Диагностика развивающей среды ДОУ

17 Апр 2014, Автор: admin

В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошколь­ных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно ориентированная модель вос­питания детей, и это требует организа­ционных изменений. В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурно­го пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элемен­тов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса. Также под образовательной средой понимается целостная качественная характеристи­ка внутренней жизни образовательного учреждения, которая:

— определяется конкретными зада­чами;

— проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи реша­ются;

— содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социаль­ном, интеллектуальном развитии де­тей, которого она должна достичь.

Применительно к системе дошколь­ного воспитания понятие «образова­тельная среда» обычно не рассматри­вается, чаще встречается понятие «развивающая среда».

Характеризуя развивающую среду, педагоги чаще всего рассматривают ее с точки зрения организации (предмет­но-пространственная, духовная); осуществляемой деятельности (учебная, игровая, трудовая); содержания (программы, методы, формы работы и др.). Подчеркивая влияние среды на развитие личности, Л.И. Новикова считает, что необходимо приблизить среду к нуждам и потребностям детей. По мнению B.C. Мухиной и В.А. Горянина, должны быть разработаны и организованы элементы психологиче­ски целесообразной развивающей сре­ды, помогающей ребенку войти в ту «зону развития», которая пока ему не­доступна. Развивающая среда являет­ся своего рода катализатором в процес­се самореализации личности, способ­ным ускорить или замедлить этот процесс.

В исследованиях В.А. Левина боль­шое внимание уделяется содержанию развивающей среды, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех участников образовательного процесса. К состав­ляющим развивающей среды относят­ся социальный, предметно-простран­ственный и психолого-дидактический компоненты.

В ряде работ (Л.М. Клариной, В.А. Петровского и др.) выявлены принципы построения развивающей среды: активность, эмоциональность, учет возрастных и индивидуальных различий, стабильность, динамич­ность, гибкое зонирование, откры­тость-закрытость среды. С.А. Смирнов выделяет еще такой принцип, как учет половых особенностей. Учитывая воз­растные и полоролевые особенности детей, мы должны обеспечить ребенку право на развитие в собственном тем­пе, формирование полоролевого пове­дения дошкольников.

С точки зрения В.А. Левина развивающая среда должна быть достаточно связанной: ребенок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны педагога.

Детский сад, где воспитание специ­ально организовано для поддержания доминирующего тендерного порядка, выступает транслятором жестких со­циальных стереотипов. Общество ди­намично в своих изменениях, а пред­метная, социальная и методическая среды детского сада изменяются мед­ленно: неизменными остаются набор желательных ролей и игрушек для де­вочек и мальчиков, утвержденный список детской литературы для чтения в группе, методические разработки по проведению тематических праздни­ков, рекомендации по оформлению группы и т.п. К сожалению, тендерное направление в педагогике только на­чинает развиваться, так как долгое время в обществе доминирующими были установки на единообразие, уни­фикацию личности в разных ее прояв­лениях. Основная идея тендерного подхода состоит в учете специфики взаимовлияния на развитие предста­вителей мужского и женского пола всех факторов учебно-воспитательного процесса: содержания, методов обуче­ния, организации учебно-воспитатель­ного процесса, общения. Продвижение в дошкольную педагогику тендерного подхода требует иного взгляда на по­строение предметно-развивающей сре­ды, которая должна способствовать тендерной социализации детей до­школьного возраста.

Обратимся к программному обеспе­чению данной проблемы. Отметим, что в программах Л.А. Венгера и М.А. Ва­сильевой тендерному воспитанию не уделяется внимания. Акцент в них де­лается на развитие умственных, творческих, физических, трудовых, художественно-эстетических и музы­кальных способностей дошкольников. Элементы тендерного воспитания име­ют место лишь в программе Л.В. Коломийченко. Однако эта программа ори­ентирована на укрепление маскулин­ности и феминности, т.е. строгой поляции мужского и женского.

Развитие индивиду­альности ребенка с учетом его интере­сов, независимо от половой принад­лежности, хорошо прослеживается в Комплексной программе развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100», утвержденной в составе Образовательной системы «Школа 2100».

