Диагностика развивающей среды ДОУ
17 Апр 2014, Автор: adminВ настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений. В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса. Также под образовательной средой понимается целостная качественная характеристика внутренней жизни образовательного учреждения, которая:
— определяется конкретными задачами;
— проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются;
— содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого она должна достичь.
Применительно к системе дошкольного воспитания понятие «образовательная среда» обычно не рассматривается, чаще встречается понятие «развивающая среда».
Характеризуя развивающую среду, педагоги чаще всего рассматривают ее с точки зрения организации (предметно-пространственная, духовная); осуществляемой деятельности (учебная, игровая, трудовая); содержания (программы, методы, формы работы и др.). Подчеркивая влияние среды на развитие личности, Л.И. Новикова считает, что необходимо приблизить среду к нуждам и потребностям детей. По мнению B.C. Мухиной и В.А. Горянина, должны быть разработаны и организованы элементы психологически целесообразной развивающей среды, помогающей ребенку войти в ту «зону развития», которая пока ему недоступна. Развивающая среда является своего рода катализатором в процессе самореализации личности, способным ускорить или замедлить этот процесс.
В исследованиях В.А. Левина большое внимание уделяется содержанию развивающей среды, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех участников образовательного процесса. К составляющим развивающей среды относятся социальный, предметно-пространственный и психолого-дидактический компоненты.
В ряде работ (Л.М. Клариной, В.А. Петровского и др.) выявлены принципы построения развивающей среды: активность, эмоциональность, учет возрастных и индивидуальных различий, стабильность, динамичность, гибкое зонирование, открытость-закрытость среды. С.А. Смирнов выделяет еще такой принцип, как учет половых особенностей. Учитывая возрастные и полоролевые особенности детей, мы должны обеспечить ребенку право на развитие в собственном темпе, формирование полоролевого поведения дошкольников.
С точки зрения В.А. Левина развивающая среда должна быть достаточно связанной: ребенок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны педагога.
Детский сад, где воспитание специально организовано для поддержания доминирующего тендерного порядка, выступает транслятором жестких социальных стереотипов. Общество динамично в своих изменениях, а предметная, социальная и методическая среды детского сада изменяются медленно: неизменными остаются набор желательных ролей и игрушек для девочек и мальчиков, утвержденный список детской литературы для чтения в группе, методические разработки по проведению тематических праздников, рекомендации по оформлению группы и т.п. К сожалению, тендерное направление в педагогике только начинает развиваться, так как долгое время в обществе доминирующими были установки на единообразие, унификацию личности в разных ее проявлениях. Основная идея тендерного подхода состоит в учете специфики взаимовлияния на развитие представителей мужского и женского пола всех факторов учебно-воспитательного процесса: содержания, методов обучения, организации учебно-воспитательного процесса, общения. Продвижение в дошкольную педагогику тендерного подхода требует иного взгляда на построение предметно-развивающей среды, которая должна способствовать тендерной социализации детей дошкольного возраста.
Обратимся к программному обеспечению данной проблемы. Отметим, что в программах Л.А. Венгера и М.А. Васильевой тендерному воспитанию не уделяется внимания. Акцент в них делается на развитие умственных, творческих, физических, трудовых, художественно-эстетических и музыкальных способностей дошкольников. Элементы тендерного воспитания имеют место лишь в программе Л.В. Коломийченко. Однако эта программа ориентирована на укрепление маскулинности и феминности, т.е. строгой поляции мужского и женского.
Развитие индивидуальности ребенка с учетом его интересов, независимо от половой принадлежности, хорошо прослеживается в Комплексной программе развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100», утвержденной в составе Образовательной системы «Школа 2100».
В структуре данной программы внутри каждого возрастного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст) представлены разделы, где прописана организация предметно-развивающей среды, построенной с учетом возрастных возможностей детей и их потребности играть и заниматься любимым делом: игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению; педагог заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики и т.д.
Рекомендации по организации предметно-развивающей среды, предложенные Образовательной системой «Школа 2100»
Предметно-развивающая среда ДОУ
— должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов — восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.;
— ее содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
— ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
— должна быть организована в соответствии с основными принципами-дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости-закрытости, стабильности-динамичности, комплексирования и гибко го зонирования (В.А. Петровский);
— учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок и т.п.,
— индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов);
— учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает, «зоны приватности» — специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка-автобус), информационные доски «Мое настроение», «Я самый, самый, самый», «Мы все уникальны и талантливы», «Самооценка», «Добрые дела», дидактические игры, зеркала и др.;
— учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;
— учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.
Карта анализа предметно-развивающей среды
Критерии | Баллы | Примечание |
1. Обогащенность предметной среды | ||
1.1. Наличие разнообразных зон и уголков уединения | 1,3,5 | |
1.2. Наличие предметов, атрибутов, отражающих полороле-вые виды деятельности | 1,3,5 | |
1.3. Предметы, стимулирующие развитие общечеловеческих ценностей (флаг, герб, произведения искусства и т.д.) | 1,3,5 | |
1.4. Наличие дидактических игр и атрибутов для сюжетно-ролевых, театрализованных игр, реализующих коммуникативный компонент | 1,3,5 | |
1.5. Наличие худ. литературы, учеб. пособий, изобразительных и музыкальных средств, аудио-, видеопособий для использования в различных видах коммуникации | 1,3,5 | |
1.6. Задействованность всех помещений детского сада (музыкальный и физкультурный залы, столовая, метод, кабинет, групповые помещения и т.д.) | 1,3,5 | |
1.7. Эмоционально-поведенческий компонент среды | 1,3,5 | |
1.7.1 Эмоциональность | 1,3,5 | |
1.7.2. Эмоциогенность | 1,3,5 | |
2. Функциональность среды | ||
2.1. Комплексная возможность использования предметов, атрибутов (во всех видах деятельности) | 1,3,5 1,3,5 | |
2.2. Полифункциональность использования предметов | 1,3,5 | |
2.3. Динамичность (изменчивость) среды | 1,3,5 | |
2.4. Доступность всех предметов ребенку | 1,3,5 | |
2.5. Возможность включения ребенка в преобразование среды | 1,3,5 | |
3. Педагогическая целесообразность | ||
3.1. Возрастная адресованность | 1,3,5 | |
3.2. Индивидуальная адресованность | 1,3,5 | |
3.3. Педагогическая направленность среды | 1,3,5 | |
3.4. Обеспеченность разностороннего развития ребенка | 1,3,5 | |
3.5. Возможность преобразования среды педагогом в зависимости от ситуации и задач | 1,3,5 |
Анализ осуществляется по трем критериям, каждый из которых имеет свои составляющие — они оцениваются в баллах (1 — не реализовано, 3 — реализовано частично, 5 — реализовано полностью).
Сумма баллов, полученная за все подкритерии, делится на их количество, т.е. в первом случае на 8, а в остальных на 5. Средний балл позволяет судить, благоприятствует ли данная предметно-развивающая среда гендерной социализации ребенка. Если результат 3,5 < 1 < 5, то предметно-развивающая среда реализована полностью и способствует тендерной социализации ребенка; 2,5<1<3,5- частично реализована, допущены лишь небольшие неточности, не влияющие на общее состояние показателя; 1 < 2,5 — предметно-развивающая среда должным образом не реализована, требования, заключенные в формулировке показателя, выполняются не полностью, эпизодически либо формально.