Оздоровление дошкольника: обобщение передового педагогического опыта

22 Фев 2013, Автор: admin

Здоровей-каОбобщение передового педагогического опыта по проблеме организации оздоровительной работы в ДОУ с детьми дошкольного возраста (МДОАУ «Детский сад   № 60  комбинированного вида  г. Орска Оренбургской области).

1. Название проблемы: Формирование интегративных качеств личности дошкольника средствами лечебной физкультуры.

2. Условия возникновения проблемы: Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность у государства и общества. Одно из ведущих мест в структуре детской заболеваемости занимают нарушения опорно-двигательного аппарата. Ситуация осложняется недостатком методической литературы по вопросам физической реабилитации дошкольников с различной патологией, и в частности с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Отсутствует  программа физической реабилитации детей, включающая разнообразные средства, формы и методы лечебной физкультуры.

Становление опыта проходило следующим образом: проводился анализ состояния здоровья воспитанников, определялось содержание работы  по данному направлению . Была разработана система работы  с включением целого ряда мероприятий по формированию как правильной осанки, так и в целом отношения к формированию здорового образа жизни, подобран диагностический инструментарий  для решения поставленных задач.

3. Актуальность и перспективность опыта: Лечебная физкультура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного профиля. И причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; сокращение двигательной активности детей из-за приоритета « интеллектуальных занятий» и, и как следствие снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном  положении.

Проведение занятий лечебной гимнастикой в условиях дошкольного учреждения позволяет своевременно и эффективно устранить указанные причины на ранних этапах формирования нарушений осанки и свода стопы. В следствии этого повысить работоспособность и познавательную активность детей старшего дошкольного возраста.

4. Теоретическая база опыта: Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников ( при нарушении опорно-двигательного аппарата). Пособие для инструкторов ЛФ, воспитателей, родителей. Закон российской федерации «Об образовании» —  Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников. Письмо Министерства образования РФ от 02.06.1998г. №89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»,Приказ Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомспорта РФ и РАО от 16.07. 02г. №2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в ОУ РФ»,Приказ Минздрава РФ от 4 апреля 2003 г. N 139 «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений»,Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 года №2106  «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (начало действия с 27.02.11г.).

5. Новизна опыта: В настоящее время существуют много направлений в работе .В программе « Здоровей-ка» как  одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных средств используется  танцевально-ритмическая гимнас­тика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность — в ее раз­ностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы че­ловека. Эмоциональность достигается не только музыкаль­ным сопровождением и элементами танца, входящими в них, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

6. Технология опыта: Занятия проводятся 5 раз в неделю с подгруппой детей (6 – 8 человек) в форме игр и упражнений тренировочного характера, по 30 минут каждое.

  • Занятие должно состоять из трех частей: вводной, основной, заключительной.

Для проведения всех частей занятия используется как стандартное, так и нестандартное оборудование, музыкальное сопровождение с подбором музыкальных произведений для выполнения как разминки, так и лечебно-профилактического танца. Фотографии, иллюстрации с правильным положением тела во время исполнения упражнений. На протяжении всего занятия педагог контролирует и страхует выполнение детьми задания. При необходимости сам показывает правильное выполнение упражнений. После выполнения 2-3 специальных упражнений выполняется самовытяжение, с правильным диафрагмальным дыханием.

7. Результативность опыта: При реализации программы ( проведении курсов ЛФК 2 раза в год, в течении 2 лет) у детей видны изменения в работе опорно-двигательного аппарата, вплоть до снятия диагноза.

8.  Адресная направленность опыта: Опыт может быть полезен для использования в детских садах всех видов и типов, в учреждениях дополнительного образования детей и в начальной школе, при организации домашнего физического воспитания дошкольников.