Здоровьесберегающая среда детского сада

05 Мар 2012, Автор: admin

Приоритетными направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, амплификация развития, создание общности пространства детско-взрослого взаимодействия  с учетом ведущей деятельности возраста, развитие каждого ребенка, как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее воспитательное пространство.

Здоровьесберегающее воспитательное пространство рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.

К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести:

— морально-психологический климат;

— экологию и гигиену;

— современный дизайн;

— рациональный режим жизни, труда и отдыха;

— современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения.

В основу разработки концептуальных направлений развития  закладываются следующие актуальные задачи:

-формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных именно для конкретного детского сада  средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности детей на свежем воздухе;

-привлечение к образовательной деятельности дошкольного учреждения духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона и творческих сил окружающего социума, воспитание детей на традициях русской национальной культуры;

-конструктивно-партнерское взаимодействие семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, в развитии способностей и интересов, создание творческой атмосферы для всех участников образовательного процесса;

-обеспечение активной позиции детей в процессе освоения  основ, здорового образа жизни, экологических знаний.

Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются:

-динамизм (возможность изменения, преобразования);

-открытость (связь с другими социальными институтами, широким социумом);

-гибкость (учет новых возможностей субъектов образования и социально-культурного пространства);

-саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).

Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего воспитательного пространства придается:

— приоритету в воспитании ребенка общечеловеческих ценностей, культурных, национальных традиций, этнопсихологических особенностей населения;

— укреплению связей с семьей, микрорайоном, городом, составление совместных программ с культурно-образовательными, спортивно-оздоровительными учреждениями города;

— реализации деятельно-практического подхода в формировании ценностного потенциала личности (посильный общественно-полезный совместный труд);

— подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной работы с дошкольниками;

— ориентированности родителей на конструктивные, партнерские взаимоотношения со специалистами, воспитателями, гармонизация взаимоотношений в социуме, использование практики социального партнерства.

Реализация данных направлений будет способствовать профилактике негативных проявлений в среде детей, созданию условий для адаптации детей в детском саду и за его пределами, изменению позиции родителей, преодолению негативного опыта некоторых родителей по отношению к дошкольным образовательным учреждениям и системе воспитания детей.

Научно-методические основы создания здоровьесохраняющей среды ребенка в семье и детском саду определяются необходимостью опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с самого раннего возраста.