Конспект НОД «Путешествие по выставочным залам Оренбуржья» (для детей 6-7 лет)
16 Мар 2012, Автор: adminПредлагаем Вашему вниманию конспект НОД по формированию краеведческих представлений у детей старшего возраста с интегрированным решением задач экологического воспитания.
Цель: формировать у детей понятие о взаимосвязях и взаимодействиях в природе; знакомить с особенностями родного края.
Задачи:
— познакомить детей с богатствами родного края, развивать интерес к изучению родного края;
— закрепить знания о правилах поведения в природе, развивать эмоционально положительное отношение к природе;
— подводить детей к умению делать выводы и умозаключения, правильно обосновывая их, формировать вопросы и отвечать на них, развивать умственные действия с предметами, схемами, моделями;
— воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду;
— приобщать к ценностям здорового образа жизни.
Материал: выставка хлебобулочных изделий, свежий каравай, карта Оренбургской области, знаки-символы с изображением правил поведения в природе, карта-схема, геометрические фигуры разной величины и цвета, образцы каменной и поваренной соли. У каждого ребенка лупа, микроскоп, макет Соленого озера, фломастеры, заготовки бумаги 1 Ох 10, стаканы.
Предварительная работа: рассматривание альбома о родном крае, беседа о достопримечательностях, обратив внимание на труд хлеборобов, пекарей, эксперимент с темной тканью и солевым раствором.
Связь с предыдущим опытом детей: экскурсия в краеведческий музей, беседа с детьми по теме: «Как я провел лето?»; совместные зарисовки детей и родителей по теме: «Мои воспоминания об отдыхе» с целью закрепления знаний о поездке в деревню, на рыбалку, на море, на озеро в г.Соль-Илецк.
Образовательная деятельность начинается в групповой комнате.
Воспитатель: Ребята, а вы не забыли, для чего сегодня принесли лупы, фломастеры?
Дети: Определяют сами примерно: рисовать, что-то рассматривать.
Воспитатель: Сегодня мы будем путешествовать. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: (напоминаю, чтобы дети ничего не забыли)
А главное — взять хорошее настроение.
(дети медленно спускаются со 2-го этажа на 1-ый в кабинет экологии)
Воспитатель по пути беседует с ними:
Что такое Родина? (где ты родился, вырос)
Назовите нашу столицу (Москва)
А в каком городе вы живете? (Оренбург)
Как называют наш край степной? (Оренбургский)
Улица на которой стоит наш детский сад (Дружбы) /» Красиво? (дети счастливы…)
Все дружно подходят к кабинету-экологии.
Воспитатель: (тихо) Если, вы сегодня будете вести себя достойно, дружно, работать все активно, я обещаю вам сюрприз.
(Предлагаю детям по условным знакам быстро перечислить правила поведения в гостях)
Дети:
1. ничего не трогать рукам
2. осторожно стекло
3. опасные объекты
4. не шуметь
5. помогать друг другу
6. иглистые
Воспитатель: Путешествовать мы будем по данной карте-схеме:
Назовите, чтобы это значило?
Дети: что-то желтое: может листья, колос, трава (степь) зеленое: цветы (природа) синее: море, реки (вода)
Воспитатель: Предлагает детям посмотреть друг на друга, все ли они опрятны, красивы. Предлагает улыбнуться! И в путь!
Дети проходят в кабинет-экологии, где условно разделено ширмой 3-й выставочных зала.
Воспитатель: Какой по счету зал?
Дети: Первый (1)
(предлагаю детям вдохнуть аромат и самостоятельно определить запахи)
Дети: Хлебом пахнет. Вкусно. Зерном.
Воспитатель: Какой запах? Дети: сладкий, душистый.
(предлагаю выставку хлебобулочных изделий из разных сортов муки; разных по величине и форме)
Воспитатель: Посмотрите, ребята какой по форме хлеб бывает?
Дети: Круглый большой, маленький;
Кирпичик большой, маленький, длинный, узкий;
Батон овальный, нарезной, с изюмом.
Воспитатель: А по цвету?
Дети: Белый; Темный; Ржаной; Отрубной; Зерновой
Воспитатель: А почему их так разделили?
Дети: Белый — из пшеничной муки; Ржаной — из ржаной муки; Отрубной — из отрубей;
Воспитатель: Назовите пословицы о хлебе:
Дети:
Хлеб — всему голова;
Без печки холодно — без хлеба голодно;
Без труда — хлеб не родится никогда.
