Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников. Часть 1
19 Июл 2012, Автор: adminНа сегодняшний день наше общество столкнулось с достаточно серьезной проблемой «дефицита нравственности» у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми. Такое понятие как патриотизм, являющееся одной из самых главных ценностей нашего народа, перестает быть значимым для людей. Резкое падение роли и значения патриотизма характеризует духовную опустошенность и низкую культуру в обществе. Решение данной проблемы требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности в системе образования в целом и в дошкольном образовании в том числе. Важнейшим направлением такой работы станет воспитание патриотизма и гражданственности.
При этом гражданско-патриотическое воспитание дошкольников не является сложным вопросом, так как «патриотическое чувство,которое развивается и крепнет еще в дошкольном возрасте, не требует особенно заботливого культивирования, ибо оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности; каждый день, каждый час, каждое событие и явление, равно как и все картины окружающей жизни и окружающей природы, помогают ему расти и развиваться лучше каких бы то ни было мероприятий» (Г. Роков)
Предлагаем Вашему вниманию цикл бесед «Вечный песенный огонь», направленных на ознакомление дошкольников с событиями Великой Отечественной Войны. Беседы подготовлены музыкальным руководителем МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 199» г. Оренбурга Юлией Вячеславовной Ивановой.
Цель: Развитие интегративных качеств личности в процессе решения задач образовательной области «Музыка».
Задачи:
1. Расширять музыкальный кругозор детей.
2. Познакомить с лучшими образцами песен военных лет.
3. Развивать навыки анализа музыкальных произведений (песен), показать взаимосвязь музыкального и литературного жанров.
4. Воспитывать интерес к песням, созданным в дни Великой Отечественной Войны. Через песню развивать патриотические чувства.
Беседа 1. Песни грозовых дней (патриотические).
Репертуар: «Священная война», муз. А.В. Александрова, сл. В.И. Лебедева-Кумача.
Программное содержание: Рассказ о значении песни в жизни народа в дни ВОВ. Формирование представлений о жанре «песня». Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Знакомство с патриотической песней, с творчеством композитора А.В. Александрова. Изучение средств музыкальной выразительности.
Беседа 2. Лирические песни фронтовых лет.
Репертуар: «В землянке», муз. К. Листова, сл. А. Суркова; «Темная ночь», муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова; «На солнечной поляночке», муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова.
Программное содержание: Знакомство с лучшими лирическими песнями военных лет. Знакомство с музыкальным инструментом – гитарой. Развитие эмоциональной отзывчивости, умения различать смену настроения в музыке.
Беседа 3. Прощальные песни или долгая дорога войны.
Репертуар: «Вечер на рейде», муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Чуркина; «Дороги», муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина; «Огонек», муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.
Программное содержание: Знакомство детей с «прощальными» песнями военных лет. Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, развитие аналитических умений (анализ характера и настроения музыки). Поддержание желания передавать в движении особенности музыкального произведения.
Беседа 4. Звучащие военные памятники (песни о войне, написанные после войны)
Репертуар: «Алеша», муз. Э Колмановского, сл. К. Ваншенкина; «Последний бой», муз. и сл. М. Ножкина; «Песня десятого десантного», муз. и сл. Б. Окуджавы; «Журавли», муз. Я. Френкеля, сл. Р Гамзатова.
Программное содержание: Знакомство с песнями о войне, написанными после Победы. Продолжение работы по развитию умения анализировать содержание песни. Развитие эмоциональной отзывчивости. Анализ взаимосвязи поэзии и музыки. Знакомство с творчеством певца Марка Бернеса.
Познакомьтесь с другими материалами данной темы здесь