ИКТ и мультимедийные технологии в интеллектуально-познавательном развитии детей

14 Янв 2013, Автор: admin

Анализ практики работы ряда ДОУ Республики Башкортостан показывает, что ИКТ не используются там, где они могли бы принести необ­ходимый методический эффект. Либо наблюдается кардинально противоположное явление — бессистемное, педагогически не­обоснованное использование средств современных информаци­онных технологий в образовательном процессе ДОУ. Таким обра­зом, существует противоречие между высокими потенциальными возможностями мультимедийных технологий в сфере интеллек­туально-познавательного развития детей, недостаточным количе­ством исследований, обеспечивающих научную базу для внедре­ния в дошкольное образование ИКТ как средства развития ин­теллектуально-математических способностей, и недостаточной степенью профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области применения ИКТ в образовательном процессе.

Одной из задач опытно-экспериментального исследования формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста, проводимого нами на протяжении не­скольких лет (2007-2012 гг.) в ряде ДОУ Республики Башкорто­стан, было обоснование тесной взаимосвязи сенсомоторного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста. В связи с этим мы попытались опытно-экспериментальным пу­тем доказать эффективность использования наглядного моде­лирования в интеллектуально-математическом развитии детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе ИКТ. В качестве одного из средств интеллектуального развития дошкольников мы определили знаково-символическую деятельность, ибо в процессе приоб­щения к знакам и символам, их осмысливания и понимания, обучения на данных образцах, создания своих знаков и симво­лов происходит интеграция символического математического и речевого способов познания детьми картины и образов мира. Поскольку мыслительные процессы детей дошкольного возрас­та связаны с конкретным наглядным материалом, большое внимание в нашей технологии уделялось игровым упражнениям с системной визуализацией, а именно кодированию (переводу словесной информации на язык знаков), декодированию (чтению информации, представленной в знаках, способам получения и переработки) и творческой деятельности детей по созданию собственных знаковых средств. К большому разнообразию знаковых средств, осознаваемых детьми старшего дошкольного возраста, относятся цифры, буквы, геометрические фигуры, линии, силуэт, символическое отображение предмета, его величинная характеристика, цвет и пр.

Сообразно известной мысли, что для построения знаний детей о мире, предметах, объектах, вещах, свойствах и явлениях определяющим фактором выступает их действие, построенное в системе обратных переходов «предмет / объект — образ — знак», мы поставили своей целью развитие у детей способов системно-структурного, логического мышления посредством представления, описания, осознания и освоения способов преобразования объектов в различных выработанных знаковых системах.

На страницах данной статьи на примере элементов фольк­лора и авторской поэтики демонстрируются варианты органи­зации педагогом интеллектуальной деятельности математиче­ского формально-символического содержания с использовани­ем приема «декодирование информации». Воспитатель предла­гает вниманию детей 5-7 лет один из слайдов с моделями:

— Закодированная поговорка «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»

— Закодированная считалка «Стакан, лимон, вышел вон, Стакан разбился, лимон покатился»

— Закодированное четверостишие «Четыре в комнате угла, Четыре ножки у стола, И по четыре ножки, у мышки и у кошки»

Далее педагог объясняет детям, что на слайде изображены модели, каждой из которых соответствует определенное поня­тие, слово. Необходимо соединить между собой слова в предло­жение и попытаться произнести фразу в рифму. Здесь важно не торопиться с готовым вариантом ответа. Активный самостоя­тельный поиск нужной фразы позволяет детям развивать об­разное мышление художника, логическое мышление математи­ка и аналитическое мышление интеллектуала. Только после то­го, как дети предложат свои варианты интерпретации моделей, можно произнести закодированную информацию, выраженную в виде пословицы, считалки или четверостишия. Таким обра­зом, декодирование содержания загадки, считалки, пословицы или поговорки, а также детского четверостишия — это этап формально-символической интеллектуальной задачи, в процес­се решения которой у детей развиваются такие интеллектуаль­ные способности, как вербальная гибкость, оперативная память, символическое опосредование, креативность, система логиче­ских операций и т. д.

Необходимо способствовать развитию интеллектуальных способностей детей, в частности, математических. Например, развитию счетно-вычислительных способностей будут способ­ствовать следующие вопросы и задания детям:

— Какое количе­ство символов изображено справа (слева) от бегущего человеч­ка? — На сколько символов больше (меньше) справа (слева)?

— Каково количество предметов и объектов округлой формы?

— На сколько их больше, чем изображений прямо­угольной формы?

— Каково количество усов у мышки и кошки?

— У кого усов меньше и на сколько?

— Что необходимо предпринять, чтобы усов было поровну?

— Каково общее коли­чество элементов в комнате? и пр.

Развитию измерительных способностей детей будут способствовать следующие вопросы и задания:

— Какое ухо длинне (короче) у зайца?

— Что можно сказать о толщине; кошки и мышки.

— Разместить или назвать предметы и < в порядке убывания (возрастания) по размеру.

— Что можно сказать о длине и ширине дивана и желтого коврика?

— Можно ли изменить их размеры?

— Каким образом вы это предпримите? и пр.

Результаты проведенного эксперимента доказывают, что использование современных ИКТ в образовательном процессе ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста может считаться одним из доступных и эффективных средств формирования интеллектуальной    активности,    развития    интеллектуально математических способностей и качеств детей. Однако оптимизации данного процесса будет способствовать компетентное разумное введение и применение педагогами ИКТ в образовав тельном процессе ДОУ.

По научно-исследовательским материалам В.Г. Яфаевой, В.В. Паниной

Полный текст статьи представлен в сборнике «Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние, перспективы:  материалы международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2012 г. — Пенза — Москва  — Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012 —  С.31-36.