Ребенок как субъект экологического воспитания дошкольников

29 Окт 2014, Автор: Anastasiya

Экологическое воспитание дошкольниковВовлеченность дошкольников в процесс их обучения премудростям экологии достигается следующим образом: детям отводят роль ученых, которые исследуют различные области науки всеми доступными способами. Метод научного познания в процессе экологического воспитания дошкольников обычно включает в себя три составляющие:

  • Наблюдение;
  • Эксперимент;
  • Моделирование ситуаций.

Эти же этапы выделяют при всестороннем исследовании какого-либо явления. Это должно научить дошкольников проводить собственные изыскания и выводить причинно-следственные связи.

Ну а для самих детей, процесс исследования – лучшая форма развлечения, при которой они являются и творцами, и мыслителями. Начинать принято с наблюдения. Этот этап помогает поближе познакомиться с объектом изучения и развить такие качества как внимательность и способность к анализу очевидных фактов. При наблюдении ребенок получает основные знания о том, что он изучает.

Второй этап – это эксперимент. На базе тех знаний, которые были получены в период наблюдения, ребенок учится выдвигать различные гипотезы, а затем утверждать или опровергать их, исходя из полученного опыта. Все маленькие дети по натуре своей экспериментаторы. Они склонны осваивать мир вокруг, учась на собственных неудачах или ошибках. Например, пытаясь, раз и навсегда разобраться в природе электрического тока, тысячи детей вставляют спицы в розетку. Проведение экспериментов – это неизменно творческий процесс, предполагающий постоянное взаимодействие с изучаемым объектом. Ребенок предполагает что-либо (например, что муха без крыльев не может летать), а затем совершает активные действия, чтобы это доказать (отрывает крылья несчастному насекомому). То есть эксперимент помогает соотнести существующие факты с желаемым результатом и сделать вывод о том, что именно для этого следует предпринять. Правда, в отличие от взрослых, дети всегда надеются на чудо.

Опыты помогают детально изучить направления экологии, рассматривая ее в различных контекстах. Они способствуют развитию гибкости мышления и помогают наиболее ярко проявить способность детей к творчеству, наукам и другим видам деятельности. Последний этап исследования, моделирование, фиксирует все, что ребенок приобрел в процессе обучения. Его наблюдения и выводы, подтвержденные экспериментальным путем, должны обязательно прийти к логическому завершению, получив вполне реальное и осязаемое отражение. Это может быть рисунок или поделка, в которую ребенок вместил все те данные, которые были получены в процессе исследования. Очень часто дети сознательно искажают реальные объекты, для большей наглядности выделяя наиболее запомнившиеся ему черты. Модель не всегда получается достоверной, поскольку смысл подобных имитаций состоит не в точности воспроизведения, а в способности ребенка выразить свое мнение по тому или иному вопросу.

Теоретические измышления легко доказать на практике. Ребятишки, как правило, с интересом следят за тем, как в горшочке с землей прорастает семечко растения. Они наблюдают за тем, как из земли появляются листочки, и как они постепенно превращаются в целый куст. Опытным путем дети выясняют, что растениям полезен свет и вода, а затем рисуют над красивым цветком большое и яркое солнце. Подобные исследования помогают понять связь между природными элементами, оценить их пользу друг для друга, а затем и для человечества в целом. В процессе экологического воспитания дошкольников на позиции равноправных партнеров по деятельности между взрослым и ребенком дети учатся понимать природу и уважать все ее проявления.

рассказать друзьям и получить подарок