Развитие диалогической речи у младших дошкольников в игре. Часть 3.
18 Июл 2012, Автор: adminСегодня мы продолжаем разговор о развитии диалогической речи детей младшего возраста и предлагаем Вашему вниманию подборку игр и упражнений, способствующих формированию речевого этикета у детей данного возраста, формированию навыков составления диалога.
Часть 3 «Игры и упражнения»
3.1. Формирование речевого этикета
Тема «Знакомство»
Назовите имя
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку и говорит: «Как тебя зовут?» («Как твое имя?» «Ты – кто ?»). Ребенок ловит мяч и отвечает: «Меня зовут Катя» ( «Мое им я Света», «Я- Костя»).
Затем воспитатель задает следующие вопросы: Как зовут мальчика рядом с тобой? Как зовут девочку в красном платье? Как зовут твою подругу ( Друга) ? – Как зовут твою маму ( сестру, брата)?
Один и тот же вопрос воспитатель задает нескольким детям подряд. Для тренировки внимания и скорости речевой реакции вопросы задаются вразброс.
Остановимся – познакомимся
Дети образуют два круга – маленький и большой. С куклами в руках они перемещаются в двух кругах в разном направлении ( Вправо – влево ) и поют:
Мы бежим, бежим, бежим,
Потому, что мы спешим.
А теперь мы остановимся
И друг с другом познакомимся.
Дети малого круга знакомят своих кукол с соседями из большего круга. По сигналу круги опять перемещаются под музыку. Дети знакомят кукол с новыми соседями.
Тема «Приветствие»
Незнайка учится здороваться
Незнайка. А вот и я! Я очень рад вас видеть!
Воспитатель. И мы тебе рады. Но, Незнайка, ты ведь с нами не поздоровался!
Незнайка. А я не умею, я не знаю, как надо здороваться!
Воспитатель. Нужно подойти к мальчик у или девочке, сказать «Здравствуй» и назвать его имя. Можно при этом слегка кивнуть головой, вот так: « Здравствуй, Оля». И тебе сразу ответят: «Здравствуй, Незнайка!»
( Незнайка по порядку здоровается со всеми детьми, те отвечают ему: «Здравствуй, Олег (Света, Ира, Марина )», «Здравствуй, Незнайка».)
Незнайка вспоминает, что не поздоровался с воспитателем и няней, и тоже говорит им «Здравствуй». Воспитатель объясняет, что «Здравствуй» можно говорить таким же мальчикам и девочкам, а взрослым говорят «Здравствуйте». Незнайка исправляется:
— Здравствуйте, Анна Валентиновна.
— Здравствуй , Незнайка.
— А дети тоже так умеют? Я хочу послушать, как они здороваются с Вами.
— Здравствуйте, Анна Валентиновна.
— Здравствуй, Наташа ( Олег, Витя, Юра ).
Незнайка. А Можно еще как-нибудь здороваться?
Воспитатель. Да, с друзьями можно здороваться просто: «Привет!», а со взрослыми или незнакомыми детьми – «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер».
Вот послушайте стихотворение О. Дриз «Добрые слова»:
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу
«С добрым утром!» — я кричу.
«Добрый день !» — кричу вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
Незнайка. Можно я попробую?
-Привет, Витя! (Саша, Лена, Марина).
-Привет, Незнайка!
-Добрый день, Оля! ( Катя. Миша).
-Добрый день, Незнайка.
-Добрый вечер, Коля!
Воспитатель. Так говорят только вечером. Когда домой придут родители, можно им сказать: «Добрый вечер!»
Незнайка. Доброе утро!
Воспитатель. А так говорят утром, когда приходят в детский сад.
Незнайка. Так интересно! Я побегу, расскажу ребятам в других группах.
Воспитатель. Погоди, Незнайка, нужно попрощаться . сказать: «До свидания, Незнайка! До встречи!
