Рефлексивные методы работы в формировании образа «Я» у дошкольников

08 Ноя 2012, Автор: admin

Мы уже писали, что реализация моделей специально-организованной деятель­ности (имеем в виду различные модели рефлексивной деятельности) сопровождается использованием  рефлексивных методов: рефлексивно-творческих, рефлек­сивно-диалоговых, диалогово-побуждающих методов. Рассмотрим их подробнее.

Рефлексивно-творческие методы обеспечивают образовательное пространство творческого самодвижения, творческой самореализации, свободы в самоутверждении:

Творческая игра «Раскрой тайны, смыслы и ценности «мужского» («женского») поступка», где дети по кругу предлагают варианты скрыто­го, неизвестного знания, раскрывают ценностную информацию о полоро-левом поведении.

«Работа с вопросами». Детям предлагается предмет обсуждения (на­пример, поведение сказочного женского (мужского) персонажа), и орга­низуется игра «Кто больше задаст вопросов сказочному герою, начина­ющихся со слова «Что? Как? Зачем? Почему?». Тут же выбирается веду­щий, который от лица сказочного персонажа будет отвечать на вопросы. Ответы нужно начинать со слов «Я думаю, что …», «Мне хотелось, чтобы …», «Я поступил(а) так, потому что …».

«Создай свой мужской (женский) образ». Детям предлагаются раз­личные средства для выражения своей женской/ мужской индивидуаль­ности (костюмы, военные доспехи, аксессуары, парики, головные уборы и т.д.). Предлагается объяснить свой выбор.

Символические игры («Предмет — мужчина, предмет — женщина» — педагог предлагает рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, ка­рандаш и др.) и представить, каким бы он был, если бы был человеком (мужчиной или женщиной). Дети обыгрывают эти предметы, изображая их взаимодействие, посредством жестов или речью. «Кто живет в твоем сердце» — дети рассматривают карточки-символы: солнышко — доброта, травинка — чуткость, нотка — нежность, рука — самостоятельность и т.д., отбирают те, которые, на их взгляд, обозначают ценности, определяющие и направляющие поведения мальчика и девочки. «Рассказ музыки» — сре­ди предложенной музыки дети выбирают ту, с помощью которой можно выразить настроение, внутреннее состояние мальчика (девочки). Ребенок импровизирует, рассказывая о себе музыкой — о случае веселом или грус­тном, о том, что ему нравится или что огорчает и т.д. «Мой любимый ге­рой» — дети рисуют любимый мужской или женский персонаж (выдуман­ный или уже существующий) и придумывают о нем рассказ. «Сбор чемо­дана» — дети «собирают в чемодан» те черты характера (овеществленные в знаках и символах), которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого).

«Диалог с произведением искусства». Диалог с картинами предпо­лагает разговор на основе импровизации «Если бы я был в картине …» (О чем бы я узнал? О чем бы спросил героев картины? Как бы поступил? Что бы рассказал героям картины?). Диалог с героем сказки предполагает сочинение разговора двух сказочных персонажей на определенную тему (о погоде, желаниях, любимых занятиях, о нечаянной встрече), выступле­ние от их имени, составление разговора сказочных персонажей по телефо­ну (на любую тему).

Рефлексивно-диалоговые методы обеспечивают развитие полового самосознания, самоанализа, целеустремленности.

Упражнения, направленные на развитие полового самосознания: «Я девочка, и поэтому …», «Я люблю играть с мальчиками, потому что …», «Девочки должны …», «Мальчики должны уметь …», «Если бы я был(а) девочкой (мальчиком), то …», «В моей семье мама и папа …», «Если бы ты был(а) …,то …».

Упражнения, направленные на развитие самоанализа: «Мне груст­но, потому что …», «Мне радостно, и я …», «Мне бывает страшно, когда …», «Больше всего я люблю …».

Упражнения, направленные на развитие целеустремленности: «Ког­да я вырасту, я …», «Когда я буду мамой (папой), я …», «У меня получа­ется потому, что …», «Мне не удалось это сделать, потому что…».

Упражнения, направленные на развитие активности: «Предложи свой выход из ситуации», «Я догадался об этом потому, что …» и т.д.

Специально организованные проблемные ситуации, создающие усло­вия для анализа ребенком собственных действий на основе эталонов поло-ролевого поведения. Педагог описывает те проблемные ситуации, в которые ежедневно «входят» мальчики и девочки. Например, педагог обращается к детям: «Посмотрите, дети, какое красивое платье у нашей Машеньки. Это платье ей сшила мама. А Машенька ей помогала. Я знаю, что многие де­вочки и мальчики нашей группы помогают мамам. Давайте вспомним наши любимые книжки, в которых рассказывается о девочках и мальчиках, по­могающих своим родителям. (А. Варткинаян «Помощницы»; П. Воронько «Мальчик — Помогай»; Г. Люшнин «Мастерица»; 3. Александрова «Сережа моет калоши» и др.).

Диалогово-побуждающие методы обеспечивают развитие активной позиции девочки (мальчика) и компетентности как способности перено­сить имеющиеся знания из одной сферы деятельности в другую (из позна­вательной в игровую, самостоятельную), умений адаптироваться и встраи­ваться в социальную группу:

Упражнения-диалоги: об образе «Я» мальчика (девочки) и мужчины (женщины), о мужской (женской) деятельности; информационный диалог: «Поддержи разговор — расскажи историю, интересный случай, событие» и т.д.

Моделирование жизненно значимой ситуации. Каждая ситуация включает проблему и ряд действий, которые ребенку нужно выбрать и руководствоваться ими в среде сверстников. Например, модель поведения в ситуации для мальчика: «Ты с мамой выходишь из магазина. У мамы тяжелая сумка. Твои действия: бежишь впереди, разглядывая витрины; громко требуешь купить понравившуюся игрушку; предлагаешь маме по­мочь донести сумку».

Игровые задания и ситуации «Что я люблю?», «Подарок на день рож­дения», «Почему он сердится?», «Мама устала», «Как порадовать папу?», «Отчего плачет мальчик?», «Стоп». Они направлены на развитие интереса к своему внутреннему состоянию, состоянию других людей своего и про­тивоположного пола, формирования эмоционально-ценностного отноше­ния к себе, к эмоциональному состоянию других людей.

Прогнозирование ситуации. Детям предлагаются ситуации, в кото­рых необходимо спрогнозировать свои действия, приняв правильное ре­шение. Решение проблемной ситуации предваряется установкой педагога: «Прежде чем что-то сделать, остановись, подумай: ты кто, мальчик или девочка? Как необходимо повести себя мальчику (девочке), чтобы не слу­чилось неприятностей, не испортилось настроение, если будешь что-то совершать?».

Таким образом, познавательная деятельность, в которую интегри­рована рефлексивная, представляет собой проблемно-поисковую среду, где в процессе сотрудничества и рефлексивного творчества формируются представления детей о своем половом образе, раскрываются личностные потенциальные возможности детей, осознаются ценности полоролевой культуры, обеспечивается саморегуляция активности личности.

По научно-исследовательским материалам Н.Е. Татаринцевой

.

Кстати, на сайте Persones.ru Вы можете найти довольно интересные статьи о знаменитых людях планеты. Что примечательно, можно познакомиться не только с биографией и заслугах человека, но и разгадать тайну интересующего вас имени. Например по запросу вероника значение имени Вы сможете узнать о значении и происхождении имени Вероника, характеристику человека, носящего такое имя. Думаю, такая информация пригодится Вам для формирования образа «Я» у дошкольников.