Народные игры в детском саду

08 Авг 2012, Автор: admin

Игра — уникальный феномен общечеловеческой культу­ры. Ребёнок получает че­рез игру разнообразную ин­формацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно бога­та играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэто­му народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликуль­турного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчи­вое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотичес­ких чувств.

Игровая орнаменталика — обязательный признак народных игр. К ним можно отнести: язык игры (понятийность, речевой словарь); музыку, рит­мику, если она входит в контекст игры; игровые жесты; фольклорные говорилки, жеребьёвки, драз­нилки, речевые подковырки, заклички, приговорки, считалки.

Считалка — это рифмованный стишок, состо­ящий по большей части из придуманных слов и со­звучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и ус­танавливают очерёдность для начала игры. Главны­ми особенностями считалок является то, что в осно­ве их лежит счёт, и то, что по большей части они со­стоят из бессмысленных слов и созвучий. Это связано с древнейшим правилом запрета на счёт (боязнь потерять урожай, удачу в охоте). Восточные славяне, народа Кавказа, Сибири знают запрет счё­та. Это было большим неудобством, и люди приду­мали так называемый «отрицательный счёт: «ни раз, ни два», «ни три». Древний пересчёт с ис­кажёнными обозначениями чисел весьма естест­венно перешёл в считалку. Пересчёт в игре — ими­тация приготовлений взрослых к серьёзным жиз­ненным делам. Со временем, кроме чисел, в неё были внесены новые, художественные элементы. Считалка стала игрой и забавой. Творцом сюжета считалок является не один ребёнок, а вся детская среда, которая создаёт особую субкультуру детст­ва, даже если исполняет произведение в опреде­лённый момент один конкретный ребёнок. В глав­ном ребёнок может повторять традиционный, усто­явшийся, излюбленный сюжет, но может и внести туда изменения, отражающие интересы своего воз­раста и среды.

Использование считалок позволяет устано­вить очерёдность в игре, снять напряжение, по­скольку «забавные слова», смысл которых неясен, а порой и смешон, увлекает детей, они сами начи­нают придумывать смешные выражения, а иногда и тексты. В отличие от культуры взрослых, где носи­телями канонических текстов, как правило, являют­ся письменные источники или народные сказатели, детские фольклорные тексты (к которым, бесспор­но, можно отнести и считалки) передаются от одной группы детей к другой. При этом носителем является не отдельно взятый ребё­нок, а вся группа детей, как целостный социальный орга­низм. Можно привести со­временный вариант традици­онной детской считалки: «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана, бу­ду резать, буду бить, всё рав­но тебе водить». В 60-70-е годы XX века исполнять эту считалку можно было только в стороне от взрослых, её текст звучит достаточно жё­стко и сейчас. Но уже в 2003 году старый текст был переиначен на современный лад: «Вышел Децтл из тумана, вынул пейджер из кармана, пейджер пикнул, Децтл сдох, потому что Децтл — лох». Эту считалку исполнила девочка 5 лет на физкультур­ном занятии в детском саду, введя в изумление сту­дентку, проводившую занятие, и руководителя практики. Именно в группе сверстников ребёнок удовлетворяет свои потребности в общении, соци­альной апробации своего «Я», информации, юморе. Фольклорные тексты передаются от одного поколе­ния детей к другому, но при этом каждый ребёнок способен наделить фольклорное произведение но­вым смыслом и содержанием. Вариативность, ди­намизм свойственны фактически всем компонен­там детской субкультуры, в том числе и считалкам. Попросите детей рассказать, какие считалки они знают, помогите закончить их, подскажите но­вые, постепенно создайте возможность для «пере­хвата» инициативы самими детьми. Старайтесь не упустить возможность постоянно пополнять иг­ровой багаж детей новой считалкой.

