Рефлексивные методы работы в формировании образа «Я» у дошкольников
08 Ноя 2012, Автор: adminМы уже писали, что реализация моделей специально-организованной деятельности (имеем в виду различные модели рефлексивной деятельности) сопровождается использованием рефлексивных методов: рефлексивно-творческих, рефлексивно-диалоговых, диалогово-побуждающих методов. Рассмотрим их подробнее.
Рефлексивно-творческие методы обеспечивают образовательное пространство творческого самодвижения, творческой самореализации, свободы в самоутверждении:
Творческая игра «Раскрой тайны, смыслы и ценности «мужского» («женского») поступка», где дети по кругу предлагают варианты скрытого, неизвестного знания, раскрывают ценностную информацию о полоро-левом поведении.
«Работа с вопросами». Детям предлагается предмет обсуждения (например, поведение сказочного женского (мужского) персонажа), и организуется игра «Кто больше задаст вопросов сказочному герою, начинающихся со слова «Что? Как? Зачем? Почему?». Тут же выбирается ведущий, который от лица сказочного персонажа будет отвечать на вопросы. Ответы нужно начинать со слов «Я думаю, что …», «Мне хотелось, чтобы …», «Я поступил(а) так, потому что …».
«Создай свой мужской (женский) образ». Детям предлагаются различные средства для выражения своей женской/ мужской индивидуальности (костюмы, военные доспехи, аксессуары, парики, головные уборы и т.д.). Предлагается объяснить свой выбор.
Символические игры («Предмет — мужчина, предмет — женщина» — педагог предлагает рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш и др.) и представить, каким бы он был, если бы был человеком (мужчиной или женщиной). Дети обыгрывают эти предметы, изображая их взаимодействие, посредством жестов или речью. «Кто живет в твоем сердце» — дети рассматривают карточки-символы: солнышко — доброта, травинка — чуткость, нотка — нежность, рука — самостоятельность и т.д., отбирают те, которые, на их взгляд, обозначают ценности, определяющие и направляющие поведения мальчика и девочки. «Рассказ музыки» — среди предложенной музыки дети выбирают ту, с помощью которой можно выразить настроение, внутреннее состояние мальчика (девочки). Ребенок импровизирует, рассказывая о себе музыкой — о случае веселом или грустном, о том, что ему нравится или что огорчает и т.д. «Мой любимый герой» — дети рисуют любимый мужской или женский персонаж (выдуманный или уже существующий) и придумывают о нем рассказ. «Сбор чемодана» — дети «собирают в чемодан» те черты характера (овеществленные в знаках и символах), которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого).
«Диалог с произведением искусства». Диалог с картинами предполагает разговор на основе импровизации «Если бы я был в картине …» (О чем бы я узнал? О чем бы спросил героев картины? Как бы поступил? Что бы рассказал героям картины?). Диалог с героем сказки предполагает сочинение разговора двух сказочных персонажей на определенную тему (о погоде, желаниях, любимых занятиях, о нечаянной встрече), выступление от их имени, составление разговора сказочных персонажей по телефону (на любую тему).
Рефлексивно-диалоговые методы обеспечивают развитие полового самосознания, самоанализа, целеустремленности.
Упражнения, направленные на развитие полового самосознания: «Я девочка, и поэтому …», «Я люблю играть с мальчиками, потому что …», «Девочки должны …», «Мальчики должны уметь …», «Если бы я был(а) девочкой (мальчиком), то …», «В моей семье мама и папа …», «Если бы ты был(а) …,то …».
Упражнения, направленные на развитие самоанализа: «Мне грустно, потому что …», «Мне радостно, и я …», «Мне бывает страшно, когда …», «Больше всего я люблю …».
Упражнения, направленные на развитие целеустремленности: «Когда я вырасту, я …», «Когда я буду мамой (папой), я …», «У меня получается потому, что …», «Мне не удалось это сделать, потому что…».
Упражнения, направленные на развитие активности: «Предложи свой выход из ситуации», «Я догадался об этом потому, что …» и т.д.
Специально организованные проблемные ситуации, создающие условия для анализа ребенком собственных действий на основе эталонов поло-ролевого поведения. Педагог описывает те проблемные ситуации, в которые ежедневно «входят» мальчики и девочки. Например, педагог обращается к детям: «Посмотрите, дети, какое красивое платье у нашей Машеньки. Это платье ей сшила мама. А Машенька ей помогала. Я знаю, что многие девочки и мальчики нашей группы помогают мамам. Давайте вспомним наши любимые книжки, в которых рассказывается о девочках и мальчиках, помогающих своим родителям. (А. Варткинаян «Помощницы»; П. Воронько «Мальчик — Помогай»; Г. Люшнин «Мастерица»; 3. Александрова «Сережа моет калоши» и др.).
Диалогово-побуждающие методы обеспечивают развитие активной позиции девочки (мальчика) и компетентности как способности переносить имеющиеся знания из одной сферы деятельности в другую (из познавательной в игровую, самостоятельную), умений адаптироваться и встраиваться в социальную группу:
Упражнения-диалоги: об образе «Я» мальчика (девочки) и мужчины (женщины), о мужской (женской) деятельности; информационный диалог: «Поддержи разговор — расскажи историю, интересный случай, событие» и т.д.
Моделирование жизненно значимой ситуации. Каждая ситуация включает проблему и ряд действий, которые ребенку нужно выбрать и руководствоваться ими в среде сверстников. Например, модель поведения в ситуации для мальчика: «Ты с мамой выходишь из магазина. У мамы тяжелая сумка. Твои действия: бежишь впереди, разглядывая витрины; громко требуешь купить понравившуюся игрушку; предлагаешь маме помочь донести сумку».
Игровые задания и ситуации «Что я люблю?», «Подарок на день рождения», «Почему он сердится?», «Мама устала», «Как порадовать папу?», «Отчего плачет мальчик?», «Стоп». Они направлены на развитие интереса к своему внутреннему состоянию, состоянию других людей своего и противоположного пола, формирования эмоционально-ценностного отношения к себе, к эмоциональному состоянию других людей.
Прогнозирование ситуации. Детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия, приняв правильное решение. Решение проблемной ситуации предваряется установкой педагога: «Прежде чем что-то сделать, остановись, подумай: ты кто, мальчик или девочка? Как необходимо повести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей, не испортилось настроение, если будешь что-то совершать?».
Таким образом, познавательная деятельность, в которую интегрирована рефлексивная, представляет собой проблемно-поисковую среду, где в процессе сотрудничества и рефлексивного творчества формируются представления детей о своем половом образе, раскрываются личностные потенциальные возможности детей, осознаются ценности полоролевой культуры, обеспечивается саморегуляция активности личности.
По научно-исследовательским материалам Н.Е. Татаринцевой
.
Кстати, на сайте Persones.ru Вы можете найти довольно интересные статьи о знаменитых людях планеты. Что примечательно, можно познакомиться не только с биографией и заслугах человека, но и разгадать тайну интересующего вас имени. Например по запросу вероника значение имени Вы сможете узнать о значении и происхождении имени Вероника, характеристику человека, носящего такое имя. Думаю, такая информация пригодится Вам для формирования образа «Я» у дошкольников.