Развитие диалогической речи у младших дошкольников в игре. Часть 3.

18 Июл 2012, Автор: admin

Сегодня мы продолжаем разговор о развитии диалогической речи детей младшего возраста и предлагаем Вашему вниманию подборку игр и упражнений, способствующих формированию речевого этикета у детей данного возраста, формированию навыков составления диалога.

Часть 3 «Игры и упражнения»

3.1. Формирование речевого этикета

Тема «Знакомство»

Назовите имя

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку и говорит: «Как тебя зовут?» («Как твое имя?» «Ты – кто ?»). Ребенок ловит мяч и отвечает: «Меня зовут Катя» ( «Мое им я Света», «Я-  Костя»).

Затем воспитатель задает следующие вопросы: Как зовут мальчика рядом с тобой? Как зовут девочку в красном платье? Как зовут твою подругу ( Друга) ? – Как зовут твою маму ( сестру, брата)?

Один и тот же вопрос воспитатель задает нескольким детям подряд. Для тренировки внимания и скорости речевой реакции вопросы задаются вразброс.

Остановимся – познакомимся

Дети образуют два круга – маленький и большой. С куклами в руках они перемещаются в двух кругах в разном направлении ( Вправо – влево ) и поют:

Мы бежим, бежим, бежим,

Потому, что мы спешим.

А теперь мы остановимся

И друг с другом познакомимся.

Дети малого круга знакомят своих кукол с соседями из большего круга. По сигналу круги опять перемещаются под музыку. Дети знакомят кукол с новыми соседями.

Тема «Приветствие»

Незнайка учится здороваться

Незнайка. А вот и я! Я очень рад вас видеть!

Воспитатель. И мы тебе рады. Но, Незнайка, ты ведь с нами не поздоровался!

Незнайка. А я не умею, я не знаю, как надо здороваться!

Воспитатель. Нужно подойти к мальчик у или девочке, сказать «Здравствуй» и назвать его имя. Можно при этом слегка кивнуть головой, вот так: « Здравствуй, Оля». И тебе сразу ответят: «Здравствуй, Незнайка!»

( Незнайка по порядку здоровается со всеми детьми, те отвечают ему: «Здравствуй, Олег (Света, Ира, Марина )», «Здравствуй, Незнайка».)

Незнайка вспоминает, что не поздоровался с воспитателем и няней, и тоже говорит им «Здравствуй». Воспитатель объясняет, что «Здравствуй» можно говорить таким же мальчикам и девочкам, а взрослым говорят «Здравствуйте». Незнайка исправляется:

— Здравствуйте, Анна Валентиновна.

— Здравствуй , Незнайка.

— А дети тоже так умеют? Я хочу послушать, как они здороваются с Вами.

— Здравствуйте, Анна Валентиновна.

— Здравствуй, Наташа ( Олег, Витя, Юра ).

Незнайка. А Можно еще как-нибудь здороваться?

Воспитатель. Да, с друзьями можно здороваться просто: «Привет!», а со взрослыми или незнакомыми детьми – «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер».

Вот послушайте стихотворение О. Дриз «Добрые слова»:

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!» — я кричу.

«Добрый день !» — кричу вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» — так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

Незнайка. Можно я попробую?

-Привет, Витя! (Саша, Лена, Марина).

-Привет, Незнайка!

-Добрый день, Оля! ( Катя. Миша).

-Добрый день, Незнайка.

-Добрый вечер, Коля!

Воспитатель. Так говорят только вечером. Когда домой придут родители, можно им сказать: «Добрый вечер!»

Незнайка. Доброе утро!

Воспитатель. А так говорят утром, когда приходят в детский сад.

Незнайка. Так интересно! Я побегу, расскажу ребятам в других группах.

Воспитатель. Погоди, Незнайка, нужно попрощаться . сказать: «До свидания, Незнайка! До встречи!

