Музыкально-ритмическое воспитание дошкольника: обобщение передового педагогического опыта

18 Фев 2013, Автор: admin

Обобщение передового педагогического опытаОбобщение передового педагогического опыта по проблеме музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста (МДОАУ «Детский сад № 122 города Орска»)

1. Название проблемы: Развитие способности к творческому самовыражению у ребенка дошкольного возраста в процессе овладение основами ритмики.

2. Условия возникновения проблемы: Музыкально-ритмические движения (ритмика) – это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения развития музыкальности дошкольников и формирования их творческих качеств личности. Ритмика – это передача содержания музыки, ее характера, образов через движения, это эмоциональный отклик на музыку. Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей. В настоящее время интерес к ритмике возрастает. Новая жизнь диктует новый ритм во всем, а интерес ко всем «телесным» методикам возвращает ритмику в дошкольное воспитание. Ритмика обеспечивает выход повышенной двигательной энергии ребенка, способствует организации рационального двигательного режима дошкольника и развитию его музыкальности. Ритмические упражнения дают физическую нагрузку и содействуют физическому развитию ребенка и укреплению детского организма. В процессе музыкально-ритмического воспитания и выполнения движений под музыку у детей развивается общий кругозор, формируется художественный вкус, развиваются их творческие способности. Таким образом, мы можем говорить о том, что музыкально-ритмические движения являются важным средством формирования телесно-двигательного опыта ребенка, а следовательно и развития его личности.

Обобщение передового педагогического опыта3. Актуальность и перспективность опыта: Использование нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания дошкольников, позволяющих наполнить образовательный процесс положительными эмоциями, увеличить двигательную активность детей, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития дошкольников. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает опытом ее творческого осмысления, эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческой и спортивной деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике в школах искусств, спортивных секциях, театральных кружках и т. д.  Тяга к творчеству является не врожденным качеством, не природным даром, а результатом воспитания. Эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство развития личности дошкольника.

Актуальность программы связана с использованием нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, художественно-эстетического и музыкального воспитания дошкольников, позволяющих наполнить образовательный процесс положительными эмоциями, увеличить двигательную активность детей, что является мощным фактором интеллектуального, физического и эмоционального развития ребенка. Разработана модель танцевально-игровой ритмики. Разработана схема-план музыкально-образовательной деятельности по программе.

модель ритмикаплан-схема ритмика

Программа «Музыка и движение» составлена с учетом региональных требований (знакомство с музыкально-танцевальным творчеством Оренбургского края), требований ФГТ — сочетание дополнительной музыкально-образовательной деятельности с другими образовательными областями.

 В рамках интеграции межпредметных связей включен раздел «Выразительное движение».

Программа «Музыка и движение» содержит планирование танцевально-игровой ритмики, содержание работы по разделу «Выразительное движение», формы работы и формы организации детей по развитию творческих проявлений старших дошкольников в музыкально– ритмических движениях.

4. Теоретическая база опыта: Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г.Сайкиной; ведущие положения системы ритмики Э. Жак-Далькроза, М.А. Румера, Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлова, Ю.А.Двоскина, Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, С.Д. Руднева и др.; современные разработки в системе музыкально-ритмического воспитания дошкольников: А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика», И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой «Потанцуй со мной, дружок» (Библиотека программы «Ладушки»); методика О.П. Радыновой «Музыкальное воспитание дошкольников».

5. Новизна опыта: Разработано планирование  музыкально-образовательной деятельности по ритмике для старших дошкольников, рассчитанное на два года обучения (тематическое, почасовое), а также модель танцевально-игровой ритмики, сетка мод на месяц, план-схема мод; перспективное планирование работы по разделу «Выразительное движение» (старшая, подготовительная группы); создан комплекс методических материалов для педагогов и родителей.

Обобщение передового педагогического опыта6. Технология опыта включает в себя: Систематическое, планомерное проведение музыкальной доминантно-образовательной деятельности по ритмике с использованием системы игровых, занимательных танцевально-ритмических упражнений, образно-двигательных и танцевальных импровизаций, упражнений на развитие пластики, координации и физической выносливости, музыкально-подвижных игр, танцевальных движений, элементов здоровьесберегающей технологии — пальчиковых игр, игрового самомассажа, релаксации.

7. Результативность опыта: Диагностика воспитанников в процессе наблюдения за непосредственной и импровизационной музыкально-образовательной деятельностью (положительная динамика музыкального развития дошкольников);  демонстрация достижений на отчетных концертах, конкурсах (1 место в городском конкурсе ритмической гимнастики и танцевально-спортивных композиций, 2012г.), фестивалях детского творчества (лауреаты городского фестиваля «Уральские самоцветы», 2011г., районного фестиваля «Золотые роднички», 2009-2012гг.), музыкальных праздниках; и проведенный анализ ее результатов, позволяет говорить о целесообразности проделанной работы. То есть, при создании условий для развития личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через овладение основами ритмики, при целенаправленной и систематической деятельности педагога, достигается более высокий уровень развития музыкально-творческих способностей детей, их интегративных качеств личности, что ведет за собой качественный рост результатов обучения.

8. Адресная направленность опыта: Программа «Музыка и движение» может быть использована в работе с детьми ДОУ, танцевальных кружков, студий, клубов, общеобразовательных школ, детских домов творчества, летних оздоровительных лагерей.

.

А для тех, кому осваивать ритмику в детском саду еще немного рановато, предлагаем воспользоваться замечательным калькулятором беременности, который поможет Вам рассчитать беременность по неделям, а если появится желание, то и узнать, кто у Вас будет: мальчик или девочка. Кстати, судя по отзывам, калькулятор очень точный.