Мое Оренбуржье: проект по патриотическому воспитанию дошкольников

04 Мар 2012, Автор: admin

Предлагаем Вашему вниманию проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Мое Оренбуржье», разработанный воспитателем МДОУ «Детский сад №14 «Дельфин» г. Новотроицка Оренбургской области Поднозовой Натальей Александровной.

Тема: Музей в детском саду как средство познавательно – речевого развития дошкольников.

Исполнители: коллектив МДОУ №14 г. Новотроицка. Родительская общественность.

Проблемный вопрос: Изучение проблемы развития речи посредством приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре показывает необходимость организации эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и музея.

Цель: Создание модели речевого развития детей дошкольного возраста посредством внедрения музейной педагогики.

Задачи:

1. Организовать краеведческий музей «Мое Оренбуржье» в МДОУ №14 «Дельфин».

2. Разработать концепцию музея.

3. Создать методический фонд по данной теме.

4. Разработать перспективный план развития музея и образовательной деятельности в нем.

5. Осуществить диагностические мероприятия у дошкольников

6. Пополнять музей разнообразными экспонатами ориентируясь на уровень сформированности познавательных процессов у дошкольников

8. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов проявлению самостоятельной

Пояснения и конкретизация задач:

Схемы 1-4

Этапы реализации проекта

1 этап:  Подготовительный

Вид деятельности

Срок исполнения

Исполнители

1 Создание организационной группы.

Май

2 Изучение методической литературы

Май

3 Создание музея и пополнение его экспонатами

Май – август

4 Создание модели речевого развития дошкольников с использованием музейных экспонатов

Июнь

5 Создание перспективного плана работы по речевому развитию детей с использованием экспонатов музея.

Июнь

6 Проведение анкетирования родителей

Май

7 Проведения диагностического обследования детей

Сентябрь

2 этап: Практический

Вид деятельности

Срок исполнения

Исполнители

Работа с педагогами:

  1. Проведение семинара – практикума «Интеграция музейной педагогики в раздел программы по речевому развитию детей»
  2. Проведение консультации: «Использование экспонатов музея для речевого развития дошкольников»
  3. Проведение открытого занятия по развитию речи с использованием музейной педагогики.
   
Работа с детьми:

  1. Знакомство с музеем ДОУ.
  2. Организация и проведение занятий в музее ДОУ.
  3. Экскурсии в музеи г.Новотроицка.
   
Работа с родителями:

  1. Проведение круглого стола на тему: «Встречи ребенка с музеем»
  2. Проведение консультации: «Познавательное развитие детей посредством музейной педагогики»
  3. Разработка рекомендаций:
    • Буклеты
    • Папки – раскладушки
    • Газета
   

3 этап: обобщающий

Вид деятельности

Срок исполнения

Исполнители

Обобщение опыта работы по теме: «Музей в детском саду как средство познавательно – речевого развития дошкольников».Внедрение опыта работы в постоянную практику.
Представление опыта работы на городском конкурсе инновационных проектов.

Ожидаемые результаты:

Проведение занятий в музее дошкольного учреждения

  • позволит в полной мере осуществить работу по познавательному развитию дошкольников и совершенствованию всех сторон их речевого развития;
  • позволит расширить запас пассивной и активной лексики у детей;
  • позволит использование художественного слова во время занятий позволит совершенствовать дикцию, артикуляцию и интонационную выразительность речи;
  • позволит расширить кругозор детей;
  • приобщить детей к историческим корням малой Родины, ценностям и опыту народной культуры;
  • воспитать гражданина своей страны, его нравственно – патриотические чувства, музейную культуру.

Продукты проекта:

  1. Создана модель речевого развития дошкольников с использованием музейной педагогики.
  2. Разработана концепция музея.
  3. Разработан перспективный план развития музея.
  4. Разработаны перспективные планы занятий по каждой возрастной группе
  5. Разработан перспективный план работы с родителями
  6. Разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему: «Создание мини – музеев в группах детского сада»
  7. Представлен комплекс диагностических заданий для организации мониторинга знаний детей и результаты его апробации.
  8. Оформлена панорама «Моё Оренбуржье»
  9. Разработан словарно – справочный материал музейных терминов, старинных слов.
  10. Разработана и апробирована авторская программа «Мой город Новотроицк».

Критерии эффективности:

  • Соответствие поставленной цели
  • Целостность педагогической деятельности всех сотрудников ДОУ
  • Работа в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

Риски проекта:

  • Не подготовленность детей к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей.

Предупреждение рисков:

  • Предварительная работа с детьми по подготовке к общению с предметным миром культуры через проведение бесед, экскурсий, наблюдений.
  • Проведение дидактических игр, сюжетно – ролевых игр.
  • Чтение художественной литературы.

Ресурсы:

  1. Нормативно – правовые
  2. Учебно – методические
  3. Финансовые
  4. Материально – технические
  5. Партнерство музея г.Новотроицка, родителей и детей детского сада.