Этикет для дошкольников: программное содержание образовательной работы в ДОУ

22 Июн 2013, Автор: admin

этикет для дошкольниковЭтикет для дошкольников — это и вежливые слова в ситуациях повседневного общения и в целом поведение в разнообразных жизненных ситуациях.

Образовательная работа по проблеме этического воспитания детей может строиться по таким модулям, которые раскрывают особенности поведения человека в общественных местах и в природе, за столом и среди сверстников, правила речевого взаимодействия.

Предлагаем Вашему вниманию примерное программное содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по вариативной программе «Страна этикета». Важное правило заключается в том, что этикет для дошкольников преподносится как норма повседневного общения, а не как поведение в том или ином отдельном случае. Дети должны усвоить, что быть культурным нужно всегда, а не по определенным дням или с определенными людьми.

Модуль 1. Поведение в общественных местах предполагает освоение правил поведения на занятиях и в режимных моментах в детском саду; правил поведения в общественном транспорте, на выставке, в музее и т.п. (громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде); в магазине уметь четко излагать свою просьбу.

Тема 1.1. Правила поведения в общественном транспорте

Программное содержание: Формирование представлений о правилах культурного поведения в транспорте; уточнить знания об элементарных правилах дорожного движения, развивать познавательный интерес у детей.

Тема 1.2. Незнайка в театре

Программное содержание: Формирование у детей представлений о нравственных нормах отношений с окружающими людьми, близкими и незнакомыми, воспитание культуры общения, навыков проявления ответных чувств на заботу окружающих. Уточнить знание детей о понятии «вежливый человек», закрепить умение вести себя вежливо в разных ситуациях; развивать речь, мышление. Расширять социальный опят детей, развивать диалогическое общение, умение строить суждение.

Тема 1.3. Зимние каникулы

Программное содержание: Закрепить знание детей о поведении на улице, а именно: игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, на льду нельзя толкаться; продолжать воспитывать у детей внимание к находившимся к рядом с ними людям, быть предупредительными.

Тема 1.4. Путешествие в город этикета

Программное содержание: Развитие у воспитанников интегративных качеств через творческое переосмысление полученного опыта взаимодействия с окружающими в различных жизненных ситуациях, активизация интегративных качеств в творческой деятельности.

В модуле 2. Культура поведения за столом предполагается работа по освоению умений сервировки стола и формированию навыков культурного поведения за столом.

Тема 2.1. Праздничное чаепитие

Программное содержание: Ознакомление детей с назначением посуды в зависимости от назначения (для чаепития — чайная посуда). Уточнить знания детей о правилах поведения во время чаепития.

Тема 2.2. Предметы на праздничном столе

Программное содержание: Понятие о сервировке стола в будни и праздники, навыки владения различными столовыми приборами.

Тема 2.3. Я в гостях у друга

Программное содержание: Формировать правила культурного поведения в гостях, умение делать подарки; воспитывать желание делать добрые дела для окружающих.

Модуль 3. Поведение среди сверстников обучает детей ценностям детской субкультуры, значимости взаимодействия со сверстниками и правилам его осуществления.

Тема 3.1. Мы воспитанники старшей группы

Программное содержание: Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, правила культурного обращения с окружающими.

Тема 3.2. «О дружбе и друзьях»

Программное содержание: Сверстники и взаимодействие с ними: споры, компромиссы, дружба, уступки, дискуссии. Особенности построения взаимоотношений с детьми одного возраста, со старшими, с младшими.

Тема 3.3. Мальчики и девочки

Программное содержание: Гендерные особенности, стили поведения и взаимодействия, внешний облик представителей разного пола, особенности построения жизнедеятельности представителей разных полов.

Тема 3.4. Почему бывают драки

Программное содержание: навыки осознания своего эмоционального состояния, контроля и саморегуляции. Распознавание эмоциональных состояний других людей в различных ситуациях.

Модуль 4. Уроки вежливости раскрывает особенности усвоения детьми старшего возраста культуры внешнего вида, особенности речевого этикета в различных ситуациях и с разными людьми, построение тактики поведения в зависимости от ситуации.

Тема 4.1. Учимся вежливости

Программное содержание: Правила вежливости, их осознание и практическое использование. Автоматизация правил речевого общения в деятельности детей при взаимодействии со взрослым и в детской субкультуре.

Тема 4.2. Наш помощник этикет

Программное содержание: Продолжать в игровой форме учить детей правилам культурного поведения в различных видах деятельности.

Тема 4.3. Почему взрослые хмурятся

Программное содержание: Эмоциональные состояния взрослых, язык тела, мимика, жесты. Стили поведения во взаимодействии со взрослым, находящимся в том или ином эмоциональном состоянии, фразы речевого взаимодействия.

Тема 4.4. Что такое гигиена («Федорино горе» К.И. Чуковский)

Программное содержание: Дать понятие о гигиене; воспитывать аккуратность, брезгливость к грязи, неопрятности, умение наводить порядок в игровом уголке; помочь понять содержание сказки, развивать мимику и жесты.

Модуль 5. Я и природа учит детей пониманию самоценности природа, восприятию природных объектов и явлений как «живого», навыкам природосберегающего поведения.

Тема 5.1. Земля наш общий дом

Программное содержание: Земля — живой организм, общий дом для всех представителей планеты. Активизация природоведческих знаний и их трансформация в рациональное, экологически грамотное поведение.

Тема 5.2. Мы идем помогать растениям

Программное содержание: Научить детей относится к растениям как к живым существам; воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.

Тема 5.3. Живая и мертвая вода

Программное содержание: Развить у детей понятие назначения воды в жизни людей и всего живого; вызвать интерес и желание участвовать в охране природы.

Тема 5.4. Игра «Слабое звено

Программное содержание: Ценности здоровья и здорового образа жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, становление позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья другого.

.

Этикет — это не только вежливость, безупречное выполнение правил, бытующих в обществе. Это еще и умение вжиться в нормы и ценности общества. В этом могут помочь некоторые приятные мелочи, например сумки victoria secret, которые подчеркнут Ваш внутренний шарм, обаяние и будут прекрасным дополнением к образу воспитанного вежливого человека.