Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

25 Янв 2014, Автор: admin

До сих пор во всем мире остается актуальной проблема формирования культуры здоровья подрастающего поколения, что обусловлено не только крупномасштабными изменениями в ноосфере, но и недостаточным ценностным отношением к сохранению и укреплению здоровья в обществе. Современные условия жизни требуют от человека мобильности, гибкости, быстрой адаптации в изменяющихся условиях жизнедеятельности, насыщенных стрессовыми и кризисными ситуациями, для чего необходим повышенный уровень физических, психических и интеллектуальных возможностей, четкая система ценностных ориентаций, то есть наличие в достаточной степени всех компонентов здоровья.

Многие международные и отечественные документы обращают внимание на важность работы по сохранению и укреплению здоровья человека уже с детского возраста. Так, в конвенции о правах ребенка (ст. 6) сказано, что «каждый ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие». В конвенции дошкольного воспитания обращается внимание на проблему охраны здоровья детей. Президентом РФ подписан Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в котором выделен раздел «Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни у детей и подростков». Данный раздел определяет необходимость работы по распространению в образовательных системах здоровьесберегающих технологий обучения, повышение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей, создание здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении, реализацию в образовательном процессе оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий.

Таким образом, необходимость разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании определяется социальным заказом общества. Возникает противоречие между заказом общества на сохранение здоровья детей и недостаточной готовностью детских учреждений к выполнению данных функций.

В современной науке и практики существует множество определений понятия здоровье. Однако все они сходятся в одном: здоровье понятие многокомпонентное и каждый компонент здоровья уникален и самоценен. Все компоненты здоровья должны находиться в равновесии, тогда они обеспечивают повышение адаптационных возможностей организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. При недостаточном развитии одного из компонентов, человек уже не может быть стопроцентно здоровым. Рассмотрим эти компоненты:

— Физическое здоровье представляет собой естественное состояние организма, при котором в нормальном режиме функционируют все органы и системы и, соответственно, весь организм тоже правильно функционирует и развивается.

— Психическое здоровье напрямую зависит от состояния и работоспособности головного мозга. Основными характерными показателями психического здоровья являются развитые психические познавательные процессы, уровень и качество мышления, эмоциональная устойчивость и саморегуляция, проявление самообладания и волевых качеств, развитое внимание и память.

— Нравственное здоровье (или социальное здоровье) отвечает за моральные принципы человека, на основе которых строится его социальная жизнь в социальном сообществе в целом и в той или иной субкультуре. Характеризует нравственное здоровье сознательное отношение к труду и продуктам труда, принятие ценностей культуры и отрицательное отношение к асоциальным формам жизнедеятельности.