Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей

12 Ноя 2012, Автор: admin

Предлагаем Вашему вниманию презентацию программы «Маленькие ученые», выполненной педагогами дошкольного образования Оренбургской области в рамках курсов базового повышения квалификации, а также планирование и содержание образовательной деятельности по данной программе.

«Маленькие ученые» – дополнительная программа, разработка которой осуществлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями и предназначена для детей старшего возраста. Программа направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей и на интегрированное решение задач таких образовательных областей как «Познание», «Коммуникация», «Социализация» в познавательно-исследовательская деятельности дошкольников.

Планирование работы по программе «Маленькие ученые»

Кликните по картинке, чтобы увеличить

Содержание образовательной деятельности по программе «Маленькие ученые»

I Блок « Предметы вокруг нас»

1. «Воздух-неведимка» 

Задачи: Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

Оборудование: камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало

2. «Живой кусочек»

Задачи: Выяснить, что корнеплод может продолжительное время существовать и даже расти без дополнительных источников питания

Оборудование: полиэтиленовый пакет, емкость, корнеплоды: редька, морковь, свекла.

Наблюдение проводится в течении 10 дней

3. «Удивительная вода»

Задачи:  Выяснить, что вода не имеет запаха, вкуса, цвета, формы (принимает форму емкости), может растворять некоторые вещества.

Оборудование: прозрачные ёмкости с водой, сосуды различной формы, соль, сахар, камешки, масло растительное, цветные карандаши.

4. «Может ли растение дышать?»

Задачи: Понять, как происходит процесс дыхания у растения.

Оборудование: комнатное растение, трубочка для коктейля, вазелин, лупа.

Эксперимент проводится в течении недели.

5. « На свету и в темноте»

Задачи: Выяснить влияние сета на развитие растений

Оборудование»:  лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Результаты фиксируются через 10 дней

 6. «Песочные часы»

Задачи: Определить цвет песка, структуры, влияние воды на песок. Как следствие  свойства сыпучести познакомить с песочными часами

Оборудование: емкости с песком, водой , весы, песочные часы.

7. «Из чего состоит земля?»

Задачи: Познакомить со свойствами песка, глины, торфа, мела в сравнении.

8. «Зеленые фигурки»

Задачи: Выяснить влияние качества почвы на рост и развитие растений.

II. Блок  «Магнитные свойства»

 1 . « Волшебный магнит»

Задачи: уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

2. «Земля-магнит»

Задачи: Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс. Рассмотреть притяжение Земли на различных предметах.

3. «Компас»

Задачи:  Познакомить с назначением компаса. Развивать способности понимать знако– символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них.

III Блок «Влияние температуры на окружающий мир»

1. «Термометр и температура»

Задачи:  Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с различными видами термометров.

2. «Как образуются облака?»

Задачи:  Рассмотреть свойство воды- переход из жидкого состояния в парообразное.

Оборудование: емкость с горячей водой, кусок оргстекла.

3. «Почему идет снег?»

Задачи: Рассмотреть свойства воды – переход из жидкого состояния в твердое, и наоборот.  Влияние внешних факторов на процесс перехода.

4. «Выращивание грибка «Хлебная плесень»

Задачи:  Определить влияние температуры и влажности на рост грибков.

Результаты фиксируются через неделю.

IV Блок  «Воздух вокруг нас»

1. «Дышат ли рыбы?»

Задачи: подтвердить знания о том, что воздух есть в воде.

2. «Ветер в комнате»

Задачи:  Определить, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

3. «Вертушки»

Задачи: Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

4. «Почему не тонут корабли?»

Задачи: Определить влияние воздуха на плавучесть предметов.

V Блок «Свет»

1. «В погоне за светом»

Задачи:  Установить причину поворота  растений  к свету

2. «Уличные тени»

Задачи:   Выяснить  зависимость тени  от источника света и предмета, их взаиморасположение

3. «Какого цвета солнечный луч?»

Задачи: Познакомить с  механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета

4. «Как горит свеча?»

Задачи: Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина.

5. «Почему ночь сменяет день»

Задачи: Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.

VI Блок «Звук»

1. «Что я слышу?»

Задачи: Познакомить    с органами воспринимающими звук – ухо, сформировать представления о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности, развивать умение сравнивать различные звуки.

2. «Спичечный телефон»

Задачи:  Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

VII Блок «Электричество»

1. «Где живет ток?»

Задачи: Познакомить со способностью тел наэлекролизовываться.

Оборудование: полоска оргстекла, эбонитовая палочка, пластмассовая палочка, воздушный шарик.

 2. «Проводники»

Задачи: Формировать представление о материалах, которые проводят электрический ток (проводники) и не проводят (диэлектрики), познакомить детей с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа), совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов.

VIII Блок  «Механические устройства»

1. «Равновесие»

Задачи:  Систематизировать знания детей  о механизмах , устанавливающих равновесие. Познакомить с приборами, определяющими массу предмета.

2. «Веселая пружинка»

Задачи:  Определить   способностью способность пружины  возвращаться в  прежнее  положение.

3. «Катапульта»

Задачи: Осуществить запуск предметов с помощью катапульты . Определить влияние массы предметов на расстояние полета.