Значение игры в жизни дошкольника
26 Авг 2012, Автор: AnastasiyaИгра в жизни каждого человека имеет очень большую роль. Ну а значение игры в жизни дошкольника вообще трудно переоценить. Для ребёнка она имеет особое значение, т.к. посредством игр развивается личность ребёнка, формируется характер. И нет такого человека, который никогда ни во что не играл, хотя бы сам с собой. Но у игр наедине с собой есть существенный минус — самому себе приз за победу не выдашь. Зато и не проиграешь. А вот в коллективных играх (различных конкурсах, спортивных состязаниях, викторинах и т.п.), как правило, всегда предусмотрено поощрение не только самых активных, но и вообще всех участников мероприятия.
А если ребёнок отказывается принимать участие в общих играх? Причин может быть несколько: стеснение, неуверенность в своих силах, равнодушие, отчуждённость, страх перед публикой и т.п. Поэтому очень важно поговорить с ребёнком, выявить причину его отказа от коллективной игры. Быть может ему это просто неинтересно, и он ярко выраженный индивидуалист.
Иногда одной беседы с ребёнком недостаточно, чтобы выявить его комплексы и подтолкнуть к участию в играх с остальными ребятами. Например, если ребёнок умеет писать и читать, можно попросить его заполнить небольшую анкету. Вопросы в ней могут быть примерно такими: твоя любимая игра, кто твой лучший друг, сколько ты хотел бы иметь друзей, какие конкурсы тебе наиболее интересны и т.п. А потом поспрашивать его, почему он написал тот или иной ответ по пунктам.
Если ребёнок хочет принять участие в игре, но ему что-то мешает и он отказывается, можно попробовать написать шуточную доверенность на своё имя и попросить ребёнка расписаться. Этот «документ» будет гласить, что ребёнок на такой-то срок разрешает вам принимать участие в игре и действовать от его имени. Ребёнок же обязуется следить за процессом и имеет право вмешаться или сделать замечание, если ему покажется, что вы неправильно ведёте себя в игре. Принимая таким образом участие в игре с детьми, постарайтесь своим поведением вызвать какие-нибудь эмоции у наблюдающего за вами ребёнка, чтобы он захотел вас подправить, подсказать и вывести на правильный путь. В процессе возможен вариант, что сам ребёнок захочет действовать в игре от своего лица и займет ваше место. Или же поймёт, что ему самому по силам справиться с ролью игрока и в следующий раз рискнёт сам принять участие в мероприятии. Тогда ему обязательно полагается приз, в независимости, победил он или нет.
Можно также заключить «соглашение» с ребёнком, что сначала вы играете в ту игру, которая нравится ему, а затем вы включаете его в коллективное соревнование. Ведь именно в играх с большим количеством участников формируется командный дух, здоровое соперничество и креатив. Если у ребёнка проблемы с общением со сверстниками, то тут необходима консультация психолога или социального педагога. И чем скорее, тем лучше, чтобы проблемы не успели укорениться. Лучше всего приучать ребёнка к коллективным играм с самого раннего детства, чтобы избежать его стеснительности и обособленности в будущем. Спросите у ребёнка, какая его самая любимая игра, в которую он играет сам с собой, а затем переделайте правила, чтобы требовалось несколько игроков. И пусть все игроки получат призы за участие в новой, экспериментальной версии игры, названной в честь того, кому она больше всех нравится.
Человек — существо социальное. Ему необходимо общаться и развиваться. Известно, «что наша жизнь — игра». Давайте будем вместе играть, побеждать и привлекать новых участников.
Марина Кулакова, по материалам журнала «Игра и дети» (7/2009)