Развитие тонкой моторики. Возвращаясь к напечатанному…

01 Июл 2012, Автор: admin

Мы уже не раз в статьях затрагивали тему развития тонкой моторики у детей дошкольного возраста, как одного из важнейших направлений работы в детском саду и семье по подготовке ребенка к школе. Отмечали, что данную работу возможно проводить в процессе организации разных видов детской деятельности, а также то, что педагогическая практика дошкольного образования на сегодняшний день накопила достаточно большой багаж всевозможных пальчиковых гимнастик, игр и упражнений для развития тонкой моторики у детей.

Сегодня мы продолжаем данную тему и предлагаем Вашему вниманию видеозапись проведения пальчиковой гимнастики с детьми 2-ой младшей группы и методические рекомендации по организации данной работы с детьми 5-7 лет.

Помните!!! Развитие ручной умелости предполагает определенную зрелость мозговых структур, поэтому заставлять ребенка заниматься «через силу» не только не эффективно, но и вредно. Начинать надо с того уровня физических упражнений, которые доставляют удовольствие, а именно имитационно-игровые упражнения. Мотивы игры придают смысл двигательной деятельности, они близки и доступны ребенку, захватывают его, связаны с конкретностью формы, в какой происходит овладение движением. Игровая форма физических упражнений помогает ребенку установить связь между мотивами и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений.

Детей старшего дошкольного возраста увлекают спортивные игры, которые содержат большое разнообразие взаимодействия сенсорных систем в различной модальности, что является фактором совершенствования сенсорной организации движения. Действия с мячом, ракеткой, битой, клюшкой создают широкие возможности для развития тонкой моторики, координации движений.

Однако исследований, посвященных сопряженному развитию крупных мышц и тонкой моторики в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников, недостаточно. Нет обоснования технологии применения имитационно-игровых упражнений как средства подготовки ребенка к школьному обучению.

На начальном этапе работы необходимо провести комплекс диагностических мероприятий по оценке уровня развития тонкой моторики старших дошкольников. Такое исследование покажет Вам связь между уровнем зрелости нервной системы, типами нервной системы и уровнем развития мелкой моторики рук. Диагностика может проводиться с помощью Теппинг-теста, а также диагностических методик:

1. «Смотай клубок» (на оценку моторики рук);

2. «Палочки и коробочки» (на оценку тонкой моторики пальцев рук);

3. «Карты» (на оценку тонкой моторики рук);

4. «Стойка на одной ноге» (на оценку статического равновесия);

5. «Поражение мячом цели» (на оценку точности и координации движений).

Анализируя результаты диагностического обследования, Вы сможете установить опреде­ленную связь между типом темперамента, зрелостью нервной системы и состоянием готов­ности руки ребенка к письму, уровнем развития произвольности. В процессе выполнения диагностических методик (рисование узоров под диктовку, срисовывание геометрических фигур и др.) возможно выявить разный уровень графических умений у детей старшего дошкольного возраста. Так, у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук: движение неточные, слабо координированы, затруднены изолированные движения пальцами. Проведенное исследование позволит сделать некоторый прогноз успешности будущих школьников при выполнении письменных заданий. У многих детей с ОНР и сильным типом нервной системы могут быть проблемы с качеством выполнения письменных работ, почерком, отсутствием аккуратности, снижением контроля за своими действиями. У детей со слабым типом нервной системы — с темпом деятельности, распределением внимания, ориентацией на образец.

Основываясь на данных психолого-педагогической диагностики, Вы определите содержание и средства работы, направленные на развитие сложнокоординированных действий. Для осуществления поставленных задач в работе с детьми рекомендуется использовать различные средства физической культуры:

— городки,

— воланчики,

— теннисные ракетки,

— хоккейные шайбы,

— разные виды мячиков (для настольного тенниса, для большого тенниса, резиновые (d 8-10 см), мячики-ежики, нестандартные мячики собственного изготовления).

Педагогами, родителями могут быть разработаны основные технологи­ческие блоки по использованию средств физической культуры в развитии тонкомоторных действий:

* комплексы   утренней    гимнастики   с    использованием   указанных   средств физической культуры для развитии мелкой моторики;

* комплексы физкультминуток для всех видов занятий (математика, развитие речи, изодеятельность и др.);

* комплексы динамических пауз между занятиями;

* комплексы логоритмической гимнастики;

* комплексы пальчиковой гимнастики и пальчиковые разминки, упражнения для развития тонких движений пальцев рук;

* малоподвижные игры на координацию и ловкость;

* комплексы гимнастики после сна;

* имитационно-игровые упражнения на прогулке;

* имитационно-игровые упражнения для индивидуальных занятий;

* имитационно-игровые упражнения для самостоятельной деятельности;

* динамические часы на свежем воздухе.

Скачать упражнения для развития мелкой моторики рук

Эти блоки должны быть включены в повседневную жизнь детей. Также Вы можете разработать конспекты физкультурных занятий, динамических часов, прогулок с обязательным использованием средств развития тонкой моторики рук: теннисными ракетками, воланчиками, разными видами мячиков.

Подобная работа создает предпосылки для развития творчества педагогов: появиляются интересные идеи, проекты, творческие находки по развитию сложнокоординированных движений; а у детей старшего дошкольного возраста, выпускников детского сада, в процессе выполнения графических заданий и диагностических проб улучшаются показатели развития тонкомоторных движений.