ИКТ и мультимедийные технологии в интеллектуально-познавательном развитии детей
14 Янв 2013, Автор: adminАнализ практики работы ряда ДОУ Республики Башкортостан показывает, что ИКТ не используются там, где они могли бы принести необходимый методический эффект. Либо наблюдается кардинально противоположное явление — бессистемное, педагогически необоснованное использование средств современных информационных технологий в образовательном процессе ДОУ. Таким образом, существует противоречие между высокими потенциальными возможностями мультимедийных технологий в сфере интеллектуально-познавательного развития детей, недостаточным количеством исследований, обеспечивающих научную базу для внедрения в дошкольное образование ИКТ как средства развития интеллектуально-математических способностей, и недостаточной степенью профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области применения ИКТ в образовательном процессе.
Одной из задач опытно-экспериментального исследования формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста, проводимого нами на протяжении нескольких лет (2007-2012 гг.) в ряде ДОУ Республики Башкортостан, было обоснование тесной взаимосвязи сенсомоторного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста. В связи с этим мы попытались опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования наглядного моделирования в интеллектуально-математическом развитии детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе ИКТ. В качестве одного из средств интеллектуального развития дошкольников мы определили знаково-символическую деятельность, ибо в процессе приобщения к знакам и символам, их осмысливания и понимания, обучения на данных образцах, создания своих знаков и символов происходит интеграция символического математического и речевого способов познания детьми картины и образов мира. Поскольку мыслительные процессы детей дошкольного возраста связаны с конкретным наглядным материалом, большое внимание в нашей технологии уделялось игровым упражнениям с системной визуализацией, а именно кодированию (переводу словесной информации на язык знаков), декодированию (чтению информации, представленной в знаках, способам получения и переработки) и творческой деятельности детей по созданию собственных знаковых средств. К большому разнообразию знаковых средств, осознаваемых детьми старшего дошкольного возраста, относятся цифры, буквы, геометрические фигуры, линии, силуэт, символическое отображение предмета, его величинная характеристика, цвет и пр.
Сообразно известной мысли, что для построения знаний детей о мире, предметах, объектах, вещах, свойствах и явлениях определяющим фактором выступает их действие, построенное в системе обратных переходов «предмет / объект — образ — знак», мы поставили своей целью развитие у детей способов системно-структурного, логического мышления посредством представления, описания, осознания и освоения способов преобразования объектов в различных выработанных знаковых системах.
На страницах данной статьи на примере элементов фольклора и авторской поэтики демонстрируются варианты организации педагогом интеллектуальной деятельности математического формально-символического содержания с использованием приема «декодирование информации». Воспитатель предлагает вниманию детей 5-7 лет один из слайдов с моделями:
— Закодированная поговорка «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»
— Закодированная считалка «Стакан, лимон, вышел вон, Стакан разбился, лимон покатился»
— Закодированное четверостишие «Четыре в комнате угла, Четыре ножки у стола, И по четыре ножки, у мышки и у кошки»
Далее педагог объясняет детям, что на слайде изображены модели, каждой из которых соответствует определенное понятие, слово. Необходимо соединить между собой слова в предложение и попытаться произнести фразу в рифму. Здесь важно не торопиться с готовым вариантом ответа. Активный самостоятельный поиск нужной фразы позволяет детям развивать образное мышление художника, логическое мышление математика и аналитическое мышление интеллектуала. Только после того, как дети предложат свои варианты интерпретации моделей, можно произнести закодированную информацию, выраженную в виде пословицы, считалки или четверостишия. Таким образом, декодирование содержания загадки, считалки, пословицы или поговорки, а также детского четверостишия — это этап формально-символической интеллектуальной задачи, в процессе решения которой у детей развиваются такие интеллектуальные способности, как вербальная гибкость, оперативная память, символическое опосредование, креативность, система логических операций и т. д.
Необходимо способствовать развитию интеллектуальных способностей детей, в частности, математических. Например, развитию счетно-вычислительных способностей будут способствовать следующие вопросы и задания детям:
— Какое количество символов изображено справа (слева) от бегущего человечка? — На сколько символов больше (меньше) справа (слева)?
— Каково количество предметов и объектов округлой формы?
— На сколько их больше, чем изображений прямоугольной формы?
— Каково количество усов у мышки и кошки?
— У кого усов меньше и на сколько?
— Что необходимо предпринять, чтобы усов было поровну?
— Каково общее количество элементов в комнате? и пр.
Развитию измерительных способностей детей будут способствовать следующие вопросы и задания:
— Какое ухо длинне (короче) у зайца?
— Что можно сказать о толщине; кошки и мышки.
— Разместить или назвать предметы и < в порядке убывания (возрастания) по размеру.
— Что можно сказать о длине и ширине дивана и желтого коврика?
— Можно ли изменить их размеры?
— Каким образом вы это предпримите? и пр.
Результаты проведенного эксперимента доказывают, что использование современных ИКТ в образовательном процессе ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста может считаться одним из доступных и эффективных средств формирования интеллектуальной активности, развития интеллектуально математических способностей и качеств детей. Однако оптимизации данного процесса будет способствовать компетентное разумное введение и применение педагогами ИКТ в образовав тельном процессе ДОУ.
По научно-исследовательским материалам В.Г. Яфаевой, В.В. Паниной
Полный текст статьи представлен в сборнике «Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние, перспективы: материалы международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2012 г. — Пенза — Москва — Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012 — С.31-36.