(прошу детей объяснить последнюю пословицу, что значит «Без труда — хлеб не родится никогда»)
Дети: Зерно сеют, пшеницу косят, молотят и пекут из муки хлеб.
Воспитатель: А как называют людей, которые выращивают хлеб?
Дети: Хлеборобы
Воспитатель: А кто печет нам хлеб?
Дети: Пекари, кондитеры
(предлагаю физкультминутку: «Мы хлеборобы: сеем, косим, молотим хлеб»)
Воспитатель: Ребята, а вам сейчас покажу и угощу хлебом с тмином и зернами подсолнечника.
(предлагаю детям на палочки кусочки хлеба и предлагаю определить вкус, запах, цвет)
Дети: Определяют
Воспитатель: Как ласково можно назвать хлеб?
Дети: Хлебушек, хлебец, хлебчик
Воспитатель: Молодцы. Вот хлеб вы любите. А вот вам задание:
№1. Нарисуйте на ваших листочках колос хлеба, который только растет? №2. Созревший колос пшеницы. №3. Зрелый уже колос.
Воспитатель: Чем отличается колос пшеницы от ржи?
Дети: У ржи усики
Воспитатель: Сколько рисунков сделано? Все участвовали?
Дети: Да, 10
(предлагаю сложить отдельно колосья пшеницы от ржи)
Воспитатель: Что получилось?
Дети: Хлебные поля
Воспитатель: А хлеб полезен? Как его беречь?
Дети: Без хлеба не будет сил, его нельзя бросать, играть им, а крошки отдавать птичкам.
Воспитатель: Молодцы! Будете беречь и любить хлеб? Будете ценить труд хлебороба, пекаря? Почему на карте-схеме был желтый круг?
Дети: Цвет хлеба, степи
(предлагаю перейти во 2-ой зал)
Воспитатель: По счету какой выставочный зал?
Дети: Второй (2)
(предлагаю в воздухе изобразить цифру 2)
Воспитатель: Почему на карте-схеме был зеленый круг?
Дети: Это живая природа
Воспитатель: Тогда скажите, а чем природа здесь отличается от природы на улице сейчас?
Дети: На улице от мороза все замерзло: цветы, почва, опали листья
Воспитатель: А что осталось там зеленое?
Дети: Сосна. Она вечно зеленая
Воспитатель: Может ли растаять почва сейчас?
Дети: Нет, морозы, теперь до весны
Воспитатель: А у нас какая почва?
(предлагаю подойти к столу, где стоят баночки с разной почвой, достать лупы и посмотреть)
Сначала у себя, потом у товарища рядом. Что увидели?
Дети: Описывают почву: чернозем, перегной, смешанная с солью, с песком, глина Воспитатель: Какую из этих почв мы можем использовать под посадку рассады цветов? Дети: Чернозем, с песком Воспитатель: А с солью, перегноем, глиной?
Дети: Нельзя, так как в соленой почве плохо растут растения; а от перегноя сгорят.
(предлагаю потрогать руками и определить на ощупь какая почва сухая, влажная, глина)
Воспитатель: С почвой мы разобрались. А какие это знаки?
Дети: Опасные растения, ядовитые, колючие. С ними надо быть осторожнее.
Воспитатель: Можно ли их держать дома, в детском саду?
Дети: Можно, но нам подходить к ним нельзя
Воспитатель: Сколько у нас здесь ядовитых растений?
Дети: 2
Воспитатель: А с шипами, иголками?
Дети: 4
Воспитатель: Предлагаю детям найти на выставке:
1. растения с опущенными листьями (фиалки и т.д.)
2. гладкие, тонкие листья
3. гладкие, толстые листья 4.
Даю возможность рассмотреть в микроскоп и описать (дети делают это по очереди)
Воспитатель: Ребята, а как вам тут дышится? Дети: Легко
Воспитатель: А хотите создать свой необычный цветок?
(предлагаю из геометрических фигур составить цветы)
Задание: Представить цветок, составить его и дать название.
(звучит классическая музыка)
Воспитатель: Опрашивает детей:
1. Название цветка
2. Из каких геометрических фигур состоит?
Дети: Дети работают активно
Воспитатель: А как вы думаете, если мы пока путешествуем, оставили цветы полюбоваться посетителям другим, согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Мы потом приведем сюда своих родителей
(предлагаю детям физкультминутку: вдохнуть воздух; выпрямить спину как колокольчик; покачаться от ветра; вправо-влево; вперед-назад)
В путь!
