Хореография в детском саду

01 Июл 2012, Автор: admin

Хореография как учебная дисциплина входит в систему дополнительного образования детей. Однако сейчас многие детские сады внедряют в образовательные программы такую образовательную область как «Хореография» тем самым расширяя содержание музыкально-художественной работы с детьми.

Как показывает практика дошкольного образования, не зря! Хореография в детском саду, хореографическое образование и воспитание становятся фактором качественного формирования гармоничной личности и предоставляет большие возможности для внедрения современных методов обучения, развития и воспитания, основанных на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества.

Хореографическое образование имеет свой опыт в воспитании детей, традиции и достижения в теории, методике и практике. Многие педагогические находки и открытия в области профессионального обучения были восприняты развивающей педагогикой и стали банком эффективных методов и приемов обучения детей, как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в начальной школе. В процессе занятий танцами у детей происходит перевоплощение, уходят в никуда страхи, снижается уровень агрессии, появляется возможность открывать и понимать себя, управлять своими эмоциями. Дети, являясь по своей природе творцами, в движении, в музыке способны воспринимать по-своему многообразие окружающего мира.

Работа детского коллектива всегда ценна тем, что дети приучаются подчинять свои личные желания интересам большинства, а в хореографическом коллективе у ребенка развивается не только чувства ритма, умение понимать музыку, согласовывать с ней движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность тела, но и находиться в общей «связке» с товарищами, чувствовать свою ответственность за качество исполнения танца, быть составной частью детского объединения.

Качественное формирование гармоничной личности в хореографических коллективах становится возможным путем вхождения обучающихся детей в креативные ситуации, где происходит их творческое развитие и совершенствование индивидуально-личностных качеств.

Как известно, основными методами работы с детьми является игровая деятельность. Танец в сочетании с игрой помогает переработать напряжение чувств, а музыка способствует выражению радости и легкости исполнения движений. Мы хорошо знаем, что именно музыкальные игры пользуются у детей большой любовью, вызывают у них веселое настроение, укрепляют жизненный тонус. Дети «вживаются» в разнотипные образы, проявляя своеобразный индивидуальный артистизм. Такая работа педагога с ребенком несет в себе ценностно-познавательный смысл, необходимый для личностного и общественного развития детей. Такое включение ребенка в активную хореографическую деятельность позволяет ему приобретать жизненный пракгический опыт, а также усваивать и осознавать социальные ценности.

Предлагаем Вашему вниманию комплекс хореографических миниатюр по теме «Путешествие в мир природы»:

«Гнездо журавля»

И. п. – дети сидят на коленях (VI позиция). Голова лежит на полу лицом в правую сторону. Руки вдоль туловища.

—         Ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости к журавушке и посмотрим как он просыпается в своем гнездышке по утрам.

Описание исходного положения.

  1. Лапки у журавля длинные, они согнуты в коленочках, носочки вытянуты.
  2. Хвостик прячет лапки.
  3. Крылышки лежат вдоль туловища, достают до хвостика.
  4. Головка спит на соломке, так как шейка у журавля длинная.

Последовательность исполнения.

—         Головка просыпается, глазки открываются:

Наклоны головой из стороны в сторону.

—         Затем клювик к солнышку тянется:

  1. 1.     Голова прямо поднимается, выпрямляется спина и возвращаемся в и. п.
  2. 2.     Голова прямо поднимается, спина выпрямляется до положения «сидя» и возвращаемся в и. п.
  3. 3.     Голова прямо поднимается, спина выпрямляется до положения «сидя» и замереть, зафиксировать позицию.

—         Плечики просыпаются, крылышки подготавливают:

Движение плечами вверх вниз по очереди и одновременно.

—         Шея вытягивается, косточки разминает:

Наклоны головой «по квадрату» (направо, вперед, налево, назад).

—         Крылышки распрямляются:

Поочередное и одновременное поднимание рук вверх с возвратом в и. п. Движение рук скользящее по корпусу.

