Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей
12 Ноя 2012, Автор: adminПредлагаем Вашему вниманию презентацию программы «Маленькие ученые», выполненной педагогами дошкольного образования Оренбургской области в рамках курсов базового повышения квалификации, а также планирование и содержание образовательной деятельности по данной программе.
«Маленькие ученые» – дополнительная программа, разработка которой осуществлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями и предназначена для детей старшего возраста. Программа направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей и на интегрированное решение задач таких образовательных областей как «Познание», «Коммуникация», «Социализация» в познавательно-исследовательская деятельности дошкольников.
Планирование работы по программе «Маленькие ученые»
Содержание образовательной деятельности по программе «Маленькие ученые»
I Блок « Предметы вокруг нас»
1. «Воздух-неведимка»
Задачи: Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.
Оборудование: камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало
2. «Живой кусочек»
Задачи: Выяснить, что корнеплод может продолжительное время существовать и даже расти без дополнительных источников питания
Оборудование: полиэтиленовый пакет, емкость, корнеплоды: редька, морковь, свекла.
Наблюдение проводится в течении 10 дней
3. «Удивительная вода»
Задачи: Выяснить, что вода не имеет запаха, вкуса, цвета, формы (принимает форму емкости), может растворять некоторые вещества.
Оборудование: прозрачные ёмкости с водой, сосуды различной формы, соль, сахар, камешки, масло растительное, цветные карандаши.
4. «Может ли растение дышать?»
Задачи: Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
Оборудование: комнатное растение, трубочка для коктейля, вазелин, лупа.
Эксперимент проводится в течении недели.
5. « На свету и в темноте»
Задачи: Выяснить влияние сета на развитие растений
Оборудование»: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Результаты фиксируются через 10 дней
6. «Песочные часы»
Задачи: Определить цвет песка, структуры, влияние воды на песок. Как следствие свойства сыпучести познакомить с песочными часами
Оборудование: емкости с песком, водой , весы, песочные часы.
7. «Из чего состоит земля?»
Задачи: Познакомить со свойствами песка, глины, торфа, мела в сравнении.
8. «Зеленые фигурки»
Задачи: Выяснить влияние качества почвы на рост и развитие растений.
II. Блок «Магнитные свойства»
1 . « Волшебный магнит»
Задачи: уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.
2. «Земля-магнит»
Задачи: Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс. Рассмотреть притяжение Земли на различных предметах.
3. «Компас»
Задачи: Познакомить с назначением компаса. Развивать способности понимать знако– символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них.
III Блок «Влияние температуры на окружающий мир»
1. «Термометр и температура»
Задачи: Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с различными видами термометров.
2. «Как образуются облака?»
Задачи: Рассмотреть свойство воды- переход из жидкого состояния в парообразное.
Оборудование: емкость с горячей водой, кусок оргстекла.
3. «Почему идет снег?»
Задачи: Рассмотреть свойства воды – переход из жидкого состояния в твердое, и наоборот. Влияние внешних факторов на процесс перехода.
4. «Выращивание грибка «Хлебная плесень»
Задачи: Определить влияние температуры и влажности на рост грибков.
Результаты фиксируются через неделю.
IV Блок «Воздух вокруг нас»
1. «Дышат ли рыбы?»
Задачи: подтвердить знания о том, что воздух есть в воде.
2. «Ветер в комнате»
Задачи: Определить, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.
3. «Вертушки»
Задачи: Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
4. «Почему не тонут корабли?»
Задачи: Определить влияние воздуха на плавучесть предметов.
V Блок «Свет»
1. «В погоне за светом»
Задачи: Установить причину поворота растений к свету
2. «Уличные тени»
Задачи: Выяснить зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение
3. «Какого цвета солнечный луч?»
Задачи: Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета
4. «Как горит свеча?»
Задачи: Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина.
5. «Почему ночь сменяет день»
Задачи: Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.
VI Блок «Звук»
1. «Что я слышу?»
Задачи: Познакомить с органами воспринимающими звук – ухо, сформировать представления о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности, развивать умение сравнивать различные звуки.
2. «Спичечный телефон»
Задачи: Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.
VII Блок «Электричество»
1. «Где живет ток?»
Задачи: Познакомить со способностью тел наэлекролизовываться.
Оборудование: полоска оргстекла, эбонитовая палочка, пластмассовая палочка, воздушный шарик.
2. «Проводники»
Задачи: Формировать представление о материалах, которые проводят электрический ток (проводники) и не проводят (диэлектрики), познакомить детей с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа), совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов.
VIII Блок «Механические устройства»
1. «Равновесие»
Задачи: Систематизировать знания детей о механизмах , устанавливающих равновесие. Познакомить с приборами, определяющими массу предмета.
2. «Веселая пружинка»
Задачи: Определить способностью способность пружины возвращаться в прежнее положение.
3. «Катапульта»
Задачи: Осуществить запуск предметов с помощью катапульты . Определить влияние массы предметов на расстояние полета.