Воспитатель: Какой круг остался на карте-схеме? (по памяти)
Дети: Синий
Воспитатель: А по счету?
Дети: Третий (3)
Воспитатель: Что же здесь может быть? Дети: Вода
Воспитатель: А вода нужна нам?
Дети: Без воды нет жизни. Вода нужна всем
Воспитатель: А вспомните: вот где мы сейчас были разве нужна вода? Мы не видели ее
Дети: Нужна цветам, а то они засохнут и пропадут. Зверям, птицам, человеку, всем живым нужна вода
Воспитатель: А хлебу зачем вода?
Дети: Колос растет, хлеб когда вымешивают в опару нужна вода
Воспитатель: Молодцы! А где ее много? Дети: В реке, море, океане, луже
Ну а в пустыне воды нет, а верблюд живет
Дети: У него запас в горбу
Воспитатель: Правильно — вот она водичка
(предлагаю подойти к столам, где стоят стаканы, лежат трубочки)
Нас сколько?
Дети: 10
Воспитатель: А стаканов?
Дети: (считают) 8
Воспитатель: Что делать?
Дети: Мы будем вместе
(определяются кто с кем)
Воспитатель: Вода по цвету какая?
Дети: Бесцветная
Воспитатель: (предлагаю на вкус через трубочку) Какая на вкус?
Дети: Кислая — 2; соленая — 1; сладкая — 5
Воспитатель: Почему так?
Дети: Добавили: соль, сахар, лимонную кислоту
Воспитатель: Ну, молодцы! А почему нельзя было с одной трубочки попить?
Дети: Можно заболеть, не красиво
Воспитатель: Почему в магазине продают цветную воду?
Дети: Добавляют красители
Воспитатель: Ребята, вот здесь на тарелочках соль, потрогайте какая она ощупь?
Дети: Мелкая, крупные кристаллики
Воспитатель: Это поваренная соль, которую мы кушаем. Чтобы не болеть мы кушаем соль с йодом (йодированная соль)
(предлагаю индивидуально повторить)
Я вам сейчас расскажу о Соленом озере у нас в Оренбургском крае. Находится оно в г.Соль-Илецк, вот так оно выглядит (предлагаю макет озера), это озеро Развал. Почему?
Дети: (предполагают) Образовалась яма
Воспитатель: На дне озера большие запасы соли, когда соли много выбрали, образовалась воронка (вот такая), и заполнилось водой из почвы. В нем можно купаться. Но что будет с нашей кожей? Как вы думаете?
Дети: Все будет в соли
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на ткань, которую мы вчера намочили в соли. Вот она (дети описывают самостоятельно)
Воспитатель: Вот так и тело, нужно после соли помыть несоленой водой.
(предлагаю провести эксперимент)
2-е банки по 1,0 литру наполнены до половины водой. В одну (дети засыпают 5 ложек соли, а во вторую 10 ложек) берем яйцо и делаем вывод:
«Яйцо не тонет, где много соли» Почему?
Дети: предполагают
Воспитатель: Видите, ребята, почему яйцо в одной банке тонет, а в другой нет?
Дети: предлагают разные версии
Воспитатель: Соль выталкивает яйцо из воды (предлагаю показать, как выталкивает соль яйцо). Вот так и на озере Развал нельзя утонуть, потому что соль выталкивает человека.
Воспитатель: Можно ли без взрослых купаться на озере?
Дети: Нельзя, соль может попасть в глаза, уши
Воспитатель: Интересно! Как озеро называют? (Развал)
Провожу анализ: что интересного вы узнали?
Дети: Хлеб бывает разный и даже с семечками (зернами). Всем нужна вода и хлеб. Соленое озеро «Развал»
Воспитатель: В чем проявилась ваша дружба, взаимопонимание
Дети: Мы все делали вместе, сообща
Воспитатель: А теперь сюрприз
Липовый чай для здоровья и булочка «кренделек». Будем кушать в группе. Почему?
Дети: грязные руки, надо сначала помыть; кушать надо аккуратно за столом, не сорить
Воспитатель: Всего доброго. Молодцы!
Длительность — 30 минут.
Ищите на сайте презентационный фильм, подготовленный в рамках проекта по патриотическому воспитанию дошкольников «Мой Оренбург»