Социокультурное развитие детей в творческом музицировании. Статья 3.
09 Окт 2012, Автор: adminХудожественная практика современности демонстрирует разнообразные формы синтеза искусств. Многочисленные «переводы» художественных образов на языки разных искусств, «обмен» между искусствами формообразующими принципами и специфическими, как казалось прежде, средствами выразительности — все это входит в характеристику современного искусства,
Диалогичность мышления приводит современных музыкантов к поиску новых выразительных средств, содействующих воплощению в самой структуре произведения активной работы самосознания, художественной интуиции, а также «вовлечения в обсуждение проблемы» своих слушателей, включение их в процесс создания художественного произведения. Многие партитуры современных композиций предстают как проект, модель, в реализации которой исполнитель выступает как соавтор произведения. В таком контексте живописная, графическая, пластическая, поэтическая, музыкальная интерпретация-доосмысливание художественного произведения любого вида искусства в современной художественной практике выступает в качестве общей тенденции.
Художники и музыканты современности свободно «обмениваются» специфическими средствами выразительности и техническими приемами для создания оригинальных концепций. Абстрактные, беспредметные полотна с помощью цветовых наплывов и колористических пятен-вспышек пытаются, подобно музыке, выразить движение чувств и эмоций. Музыканты смело экспериментируют с новыми приемами организации музыкальных композиций, с пластическими и цветовыми воплощениями музыкальной формы, с введением условных партитур-картин, с использованием шумов, звуков окружающего мира, живописных сонорных эффектов, с формами воплощения синтеза звука, цвета, пластики. Специфические приемы, выводящие музыкальное искусство в область полихудожественной деятельности, прочно утвердились сегодня в арсенале выразительных средств музыки. Выход за пределы одного вида искусства в полихудожественную деятельность является также яркой тенденцией педагогики искусства наших дней. Особенно остро потребность в художественном синтезе осознается педагогами периода детства. Синтетический характер художественного восприятия ребенка обуславливает необходимость участия комплекса искусств в педагогическом процессе формирования целостного мировоззрения личности.
Музыкальная педагогика, ориентированная на творчество детей и игровые методы музыкального воспитания, может опереться на опыт подобных полихудожественных взаимодействий в практике современной музыки. Темброво-шумовые аккомпанементы к произведениям, рисование музыки и «рисование» звуков на детских музыкальных инструментах, аритмичные тембровые композиции, основанные на сонорных эффектах, игра по условным партитурам, создание пластических партитур, интонационно-речевые игры с использованием фонем, красочных сочетаний слогов и разнообразных звуков — эти приемы должны быть осмыслены и освоены современной музыкальной педагогикой.
В целом, использование опыта художественной практики современности при организации творческого музицирования детей способствуют формированию социокультурных основ личности, органично входящей в современную художественную культуру и общающуюся с ней на уровнях, необходимых для творческого самовыражения и полноценного самоопределения.
По научно-исследовательским материалам Н.Г. Куприной