—         Хвостик поднимается:

  1. 1.     Ягодицы поднять до положения «столбик» на коленях, опуститься в и. п.
  2. 2.     Повторить первое движение, сочетая его со взмахом рук в стороны до уровня плеч и вернуться в и. п.
  3. 3.     Еще раз повторить движение, выполняя взмах руками вверх и встать на ноги.

—         Журавушка проснулся, теперь он тянется к солнышку:

И. п. – стоя в VI позиции, руки вдоль туловища, голова прямо.

Поочередное и одновременное поднимание рук вверх с одновременным поднятием на полупальцы. Руки поднимаются через стороны.

—         Журавушка говорит природе «Доброе утро»:

Наклон вперед, прямые руки завести назад, правую ногу подтяныть под колено. Повторить с левой ноги.

—         Журавушка выходит из гнезда на прогулку:

Двигаться врассыпную по залу высоким шагом, руками выполнчть взмахи через стороны.

—         Журавушка гулял по бережку и увидел аленький цветочек. За ним нежно ухаживала маленькая девочка.

«Аленький цветочек»

И. п. – дети изображают нежное прикосновение к растущему цветку. Правая ладонь поддерживает левый локоть, левая ладонь лежит на правом локте. Голова прямо.

Последовательность исполнения.

—         Аленький цветочек ночью светит, а днем Аленушка укладывает его в колыбельку.

  1. 1.      Поднимать вперед и опускать вниз руки, сохраняя исходное положение (выполнить 4 раза).
  2. 2.      Покачивание рук в исходном положении из стороны в сторону (выполнить 4 раза).
  3. 3.      Полуприседания и подъем на полупальцы, локти поднимаются на 90° (выполнить 4 раза).
  4. 4.      Приставные шаги с полуприседаниями ((выполнить по 2 раза с правой и с левой ноги).
  5. 5.      Подъем на полупальцы (2 раза), за вторым разом замереть и выполнить поворот вокруг себя (повторить 2 раза).
  6. 6.      Повторить все движения от начала до конца.

—         В травке, где растет аленький цветочек, ползают жуки всякие. Нам встретился жук Жу-жу. Он спрятался у нас в кулачке, как в домике.

«Жук Жу-жу»

И. п. – ноги стоят в VI позиции, руки опущены, пальцы сомкнуты в кулачки, голова прямо.

Последовательность исполнения.

—         Ребята, мы сейчас будем наблюдать как играют жучки у нас на ладошках. Прикасайтесь к ним нежно, кулачки сжимайте слегка, чтобы не раздавить жучков, ведь они такие маленькие и хрупкие. Еще будем подносить ладошки к ушкам и слушать как жучки жужжат.

  1. 1.     Пяточка правой ноги отрывается от пола, колено сгибается. Одновременно сгибается в локте правая рука, открытую ладошку держим рядом с плечом. Вернуться в и. п.
  2. 2.     Повторить движение с левой руки и ноги.
  3. 3.     Повторить комбинации 1-2, но не возвращать руки в и. п.
  4. 4.     Перегиб корпуса в правую сторону, правая нога выставляется на каблук вправо. Руки с вытянутыми пальцами остаются в положении возле плеч. Вернуться в и. п.
  5. 5.     Повторить перегиб в левую сторону.
  6. 6.     Повторить перегибы и закончить движение в VI позиции, руки на поясе кулачками.
  7. 7.     Выполнить 8 подскоков на месте и 8 в повороте вокруг себя.
  8. 8.     Выполнить 8 подскоков на правой ноге, поднеся правый кулачок к правому уху. Повторить с левой ноги. Закончить: ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль корпуса, кисти собраны в кулачки
  9. 9.     Раскрывать и сжимать кисти (повторить 16 раз).

—         Играли, играли мы с жучками, и тут увидели мышку. Она пробегала мимо нас по зеленой травке. Опустимся на коленочки и посмотрим куда побежала мышка.