Быстро ответить
Воспитатель и дети строят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит одну из форм приветствия или прощания: «Здравствуй, Лена» , «Привет, Саша», «Доброе утро, Сережа», Доброе утро, Коля», «Добрый день, Света», «До свидания, Вадик», « Прощай, Оксана», «Пока, Марина», « До встречи, Таня» , «Спокойной ночи. Петя».
Дети, поймав мяч, отвечают соответствующей репликой. Сначала каждую реплику воспитатель говорит не скольким детям подряд, затем для тренировки внимания и скорости речевой реакции реплики говорятся вразброс. Воспитателя заменяет ребенок.
Тема «Просьба»
Незнайка учится просить
Незнайка пришел в группу расстроенный. Чуть не плачет.
Воспитатель. Здравствуй, Незнайка! А то случилось?
Незнайка. Я хотел принести игрушки детям, а продавец в магазине мне их не дал.
Воспитатель. Почему? Ты его хорошо попросил?
Незнайка. Конечно, хорошо! Я спешил и сказал так: «Я опаздываю к детям в детский сад! Немедленно дайте мне игрушки!»
Воспитатель. Теперь понятно! Незнайка, ведь ты не вежливо, грубо попросил. Разве так надо просить?
Незнайка. Подумаешь, какая разница: вежливо или невежливо?
Воспитатель. А вот ты садись к детям и послушай мою сказку, тогда и поймешь, есть разница или нет.
Как петушок и курочка иголку просили
Жила – была девочка Машенька. И были у нее петушок да курочка. Целый день Машенька по хозяйству управляется. А петушок и курочка рядом ходят, помогают.
Рвала Маша крыжовник с колючего куста да пальчик и уколола. Сидит девочка и плачет, болит пальчик, никак занозу не достать! Прибежала курочка и петушок за н ей:
— Не плачь, Машенька! Чем тебе помочь?
-Бегите скорее к елочке, просите у нее иголку вытащить занозу. Да просите вежливо.
-Вот еще ! – подумал петушок. – Не буду я вежливо просить. И так даст!
Подбежал он к елочке, ножками затопал, крыльями захлопал и закричал во все горло:
— Ку-ка-ре-ку! А ну , елка, подавай иголку, да побыстрей! Обиделась елка, насупилась, выставила колючие иголки – не подходи, уколю! А тут и курочка подбежала:
-Красавца – елочка, зеленая иголочка! Дай, пожалуйста, иголочку Машеньке занозу вытащить.
Подобрела елка, опустила свои иголки – бери какую хочешь!
— Спасибо тебе, елочка!
Взяла курочка иголку и быстрее к Маше. Вытащила Маша занозу и улыбнулась:
— Спасибо, курочка!
А петушку спасибо не сказала, А почему, как вы думаете?
Незнайка. Как же мне попросить игрушки для детей? Может быть дети мне подскажут?
Тема «Игра»
Приглашение к игре по телефону
Воспитатель. Дети, как можно пригласить в игру товарища? Что обычно вы говорите?
Воспитатель предлагает пригласить товарища по телефону к себе домой поиграть. Воспитатель для примера звонит по телефону Оле:
— Оля, ты хочешь играть? ( Давай играть вместе. Хочешь играть в игру? т.д.)
-Да, хочу.
-У тебя есть кукла?
-Да, есть.
-Бери и приходи, пожалуйста, ко мне играть.
-Хорошо.
Потом Оля звонит Марине:
-Марина, ты хочешь играть?
Паровоз
Несколько детей становятся друг за другом, образуя паровоз с вагонами. Остальные дети стоят на «станциях» с «пассажирами» — куклами, мишками, матрешками, зайцами и т.д. «Паровоз» начинает двигаться со словами:
Загудел паровоз
И вагончики повез
Чух-чух, чу-чу.
Далеко вас укачу.