Быстро ответить

Воспитатель и дети строят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит одну из форм приветствия или прощания: «Здравствуй, Лена» , «Привет, Саша», «Доброе утро, Сережа», Доброе утро, Коля», «Добрый день, Света», «До свидания, Вадик», « Прощай, Оксана», «Пока, Марина», « До встречи, Таня» ,  «Спокойной ночи. Петя».

Дети, поймав мяч, отвечают соответствующей репликой. Сначала каждую реплику воспитатель говорит не скольким детям подряд, затем для тренировки внимания и скорости речевой реакции реплики говорятся вразброс. Воспитателя заменяет ребенок.

Тема «Просьба»

Незнайка учится просить

Незнайка пришел в группу расстроенный. Чуть не плачет.

Воспитатель. Здравствуй, Незнайка! А то случилось?

Незнайка. Я хотел принести игрушки детям, а продавец в магазине мне их не дал.

 Воспитатель. Почему? Ты его хорошо попросил?

Незнайка. Конечно, хорошо! Я спешил и сказал так: «Я опаздываю к детям в детский сад! Немедленно дайте мне игрушки!»

Воспитатель. Теперь понятно! Незнайка, ведь ты не вежливо, грубо попросил. Разве так надо просить?

 Незнайка. Подумаешь, какая разница: вежливо или невежливо?

Воспитатель. А вот ты садись к детям и послушай мою сказку, тогда и поймешь, есть разница или нет.

Как петушок и курочка иголку просили

Жила – была девочка Машенька. И были у нее петушок да курочка. Целый день Машенька по хозяйству управляется. А петушок и курочка рядом ходят, помогают.

   Рвала Маша крыжовник с колючего куста да пальчик и уколола. Сидит девочка и плачет, болит пальчик, никак занозу не достать! Прибежала курочка и петушок за н ей:

 — Не плачь, Машенька! Чем тебе помочь?

-Бегите скорее к елочке, просите у нее иголку вытащить занозу. Да просите вежливо.

 -Вот еще ! – подумал петушок. – Не буду я вежливо просить. И так даст!

  Подбежал он к елочке, ножками затопал, крыльями захлопал и закричал во все горло:

 — Ку-ка-ре-ку! А ну , елка, подавай иголку, да побыстрей! Обиделась елка, насупилась, выставила колючие иголки – не подходи, уколю! А тут и курочка подбежала:

-Красавца – елочка, зеленая иголочка! Дай, пожалуйста, иголочку Машеньке занозу вытащить.

Подобрела елка, опустила свои иголки – бери какую хочешь!

 — Спасибо тебе, елочка!

 Взяла курочка иголку и быстрее к Маше. Вытащила Маша занозу и улыбнулась:

  — Спасибо, курочка!

 А петушку спасибо не сказала, А почему, как вы думаете?

 Незнайка. Как же мне попросить игрушки для детей? Может быть дети мне подскажут?

Тема «Игра»

Приглашение к игре по телефону

Воспитатель. Дети, как можно пригласить в игру товарища? Что обычно вы говорите?

Воспитатель предлагает пригласить товарища по телефону к себе домой поиграть. Воспитатель для примера звонит по телефону Оле:

— Оля, ты хочешь играть? ( Давай играть вместе. Хочешь играть в игру?  т.д.)

-Да, хочу.

-У тебя есть кукла?

-Да, есть.

-Бери и приходи, пожалуйста, ко мне играть.

-Хорошо.

Потом Оля звонит Марине:

-Марина, ты хочешь играть?

Паровоз

  Несколько детей становятся друг за другом, образуя паровоз с вагонами. Остальные дети стоят на «станциях» с «пассажирами» — куклами, мишками, матрешками, зайцами и т.д. «Паровоз» начинает двигаться со словами:

Загудел паровоз

И вагончики повез

Чух-чух, чу-чу.

Далеко вас укачу.

