Метод рефлексии как условие формирования образа «Я» дошкольника

06 Ноя 2012, Автор: admin

Полоролевое воспитание является важной частью социально-личностного развития ребенка в системе дошкольного образования (Д.В. Колесов, И.С. Кон, ТА. Репина, В.А. Сухомлинский и др.). Оно включает в себя формирование у детей полоролевых представ­лений, первых идеалов о семейных половых ролях, полоролевого опыта, качеств мужественности и женственности (Л.А. Арутюнова, Н.К. Дедов­ских, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина и др.).

Реализация полоролевого воспи­тания в детском саду и семье обеспечивает овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволяет сформировать адекватную полу модель поведения. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста рассматривается нами как социально, педагогически и личностно обус­ловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на ос­нове сотрудничества со взрослыми и сверстниками, самоопределения в культуре и социуме.

Результатом полоролевого воспитания является полоролевая воспитанность как мера сформированности социально и лично значимых качеств и свойств личности, связанных с полом, проявляющих­ся в наличии достаточного объема полоролевых знаний, умении использо­вать эти знания в жизни, ценностного отношения к себе как человеку со­ответствующего пола, восприятии других с этой точки зрения, владении способами полоролевого поведения, наличии адекватной самооценки, са­морегуляции. Структурными компонентами полоролевой воспитанности выступают: когнитивный, эмоционально-оценочный, действенно-практи­ческий. Когнитивная составляющая полоролевой воспитанности детей до­школьного возраста включает наличие адекватных представлений о своем половом образе, ориентированных на образ другого (отец, мать, сверстник своего пола).

Образ «мальчика» («девочки») понимается как система представле­ний о самом себе, ценностное отношение к себе как человеку соответству­ющего пола, способность к самопознанию и самореализации посредством диалога с образами других людей. В дошкольном возрасте становление образа «Я» осуществляется посредством общения ребенка с окружающи­ми его людьми, референтными взрослыми для ребенка выступают роди­тели и педагоги. В этом процессе механизмами формирования образа «Я» выступают: процесс принятия взгляда другого на себя (Ч. Кули, У. Джемс, Дж. Мид, М.М. Бахтин, И.С. Кон); процесс переноса ребенком знаний, полученных о другом, на себя (Д. Бэм, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина); субъективное отделение ребенка от матери (3. Фрейд, А. Фрейд) и т.д.

Теоретические положения о механизмах становления полоролевого образа мы находим в исследованиях 3. Фрейда, У. Бронфенбреннера, Ф. Додсона, Б. Спока, Э. Эриксона, Дж. Мани, А. Бандуры, Л. Колберга, Ф. Каца, Д. Ул-лиана, А.Н. Исаева, Л.В. Ильченко, В.Е. Кагана, B.C. Мухиной, Т.А. Репи­ной, Л.И. Столярчук и др.). Формирование образа «Я» мальчика (девочки) рассматривается ими как процесс идентификации с родителями; как про­цесс образования условной связи между подражанием образцам мужско­го и женского поведения и социальным подкреплением; как организация познания ребенком социального мира в ходе выполнения им ролей своего пола; как процесс влияния социальных ожиданий общества, которые воз­никают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания и др.

Важнейшей задачей формирования образа «Я» мальчика (девочки) является развитие у ребен­ка ценностного осмысления себя как представителя пола и неповторимой личности, отличающейся внешними признаками и внутренним миром, ак­тивизация ребенка к поиску своего места в мире. Такой подход к самоос­мыслению позволит ребенку начать сложный путь творца своей жизни, субъекта мужского (женского) мира. Образ мальчика (девочки) отражает самого ребенка определенного пола и его полоролевой опыт, поэтому под образом мальчика (девочки) понимается также характер полоролевого опыта, свойственный каждой возрастной и половой группе.

Полоролевой опыт личности существенно влияет на развитие поло­вого сознания, отношения и полоролевого поведения. Полоролевой опыт предполагает освоение, опредмечивание категорий «мужественность» («женственность») и обретение полоролевых ценностей и личностных смыслов. Полоролевой опыт выступает результатом активного взаимо­действия человека и мира. Он является поликомпонентным личностным образованием и представляет собой совокупность всего, что происходит с человеком определенного пола в его жизни. Понимание системности по­лоролевого опыта как накопления и отражения реального взаимодействия личности с миром культуры и окружающим миром определяет основ­ной метод его воспитания — организацию жизни и деятельности ребенка в пространстве, обеспечивающем нравственно-смысловое становление и саморазвитие личности мальчика (девочки). Актуальная задача педагога видится в том, чтобы выявить поле личного полоролевого опыта каждого ребенка, обратиться к волнующим его жизненным проблемам и создать такие условия воспитания, которые способствовали бы личностно-значи-мому познанию окружающего мира.

В становлении образа «Я» мальчика (девочки), формировании по­лоролевого опыта существенную роль играют эмоции. Под воздействием личных эмоций деформируется или становится адекватным поведение и полоролевой образ. Чем младше ребенок, тем эмоциональный компонент воздействует мощнее. Эмоциональные проявления ребенка, связанные с полоролевым поведением, необходимо позитивно поддерживать и рас­крывать личностный смысл пола в поведении, отношении, общении, тем самым, способствуя становлению его образа «мальчика» (девочки») и сти­ля поведения.

Эффективным методом, позволяющим ребенку анализировать собс­твенный образ «Я» мальчика (девочки), преобразовывать его и самоизме­няться, явился метод рефлексии. Рефлексивная деятельность понимается нами как показатель личностных ценностей и смыслов, включающая инди­видуальный опыт изучения содержания полоролевой деятельности, этало­нов мужественности и женственности и систему способов самоанализа, са­моконтроля, самооценки, свободу выбора средств достижения результатов. Рефлексивная деятельность включает обмен рефлексивным опытом педаго­га и ребенка, принятие противоположных точек зрения в противоречивых ситуациях, поиск источника нового знания, необходимого для разрешения ситуации, раскрывает полоролевые ценности («Я — мальчик (мужчина)», «Я -девочка (женщина)» и личностные качества субъектов рефлексии.

Нами были разработаны и апробированы различные модели спе­циально-организованной деятельности, побуждающие детей к познанию образа «Я» мальчика (девочки), полоролевым коммуникациям, сотрудни­честву и саморазвитию, а также использование рефлексивных методов работы с детьми.

По научно-исследовательским материалам Н.Е. Татаринцевой

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…