На «станции» кто-либо из детей – пассажиров – просит принять его в игру:
-Можно с вами поиграть? Можно мишку покатать? Дети из паровоза отвечают:
-Ты, Танюша не сиди, к нам играть скорей иди!
Ребенок пристраивается сзади, и паровоз идет до следующей «станции».
Я тоже так умею
Воспитатель, имитируя действия, сообщает:
— Я рисую.
Ребенок должен ответить, имитируя действие:
— Я тоже рисую. (И я рисую. Я тоже умею рисовать.)
Воспитатель постепенно расширяет реплики. Стимулирую детей к таким же высказываниям:
— Я умею рисовать красками (…рисовать в альбоме, …рисовать дом и дерево и .д.)
Реплики : -Я рисую. –Я мою окно. –Я улыбаюсь всем детям.- Я нюхаю цветы. –Я делаю зарядку на ковре. –Я лечу, как птичка. –Я паровоз – везу дрова. -Я качаю маленькую дочку.
Что делает мама?
Воспитатель предлагает вспомнить, что делает мама дома и сказать всем детям. Дети высказываются.
— Моя мама варит борщ.
— Моя – убивает и пылесосит.
— Моя мама читает мне книжки… т.д.
Воспитатель поощряет детей, если они высказываются распространенными предложениями или дополняют свои высказывания.
Аналогично проводится игра-беседа «Что делает папа, дедушка, бабушка» и т.д.
Узнайте, о ком я загадала?
Воспитатель предлагает детям загадать кого-либо из присутствующих детей, но ему (воспитателю) не называть. Затем задает вопросы, по которым отгадывает ребенка: Это мальчик или девочка? Какие у нее волосы: темные или светлые, короткие или длинные? У нее есть бант? Какого цвета платье? И т.д.
Затем роли меняются: загадывает кого-либо из детей, воспитатель (ребенок), а все отгадывают.
Аналогично проводится игры «узнай мою любимую куклу», «У кого мне понравилось платье?», «Какой предмет я задумала?»
Во время расспроса дети должны видеть эти предметы.
Что стоит в группе?
Одному из детей предлагают осмотреться в группе и хорошо все запомнить. После этого ему завязывают глаза и задают вопросы, на которые он должен ответить по памяти.
Вопросы могут быть такими: Сколько окон у нас в группе? Какого цвета люстры? Где находится портрет? Что стоит между столом воспитателя и шкафом? У нас есть в группе розетки? Пол коричневый или красный? И т.д.
Для усложнения ребенку, задающему вопросы, можно тоже завязать глаза.
3.2. Упражнения в составлении диалогов
Зайка приглашает Белочку на день рождения
1. Проект диалога (детям не сообщается).
Белочка собирала в лесу грибы и встретила Зайчика. Он нес полную корзину спелых яблок и очень торопился. Белочка и Зайчик были друзьями и очень обрадовались, встретив друг друга.
— Привет, Зайка! Как я рада тебя видеть!
— Здравствуй, Белочка. Я тоже рад, что тебя встретил.
— Куда ты торопишься?
— Я спешу домой. Мне нужно к приходу гостей испечь пирог с яблоками. У меня сегодня день рождения, и я приглашаю тебя в гости.
— Спасибо, обязательно приду.
— Ну, я побегу. До свидания. До вечера!
— До встречи!
2. Воспитатель сообщает детям ситуацию, инсценируя ее с помощью игрушек:
Белочка собирала в лесу грибы и встретила Зайчика. Он нес полную корзинку спелых яблок и очень торопился. Белочка и Зайка были друзьями и очень обрадовались, встретив друг друга. Они стали разговаривать.
3. Воспитатель сообщает содержание беседы Белочки и Зайчика: Белочка спросила, куда торопится Зайка. Зайка рассказал, что спешит домой, чтобы к приходу гостей испечь пирог с яблоками. У него день рождения. Зайка пригласил Белочку на свой день рождения. Белочка поблагодарила и пообещала прийти. Они распрощались до вечера.