«Мышка»

И. п. – сидя на полу упор сзади, ноги вытянуты, носочки оттянуты, спина ровная, голова прямо.

Последовательность исполнения.

—         Мышка бегает мелкими шажками:

  1. 1.     Поочередное и одновременное сокращение стоп.
  2. 2.     Повторить те же движения в сочетании с наклонами головы из стороны в сторону.

—         Мышка прячется в норке:

  1. 1.     Поочередное и одновременное сгибание и разгибание колен.
  2. 2.     Повторить те же движения в сочетании с наклонами головы вперед и назад. Закончить движение в том же и. п., но с согнутыми ногами.
  3. 3.     Класть оба колена на пол то в одну, то в другую стороны.
  4. 4.     Из первоначального и. п. сгибать ноги и выпрямлять на 45° .

—         Мышка убежала в норку, а норка у нее недалеко от речки. В речке плавают маленькие рыбки. Они приближаются то к одному берегу, то к другому.

«Река и рыбки»

И. п. – сидя на полу упор сзади, носочки разведены в стороны, голова прямо.

Последовательность исполнения.

—         Маленькая рыбка поплыла к берегу:

  1. 1.      Правая рука поднимается над головой и как бы «ныряя в реку» тянется к правой ноге. Возвращается через верх в и. п.
  2. 2.      Повтор с левой руки.
  3. 3.      Повтор одновременно двумя руками.

—         Рыбка проплыла под мостиком:

  1. 1.      Согнутую в колене правую ногу поставить на носок, голова направо.
  2. 2.      Повторить с левой ноги, голова налево.
  3. 3.      Руки упор сзади, приподнять таз от пола, прогнуться. Вернуться в и. п. Повторить 2 раза.

—         Вынырнула из воды, посмотреть на деревья:

  1. 1.     Согнутую в колене правую ногу поставить на носок, правую руку поднять вверх.
  2. 2.     Повторить с левой ноги, левую руку поднять вверх.
  3. 3.     Руки упор сзади, приподнять таз от пола, прогнуться. Вернуться в и. п. Повторить 2 раза.

—         Рыбка снова нырнула под мосток:

  1. 1.     Правая рука поднимается над головой и как бы «ныряя в реку» тянется к правой ноге. Возвращается через верх в и. п.
  2. 2.     Повтор с левой руки.
  3. 3.     Повтор одновременно двумя руками.

—         А под мостиком, за большим камнем жили маленькие крабы.

«Синий краб»

И. п. – сидя на «корточках», сжавшись в «комочек», втянуть голову в плечи и обхватить ноги руками.

Последовательность исполнения.

—         Крабики выглядывают из-за камня и знакомятся с рыбками:

  1. 1.      Выполнить глубокие приседания (4 раза), закончить движение в положении: ноги вместе, руки на поясе.
  2. 2.      Кружение вокруг себя топающим шагом.

—         Крабы подружились с рыбками и принялись танцевать:

  1. 1.      Взявшись за руки «лодочкой» покачиваются, переступая с ноги на ногу.
  2. 2.      Прижимаются спинами друг к другу, руки опущены вниз и сцеплены, кружатся топающим шагом.

—         А на берегу сидела кошечка и наблюдала за танцем. Рыбки и крабики увидели ее и шмыгнули за камень:

Выполняют 30 пружинных полуприседаний, за 31-ым делают глубокое приседание и замирают, сидя на корточках

—         Кошечка потеряла из виду рыбок, свернулась комочком и уснула.

«Кошечка»

И. п. – сидя на полу упор сзади, колени вытянуты, голова прямо.

Последовательность исполнения.

—         Кошечка проснулась, встала на лапки и потягивается:

  1. 1.     Перейти в положение стоя на коленях и ладошках.
  2. 2.     Не отрывая рук от пола, потянуть корпус назад. Вернуться в исходное положение.
  3. 3.     Также потянуться вперед и вернуться в исходное положение.