На «станции» кто-либо из детей – пассажиров – просит принять его в игру:

-Можно с вами поиграть? Можно мишку покатать? Дети из паровоза отвечают:

-Ты, Танюша не сиди, к нам  играть скорей иди!

Ребенок пристраивается сзади, и паровоз идет до следующей «станции».

Я тоже так умею

Воспитатель, имитируя действия, сообщает:

— Я рисую.

Ребенок должен ответить, имитируя действие:

— Я тоже рисую. (И я рисую. Я тоже умею рисовать.)

Воспитатель постепенно расширяет реплики. Стимулирую детей к таким же высказываниям:

— Я умею рисовать красками (…рисовать в альбоме, …рисовать дом и дерево и .д.)

Реплики : -Я рисую. –Я мою окно. –Я улыбаюсь всем детям.- Я нюхаю цветы. –Я делаю зарядку на ковре. –Я лечу, как птичка. –Я паровоз – везу дрова. -Я качаю маленькую дочку.

Что делает мама?

Воспитатель предлагает вспомнить, что делает мама дома и сказать всем детям. Дети высказываются.

— Моя мама варит борщ.

— Моя – убивает и пылесосит.

— Моя мама читает мне книжки… т.д.

Воспитатель поощряет детей, если они высказываются распространенными предложениями или дополняют свои высказывания.

Аналогично проводится игра-беседа «Что делает папа, дедушка, бабушка» и т.д.

Узнайте, о ком я загадала?

Воспитатель предлагает детям загадать кого-либо из присутствующих детей, но ему (воспитателю) не называть. Затем задает вопросы, по которым отгадывает ребенка: Это мальчик или девочка? Какие у нее волосы: темные или светлые, короткие или длинные? У нее есть бант? Какого цвета платье? И т.д.

Затем роли меняются: загадывает кого-либо из детей, воспитатель (ребенок), а все отгадывают.

Аналогично проводится игры «узнай мою любимую куклу», «У кого мне понравилось платье?», «Какой предмет я задумала?»

Во время расспроса дети должны видеть эти предметы.

Что стоит в группе?

Одному из детей предлагают осмотреться в группе и хорошо все запомнить. После этого ему завязывают глаза и задают вопросы, на которые он должен ответить по памяти.

Вопросы могут быть такими: Сколько окон у нас в группе? Какого цвета люстры? Где находится портрет? Что стоит между столом воспитателя и шкафом? У нас есть в группе розетки? Пол коричневый или красный? И т.д.

Для усложнения ребенку, задающему вопросы, можно тоже завязать глаза.

3.2. Упражнения в составлении диалогов

Зайка приглашает Белочку на день рождения

1. Проект диалога (детям не сообщается).

Белочка собирала в лесу грибы и встретила Зайчика. Он нес полную корзину спелых яблок и очень торопился. Белочка и Зайчик были друзьями и очень обрадовались, встретив друг друга.

— Привет, Зайка! Как я рада тебя видеть!

— Здравствуй, Белочка. Я тоже рад, что тебя встретил.

— Куда ты торопишься?

— Я спешу домой. Мне нужно к приходу гостей испечь пирог с яблоками. У меня сегодня день рождения, и я приглашаю тебя в гости.

— Спасибо, обязательно приду.

— Ну, я побегу. До свидания. До вечера!

— До встречи!

2. Воспитатель сообщает детям ситуацию, инсценируя ее с помощью игрушек:

Белочка собирала в лесу грибы и встретила Зайчика. Он нес полную корзинку спелых яблок и очень торопился. Белочка и Зайка были друзьями и очень обрадовались, встретив друг друга.  Они стали разговаривать.

3. Воспитатель сообщает содержание беседы Белочки и Зайчика: Белочка спросила, куда торопится Зайка. Зайка рассказал, что спешит домой, чтобы к приходу гостей испечь пирог с яблоками. У него день рождения. Зайка пригласил Белочку на свой день рождения. Белочка поблагодарила и пообещала прийти. Они распрощались до вечера.