Музей в детском саду. Беседа 2. Речевое развитие дошкольников

23 Янв 2012, Автор: admin

Дорогие друзья!

Мы продолжаем разговор о музейной педагогике в ДОУ и сегодня речь пойдет о влиянии работы в мини-музее детского сада на речевое развитие дошкольников.

Предлагаем Вашему вниманию модель речевого развития дошкольников в процессе реализации идей музейной педагогики, разработанную уже знакомым Вам по некоторым предыдущим материалам автором Поднозовой Натальей Александровной, воспитателем МДОУ «Детский сад №14 «Дельфин» комбинированного вида», г. Новотроицка.

Существует опыт использования музейно-педагогических средств в дошкольном образовании. С помощью средств музейной педагогики происходит формирование морально-ценностных категорий, разных аспектов патриотизма и др. Но не все дошкольные учреждения используют музейные экспонаты для познавательного и речевого развития дошкольников.

Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер и телевидение не дают в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствуют речевому развитию детей.

Основная идея работы нашего педагогического коллектива по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ – это формирование познавательного интереса и развития речи дошкольников.

Дошкольный  возраст является решающим для дальнейшего обучения ребенка: все, что узнал или  не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии детей. Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных  способностей дошкольников.

Формирование основы интеллектуальных способностей детей, познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством  общения.

Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

Для проведения работы по познавательно-речевому развитию детей посредством музейной педагогики  используются следующие средства речевого развития:

1. Общение взрослых и детей

2. Культурная языковая среда.

3. Обучение родной речи и языку на занятиях.

4. Художественная литература.

5. Различные виды искусства.

Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию  разных сторон речи во всех возрастных группах:

  • «Развитие связной речи»,
  • «Развитие словаря»,
  • «Освоение грамматически правильной речи»,
  • «Освоение звуковой культуры речи»,
  • «Подготовка к обучению грамоте».

Независимо от тематики музея и представленных в нем экспонатов задачи познавательно-речевого развития дошкольников решаются комплексно, с учетом возрастных особенностей детей и требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду».

На основе всего этого была разработана модель речевого развития детей.

Развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям дошкольного возраста ведущей является предметная деятельность. Центром внимания работы с дошкольниками должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами.

Большое значение в речевом развитии дошкольников имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. в работе по данному направлению мы используем:

— русские народные подвижные игры – для  обогащения словаря детей, для воспитания звуковой культуры речи.

— игры драматизации – для развития речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи.

— дидактические игры – для закрепления и уточнения словаря, навыка быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов.

Общение с детьми в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.

Общение в процессе трудовой деятельности помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.

Одной из самых важных составляющих  познавательно – речевого развития является грамотная речь педагога. И это неслучайно, поскольку именно педагог закладывает основы культуры детской речи, приобщает их к культуре устного высказывания, т.е. оказывает огромное влияние на все стороны речи.

Речь педагога дошкольного образовательного учреждения имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.

Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой.

Ребенок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое  внимание педагогу следует уделить своей речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль – способствуют лучшему усвоению речи.

Одним из основных средств речевого развития является коммуникативная деятельность детей (совместная со взрослым).

Необходимость такой формы обучения определяется рядом обстоятельств.

1. Без специальной коммуникативной деятельности невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей.

2. Коммуникативная деятельность помогает реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве.

3. В коммуникативной деятельности внимание ребенка целенаправленно фиксируется на определенных языковых явлениях, которые постепенно становятся предметом его осознания.

4. Методически правильная организация коммуникативной деятельности поможет компенсировать дефицит речевого общения с каждым ребенком.

Для познавательно-речевого развития детей необходимо широкое использование совместной коммуникативной деятельности и активизация самостоятельной коммуникативной деятельности детей.

Художественная литература также является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка развивает образность речи.

Малыши знакомятся с художественным словом, обогащают свой словесный запас. Ребенок, беря на себя роль в драматизации художественного произведения, подражает поступкам, манерам и речи своего героя. При заучивании реплик желательно использовать сопряженную речь, когда ребенок проговаривает текст вместе с взрослым. Потешки, песенки, прибаутки богаты звучаниями, способствующими усвоению норм языка.

Изобразительное искусство, музыка, театр также используются в интересах речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоения языка, вызывает желание делиться впечатлениями.

Ребенок дошкольного возраста каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Однако накопление знаний и представлений без соответствующего  руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, не редко ошибочны. Ребенок думает, что «облако – это вата», а «звезды – электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь. Он самостоятельно пытается делать выводы.

В познавательном развитии задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления:

— об окружающих предметах и их назначении;

— о качествах (цвет, величина, форма) предметов;

— о свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.) предметов;

— о материале, из которого сделаны предметы

Дети  приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т.д.).

В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Организация  занятий предполагает активность детей, им надо самим догадаться, для чего был нужен и как использовался тот или иной предмет.

Таким образом, музей способствует решению образовательных задач, в частности, задач речевого, художественно-эстетического и познавательного развития детей. Каждый музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.