Социокультурное развитие детей в творческом музицировании. Статья 3.

09 Окт 2012, Автор: admin

Художественная практика современности демонстрирует разнооб­разные формы синтеза искусств. Многочисленные «переводы» художес­твенных образов на языки разных искусств, «обмен» между искусствами формообразующими принципами и специфическими, как казалось пре­жде, средствами выразительности — все это входит в характеристику сов­ременного искусства,

Диалогичность мышления приводит современных музыкантов к по­иску новых выразительных средств, содействующих воплощению в самой структуре произведения активной работы самосознания, художественной интуиции, а также «вовлечения в обсуждение проблемы» своих слуша­телей, включение их в процесс создания художественного произведения. Многие партитуры современных композиций предстают как проект, мо­дель, в реализации которой исполнитель выступает как соавтор произве­дения. В таком контексте живописная, графическая, пластическая, поэ­тическая, музыкальная интерпретация-доосмысливание художественно­го произведения любого вида искусства в современной художественной практике выступает в качестве общей тенденции.

Художники и музыканты современности свободно «обмениваются» специфическими средствами выразительности и техническими приемами для создания оригинальных концепций. Абстрактные, беспредметные по­лотна с помощью цветовых наплывов и колористических пятен-вспышек пытаются, подобно музыке, выразить движение чувств и эмоций. Музы­канты смело экспериментируют с новыми приемами организации музы­кальных композиций, с пластическими и цветовыми воплощениями музы­кальной формы, с введением условных партитур-картин, с использовани­ем шумов, звуков окружающего мира, живописных сонорных эффектов, с формами воплощения синтеза звука, цвета, пластики. Специфические приемы, выводящие музыкальное искусство в область полихудожествен­ной деятельности, прочно утвердились сегодня в арсенале выразительных средств музыки. Выход за пределы одного вида искусства в полихудо­жественную деятельность является также яркой тенденцией педагогики искусства наших дней. Особенно остро потребность в художественном синтезе осознается педагогами периода детства. Синтетический характер художественного восприятия ребенка обуславливает необходимость учас­тия комплекса искусств в педагогическом процессе формирования целос­тного мировоззрения личности.

Музыкальная педагогика, ориентированная на творчество детей и игровые методы музыкального воспитания, может опереться на опыт по­добных полихудожественных взаимодействий в практике современной музыки. Темброво-шумовые аккомпанементы к произведениям, рисова­ние музыки и «рисование» звуков на детских музыкальных инструментах, аритмичные тембровые композиции, основанные на сонорных эффектах, игра по условным партитурам, создание пластических партитур, инто­национно-речевые игры с использованием фонем, красочных сочетаний слогов и разнообразных звуков — эти приемы должны быть осмыслены и освоены современной музыкальной педагогикой.

В целом, использование опыта художественной практики современ­ности при организации творческого музицирования детей способствуют формированию социокультурных основ личности, органично входящей в современную художественную культуру и общающуюся с ней на уровнях, необходимых для творческого самовыражения и полноценного самоопре­деления.

По научно-исследовательским материалам Н.Г. Куприной