Значение игры в жизни дошкольника

26 Авг 2012, Автор: Anastasiya

Игра в жизни каждого человека имеет очень большую роль. Ну а значение игры в жизни дошкольника вообще трудно переоценить. Для ребёнка она имеет особое значение, т.к. посредством игр развивается личность ребёнка, формируется характер. И нет такого человека, который никогда ни во что не играл, хотя бы сам с собой. Но у игр наедине с собой есть существенный минус — самому себе приз за победу не выдашь. Зато и не про­играешь. А вот в коллективных играх (различных конкурсах, спортивных состязаниях, викторинах и т.п.), как правило, всегда предусмотрено поощрение не только самых активных, но и вооб­ще всех участников мероприятия.

А если ребёнок отказывается принимать участие в общих играх? Причин может быть несколько: стеснение, неуверенность в своих силах, равнодушие, отчуждённость, страх перед публи­кой и т.п. Поэтому очень важно поговорить с ребёнком, выявить причину его отказа от коллективной игры. Быть может ему это просто неинтересно, и он ярко выражен­ный индивидуалист.

Иногда одной беседы с ребёнком недостаточно, чтобы выявить его комплексы и подтолкнуть к участию в играх с остальными ребятами. Например, если ребёнок умеет писать и читать, можно попросить его заполнить небольшую анкету. Вопросы в ней могут быть примерно такими: твоя любимая игра, кто твой лучший друг, сколь­ко ты хотел бы иметь друзей, какие конкурсы тебе наи­более интересны и т.п. А потом поспрашивать его, поче­му он написал тот или иной ответ по пунктам.

Если ребёнок хочет принять участие в игре, но ему что-то мешает и он отказывается, можно попробовать написать шуточную доверенность на своё имя и попро­сить ребёнка расписаться. Этот «документ» будет гла­сить, что ребёнок на такой-то срок разрешает вам при­нимать участие в игре и действовать от его имени. Ребёнок же обязуется следить за процессом и имеет пра­во вмешаться или сделать замечание, если ему покажется, что вы неправильно ведёте себя в игре. Прини­мая таким образом участие в игре с детьми, постарай­тесь своим поведением вызвать какие-нибудь эмоции у наблюдающего за вами ребёнка, чтобы он захотел вас подправить, подсказать и вывести на правильный путь. В процессе возможен вариант, что сам ребёнок захочет действовать в игре от своего лица и займет ваше мес­то. Или же поймёт, что ему самому по силам справить­ся с ролью игрока и в следующий раз рискнёт сам при­нять участие в мероприятии. Тогда ему обязательно полагается приз, в независимости, победил он или нет.

Можно также заключить «соглашение» с ребён­ком, что сначала вы играете в ту игру, которая нравит­ся ему, а затем вы включаете его в коллективное со­ревнование. Ведь именно в играх с большим количест­вом участников формируется командный дух, здоро­вое соперничество и креатив. Если у ребёнка пробле­мы с общением со сверстниками, то тут необходима консультация психолога или социального педагога. И чем скорее, тем лучше, чтобы проблемы не успели уко­рениться. Лучше всего приучать ребёнка к коллектив­ным играм с самого раннего детства, чтобы избежать его стеснительности и обособленности в будущем. Спросите у ребёнка, какая его самая любимая игра, в которую он играет сам с собой, а затем переделайте правила, чтобы требовалось несколько игроков. И пусть все игроки получат призы за участие в новой, экспериментальной версии игры, названной в честь то­го, кому она больше всех нравится.

Человек — существо социальное. Ему необходи­мо общаться и развиваться. Известно, «что наша жизнь — игра». Давайте будем вместе играть, побеж­дать и привлекать новых участников.

Марина Кулакова, по материалам журнала «Игра и дети» (7/2009)