—         Потянулась кошечка и стала умываться:

Сначала правой рукой, затем левой «моем» ушки.

—         Встала кошечка на лапки, чтобы размять спинку и хвостик:

  1. 1.      Прогнуть спину, голову поднять вверх.
  2. 2.      Выгнуть спину, голову опустить вниз.
  3. 3.      «Помахать хвостиком» – движения тазом из стороны в сторону, верхняя часть корпуса неподвижно.

—         Побежала кошечка на улицу, коготки об дерево поточить:

Стоя на коленях «точим коготки» о воображаемое дерево. Закончив движение перейти в положение сидя на полу, ноги вытянуты.

—         Тут кошечка увидела собачку. Испугалась и залезла от нее на дерево:

1. Поочередное сгибание и разгибание ног. Голова опускается к ногам и поднимается вверх, когда ноги вытягиваются.

—         Но кошечка зря испугалась собачки, потому что она была очень приветливой и дружелюбной. Собачка нюхала носом воздух и радовалась свежему весеннему ветерку.

«Нежный ветерок»

И. п. – свободное построение по залу. Ноги вместе, голова прямо, руки вдоль туловища.

Последовательность исполнения.

—         С наступлением весны поселился в лесу нежный ветерок. Он очень любил гулять по лесу, ласкать нежными прикосновениями первые тоненькие листочки, играть с лучами солнца, овевать стволы лесных деревьев:

  1. 1.      Носок правой ноги разворачивается на 90° в сторону (1-2), возвращается в и. п. (3-4).
  2. 2.      Повторить с левой ноги (5-8).
  3. 3.      Пятка правой ноги поднимается, нога сгибается (1-2), вернуться в и. п. (3-4).
  4. 4.      Повторить с левой ноги (5-8).
  5. 5.      Повторить движения в том же темпе.
  6. 6.      Повторить все движения в темпе в два раза быстрее.

—         А потом ветерок вылетает на полянку, играть с разноцветными цветочками:

  1. 1.      Присев на корточки, волнообразными движениями из стороны в сторону «поглаживают» цветочки.
  2. 2.      Кружатся на носочках.
  3. 3.      Свободно танцуют.

—         Веселый ветерок, легко танцует на лесной полянке:

  1. 1.      Легкий бег по кругу. Закончить построением врассыпную, лицом вперед.
  2. 2.      Покачивания – перенос веса тела с ноги на ногу из стороны в сторону. Руки выполняют плавные покачивания над головой, имитируя ветки деревьев.
  3. 3.      Повторить легкий бег по кругу и закончить кружением вокруг себя в построении врассыпную.

—         А тут и вечер уже наступил. И ветерок, попрощавшись со всеми, опустился на веточку рябины и уснул:

Выполняют классический поклон.

Для танцевальной культуры характерно раскрытие прекрасного в природе ребенка, соединение реального и фантастического вымысла; хореографическая деятельность работает на становление личности, постепенно приобщает его к миру прекрасного. И потому систематические занятия хореографией очень полезны для физического развития детей: у них улучшается осанка, устраняется ряд физических недостатков, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Дети, в отличие от взрослых, более успешно овладевают танцевальными движениями, возможностью выразить отношение к музыке в свободных движениях. И действительно, танец помогает отражать личностные особенности и поведенческие модели ребенка, структуру и характер его межличностных коммуникаций.

Отсюда можно сделать вывод, что целенаправленная организация образовательной работы по хореографии в детском саду является необходимым фактором воспитательных возможностей в общей системе образования, обладает огромными возможностями для эстетического совершенствования ребенка, его гармоничного духовного и физического развития.

Подготовлено по материалам Т.Д. Проскуриной, доцента кафедры дошкольной педагогики и психологии; М.О. Михайличенко, педагога муниципального образовательного учреждения дополнительного образования для детей «Юность»,  г. Белгород.

Хореографические миниатюры предсталены Е.В. Михеевой, доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ, г. Оренбург.