Заклички — ещё один орнаментальный ком­понент народной игры, они относятся к группе фольклора, которая утратила своё значение в ми­ре взрослых и перешла к детям. Это обращения к явлениям неживой природы (к солнцу, дождю, радуге), которые в языческой Руси использова­лись для определённых земледельческих обрядов. Позднее эти обрядовые действия стали исполнять­ся в детских народных играх, выполняя уже не ре­лигиозную, а ритуальную функцию. Чаще всего де­ти исполняют заклички хором, нередко они стано­вятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи…», «радуга-дуга, наклони свои рога…»). Именно заклички могут «украсить» любую народную игру, сделать её драматичнее, театральнее. Хор детских голосов, дружно выкри­кивающий закличку, создаёт в группе хорошее на­строение, побуждает к активному действию, за­ставляет детей подчиняться определённому игро­вому ритму.

Игровыми припевками начинают игру, зада­ют условие игры, связывают части игрового дейст­вия, нередко игровые песенки сочиняют сами дети. В качестве примера можно привести игру «Золотые ворота».

Проходите, господа, открываем ворота,

Перва мать пройдёт,

Всех детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

А на третий раз не пропустим вас.

Дети, которые стояли с поднятыми руками «золо­тые ворота», на этих словах опускают руки вниз и не пропускают цепочку детей.

Словесные игры, к которым относятся прибаут­ки и небылицы-перевертыши, традиционно считают­ся одним из самых трудных жанров для исполнения детьми. У каждого народа существуют подобные иг­ровые песенки, построенные на игре слов. В зару­бежных детских антологиях целый отдел «стихотво-

рений без смысла». Вот одно из них, принадлежа­щее Уильяму Рэнду «Перевёрнутый мир»:

Если бы конь оседлал седока,

Если бы трава стала есть корову,

Если бы мыши охотились за котом,

Если бы мужчина стал женщиной.

Подобное  классическое  произведение есть и в детской русской литературе, автором его явля­ется К. Чуковский, каждый взрослый с детства по­мнит стихотворение «Путаница»: «Замяукали котя­танадоело нам мяукать, мы хотим, как поросята хрюкать……   Это   стихотворение   основывается на народной прибаутке-перевертыше:

Облоухая свинья на дубу гнездо свила,

Поросила поросят ровным счётом шестьдесят,

Распустила поросят всех по маленьким сучкам,

Поросята визжат, полетать они хотят.

Небылицы-перевертыши — это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым сме­шением всех реальных связей и отношений. Это от­кровенные игры-несуразицы. Они нравятся детям любого возраста, но уже шестилетний ребёнок спо­собен не только «оценить» весь комизм ситуаций, но и проникнуться ритмом, поэзией устного слова и нередко придумать смешной ответ. Такие несообразности толь­ко оттеняют реальные свя­зи. Юмор ста­новится педа­гогикой.

Следует также отнести к орнаменталь­ным компонен­там игры игро­вые аксессуа­ры (костюмы, бутафорию, атрибуты). По­этому уголок «для ряженья» необходимо иметь в группе детского сада, это не только обога­тит игровую деятельность детей, но и позволит пол­ноценно организовать театральную деятельность детей.

В народных играх дети активно используют игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необхо­димую по условиям игр (закрыть глаза, отвернуть­ся, произвести счёт). Хореография, подтанцовки, миманс, специальные игровые песенки, ритмика, амулеты органично входят в ту или иную народную игру, придавая ей эмоциональность, воздействуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фантазию, что порождает ощущения удовольствия и счастья от игры. Все структурные элементы игры подвижны, они изменяются вместе с развитием иг­ровой деятельности детей и они же изменяют сами игры.

Народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод во­влечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольк­лорные тексты и песни, он наполняет их конкрет­ным содержанием применительно к игровым ситуа­циям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сде­лать и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мус­кулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, ис­пытывает различные решения своих проблем, учит­ся общаться с другими людьми.

По материалам журнала «Игра и дети» (№6/2009)

Если вас беспокоит вопрос как и когда встать на учет по беременности, обращайтесь за советами на сайт beremennost.net на котором собрано множество полезных рекомендаций для женщин в интересном положении.