В структуре данной программы внутри каждого возрастного периода (младший, средний, старший до­школьный возраст) представлены раз­делы, где прописана организация предметно-развивающей среды, пост­роенной с учетом возрастных возмож­ностей детей и их потребности играть и заниматься любимым делом: игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению; педагог за­ботится о регулярном обновлении иг­ровой атрибутики и т.д.

Рекомендации по организации пред­метно-развивающей среды, предло­женные Образовательной системой «Школа 2100»

Предметно-развивающая среда ДОУ

— должна способствовать своевре­менному и качественному развитию всех психических процессов — воспри­ятия, мышления, памяти, воображе­ния и т.д.;

— ее содержание должно быть по­строено в соответствии с основными элементами социальной культуры;

— ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);

— должна быть организована в соот­ветствии с основными принципами-дистанции, позиции при взаимодей­ствии, активности, самостоятельно­сти, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, откры­тости-закрытости, стабильности-дина­мичности, комплексирования и гибко­ го зонирования (В.А. Петровский);

— учитывает индивидуальные соци­ально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятель­ности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зо­ны, разграниченные с помощью мебе­ли, невысоких перегородок и т.п.,

— индивидуально оформленные, обеспе­ченные большим количеством обору­дования и материалов);

— учитывает особенности эмоцио­нально-личностного развития ребенка и предполагает, «зоны приватности» — специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка-автобус), информационные доски «Мое настроение», «Я самый, самый, самый», «Мы все уникальны и талантливы», «Самооценка», «Добрые дела», дидактиче­ские игры, зеркала и др.;

— учитывает индивидуальные инте­ресы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;

— учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.

 Карта анализа предметно-развивающей среды

Критерии Баллы Примечание
1. Обогащенность предметной среды    
1.1. Наличие разнообразных зон и уголков уединения 1,3,5  
1.2. Наличие предметов, атрибутов, отражающих полороле-вые виды деятельности 1,3,5  
1.3. Предметы, стимулирующие развитие общечеловеческих ценностей (флаг, герб, произведения искусства и т.д.) 1,3,5  
1.4. Наличие дидактических игр и атрибутов для сюжетно-ролевых, театрализованных игр, реализующих коммуника­тивный компонент 1,3,5  
1.5. Наличие худ. литературы, учеб. пособий, изоб­разительных и музыкальных средств, аудио-, видеопособий для использования в различных видах коммуникации 1,3,5  
1.6. Задействованность всех помещений детского сада (му­зыкальный и физкультурный залы, столовая, метод, кабинет, групповые помещения и т.д.) 1,3,5  
1.7. Эмоционально-поведенческий компонент среды 1,3,5  
1.7.1 Эмоциональность 1,3,5  
1.7.2. Эмоциогенность 1,3,5  
2. Функциональность среды    
2.1. Комплексная возможность использования предметов, атрибутов (во всех видах деятельности) 1,3,5 1,3,5  
2.2. Полифункциональность использования предметов 1,3,5  
2.3. Динамичность (изменчивость) среды 1,3,5  
2.4. Доступность всех предметов ребенку 1,3,5  
2.5. Возможность включения ребенка в преобразование среды 1,3,5  
3. Педагогическая целесообразность    
3.1. Возрастная адресованность 1,3,5  
3.2. Индивидуальная адресованность 1,3,5  
3.3. Педагогическая направленность среды 1,3,5  
3.4. Обеспеченность разностороннего развития ребенка 1,3,5  
3.5. Возможность преобразования среды педагогом в зави­симости от ситуации и задач 1,3,5

Анализ осуществляется по трем критериям, каждый из которых имеет свои составляющие — они оцениваются в баллах (1 — не реализовано, 3 — реали­зовано частично, 5 — реализовано пол­ностью).

Сумма баллов, полученная за все подкритерии, делится на их количе­ство, т.е. в первом случае на 8, а в остальных на 5. Средний балл позволя­ет судить, благоприятствует ли данная предметно-развивающая среда гендерной социализации ребенка. Если ре­зультат 3,5 < 1 < 5, то предметно-разви­вающая среда реализована полностью и способствует тендерной социализа­ции ребенка; 2,5<1<3,5- частично реализована, допущены лишь неболь­шие неточности, не влияющие на об­щее состояние показателя; 1 < 2,5 — предметно-развивающая среда долж­ным образом не реализована, требова­ния, заключенные в формулировке по­казателя, выполняются не полностью, эпизодически либо формально.