Мини-музей в ДОУ. Беседа 4: особенности организации и функционирования

24 Фев 2012, Автор: admin

И вновь мы возвращаемся к теме музейной педагогики в ДОУ. В последнее десятилетие в развивающей среде детских садов все чаще стал появляться такой элемент как мини-музей. Во многих детских садах педагоги-новаторы открывают даже не по одному, а по два-три музея: «Русская изба», музей Боевой Славы, зал Краеведения, музей Новогодней елки, музей Древнего мира и др.

Основное назначение такого мини-музея в ДОУ — вовлекать детей в активный исследовательский поиск, формировать познавательные потребности и учебную мотивацию.

При этом мини-музей в ДОУ способствует полноценному  развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима  организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. Работа с детьми в мини-музее ДОУ служит воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ сохранил все ценное, что было в прошлом.

Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.

Диалог с музеем обогащает самостоятельную деятельность детей, позволяет им удовлетворять свою потребность в самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения. Дети с удовольствием выступают в роли экскурсоводов перед младшими детьми, перед сверстниками, даже перед учащимися   1-3 классов, показывая и рассказывая об экспонатах музея.

Обеспечивая патриотическое воспитание в условиях музея, очень важно ориентироваться на возрастные особенности дошкольников в отборе как экспозиционного, так и теоретического материала.

Воспитать в ребенке  гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине можно путем посещения краеведческих музеев. Но не в каждом населенном пункте есть такая возможность. Поэтому целесообразно будет педагогам наработать материал для того, чтобы открыть мини-музей краеведения в своем учреждении. Условно содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного города (поселка). Опираясь на эти три блока, помещение мини-музея можно также разделить на три зоны: знакомство с миром природы (например, экспозиция «Экология родного края. Флора и фауна»); знакомство с деятельностью людей (например, уголок «Наши родители и их профессии»); знакомство с историей возникновения родного города или поселка и его культурный облик (например, фотосессия «Начало строительства поселка»). В музее краеведения также можно уделить внимание  государственной символике России, для того, чтобы у старших дошкольников сформировались представления об основных функциях символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн.

Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

Краеведение служит средством преодоления беспочвенной индифферентности детей, а экскурсии являются «живой школой», которая стоит всех вместе взятых форм воспитания. Опираясь на принцип воспитания «от близкого к далекому», педагоги связывают патриотическое воспитание с краеведением. Сначала среда существует как семья, в которой растет ребенок. Затем  его кругозор расширяется до школы и улицы, впоследствии – родного города, страны, всего культурного мира.

Ознакомление детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, фольклором, культурой народа родного края может осуществляться посредством комнат или музеев типа «Русская изба», «Оберег», «Русский быт» и т. п. Назначение таких комнат или музеев состоит в том, чтобы воспитать интерес детей к русскому искусству и традициям русского народа.

Здесь можно устраивать различные посиделки  («Именины»), проводить народные праздники (Масленица, Святки), обучаться игре на русских народных инструментах, познакомиться с убранством русской избы, с народным фольклором (загадки, потешки, заклички, считалки, пословицы, поговорки). В этих избах можно проводить музыкальные занятия, занятия по развитию речи, по изобразительной деятельности, также можно организовать кружковую работу для того, чтобы у детей вызвать интерес и систематизировать их знания в области народной культуры.

Центром ознакомления дошкольников в ДОУ с боевыми традициями нашего народа, памятниками боевой славы могут служить мини-музей «Боевой Славы», где собраны материалы об истории войн нашей страны, о защитниках Отечества, о боевых наградах и боевой технике и т.д.

В музее могут быть собраны и подлинные экспонаты военной жизни: фронтовые письма, документы, фляжки, котелки, фотографии и др. В таком музее воспитатели могут проводить занятия, праздники, посвященные Дню Победы и Защитникам Отечества, экскурсии с целью ознакомления детей с историей Великой Отечественной войны, с тяготами и трудностями войн, знакомства с живыми людьми, которые отстояли в боях нашу Родину, а так же с участниками локальных войн –  это могут быть родители воспитанников.

Таким образом, прикосновение к истории своей страны  вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы музея.

Следует также отметить то, что музей – это не просто комната, где собран материал, музей должен работать, должна быть разработана программа деятельности музея, необходимо постоянно пополнять и обновлять экспонаты, периодически должны проводиться экскурсии не только для дошкольников данного учреждения, но и приглашаться гости из других детских учреждений, должна быть налажена преемственность с другими музеями города или поселка, а так же необходима хорошо отлаженная поисковая работа.

Музей — дошкольникам

Взгляд педагогов ДОУ

 

Кликните, чтобы увеличить

 

Кликните, чтобы увеличить

 

 ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…