребенка. Слушая музыкальное произведение, дети могут рассказывать о его характере, о тех чувствах, которое оно вызывает.

Проблему формирования основ музыкальной культуры у дошкольников можно рассматривать в трех ракурсах:

— во-первых, с точки зрения того, какие положения современной психологии могут быть взяты за исходные при построении системы музыкального воспитания;

— во-вторых, каковы конкретные методы и приемы проведения музыкальных занятий в детском саду;

— в-третьих, как организовать необходимые психолого-педагогические условия для создания музыкальной атмосферы жизни детей.

К организации музыкального образования, причем самых первых его «ступенек», которые чрезвычайно ответственны, необходимо подходить весьма серьезно, на основе анализа наиболее крупных современных психологических теорий, а именно концепций А. Валлона, Л.С. Выготского и его школы, Ж. Пиаже. Деятельностный подход, деятельностный принцип, разработанный еще А.Н. Леонтьевым, при построении программы обучения должен стать главным для определения содержания и методов музыкального вос­питания дошкольников.

Собственное пение, ритмические движения под музы­ку, аккомпанемент самих детей на простейших музыкаль­ных инструментах, умение слушать — все это необходимо рассматривать как различные виды музыкальной деятель­ности. Сюда же относятся и хороводы детей, и рисование ребенка, связанное с той музыкой, которая звучит и кото­рую он слушает. Вершиной такого рода разнообразной по форме музыкальной деятельности может стать создание маленького оркестра, где на самых простых инструмен­тах — колокольчиках, кастаньетах, треугольниках, бубнах и барабанах — дети сообща «аккомпанируют» звучащей мелодии или сами исполняют какую-то пьеску, коллектив­но импровизируют.

Ставя своей задачей сделать музыку доступной для каждого ребенка, необходимо найти способ максимального включения детей в «активное слушание». Музыка — это живое искусство. И поэтому нужно пытаться доступными и интересными для ребенка способами активно включить его в восприятие: через движения самого малыша дать ему освоить ритмический рисунок звучащей мелодии, прочувствовать особенность ее развития и т.д. Здесь важно чаще соединять музыку не только с движением, но со словом. Освоение звуковой (фонетической) стороны полного языка и интонационной выразительности родной печи в связи с развитием музыкальных впечатлений должно быть соединено в нечто единое, направленное в конечном счете на «открытие» детьми окружающего мира, его раз­нообразных «свойств» и «сторон».

Опираясь на специальные психологические исследова­ния и на передовой педагогический опыт, можно утверж­дать, что необходимо учить ребенка интонировать, то есть, пропевая собственным голосом, «отражать» слышимые звуки, учиться возможно более точно воспроизводить звуковысотные характеристики слышимого. Уругвайский му­зыкальный педагог Альсира Легаспи де Арисменди, так же как и известный венгерский ученый Золтан Кодай, исклю­чительное значение придает детскому пению как особому виду деятельности самих детей, которая существенно важ­на для развития музыкального слуха и общей «музыкаль­ности» человека.

Как конкретно предлагается развивать у детей способ­ность к восприятию и воспроизведению слышимой музы­ки? Современная технология формирования звуковысотного слуха такова: учить детей сначала петь тихо, «выверяя» свое пение по голосу поющего взрослого. Далее учить ре­бенка интонировать или воспроизводить голосом мелодию До того, как он узнает слова песни. Особенно важно учить ребенка не только пропевать или подпевать, но и сравни­вать звучание музыкального инструмента, свое пение с пе­нием других детей и т.д. Осваивая определенные упраж­нения, образующие особую систему, ребенок постепенно учится управлять своим голосом, достигать нужного звучания. При этом педагог должен непременно учитывать возрастные особенности детей как в плане физиологическом, так и в плане индивидуальных интересов.

Вместе с тем очень важно, чтобы не только качество музыки было по-настоящему высоким, но и сами инстру­менты, которые воспитатели дают в руки ребенку, обладали бы не плохим, не средним, но лучшим качеством: кастанье­ты должны быть сделаны из дерева, бубны и тамбурины — из кожи, тарелки — из бронзы. То есть необходимо делать все возможное, чтобы у детей развивался хороший вкус и к характеру звучания, и к самим музыкальным произведе­ниям. При этом воспитатели должны создавать максималь­но благоприятные условия для развития инициативы са­мих детей: им надо всякий раз предоставлять возможность быть самостоятельными и активными — больше позволять играть на музыкальных занятиях, напевать, насвистывать мелодии, двигаться и придумывать свои танцы под звуча­щую музыку, самим выбрать музыкальные инструменты и изображать персонажей того или другого музыкального произведения.

Организуя педагогические условия музыкального вос­питания, конечно, нужно учитывать и общие особенности жизни ребенка в той или иной стране. Для казахстанских детей лучше отбирать из разных источников мелодии и пес­ни, не требующие большего музыкального опыта, чем тот, который у них есть. Связь музыкального языка с многооб­разным жизненным опытом ребенка служит основой для появления у него разнообразных ассоциаций воображения. Обилие ассоциаций является признаком богатой фантазии и общей художественной одаренности человека.

Главная цель статьи — дать импульс к творческим по­искам, к плодотворному обмену опытом тех, кто занимает­ся формированием музыкальной культуры дошкольников. Раннее эстетическое воспитание создает огромные потенциалы для всего даль­нейшего развития человека. При этом первые встречи ребенка с искусством, первое приобщение его к художественому опыту весьма значимо для формирования не только творческих способностей, но, что особенно важно, нравственных начал будущей личности. Говоря словами В. А. Сухомлинского, музыкальное воспитание — это не воспиание музыканта, а прежде всего воспитание человека.

.

День рожденья — праздник детства… Что может быть лучше!?! А уж если это юбилей, то праздник вдвойне. Всегда хочется сказать имениннику теплые и добрые слова, но не всегда получается их найти, сложить так, чтобы выразить всю полноту переполняющих сердце чувств. На сайте ЗаПоздравлением Вы найдете поздравления с юбилеем на любой вкус, а также юбиляру любой категории, будь то близкий Вам человек или коллега по работе.