Расти здоровым, малыш!

06 Мар 2018, Автор: admin

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, неважного настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму и т.д. Педагоги знакомят детей с тем, как устроены тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывают об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека (опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительной, кровообращении, дыхании, нервной системе, органах чувств).

Малышам, например, предлагают показать, где находятся руки, ноги, голова, туловище, грудная клетка и т.д. Обращают их внимание на то, что тело устроено так, чтобы мы могли занимать вертикальное положение: голова – вверх (в самом надежном месте); руки — на полпути (ими удобно пользоваться и вверху, и внизу); ноги – крепкие и длинные (удерживают и передвигают все тело; в самом низу ступни (опора). Посередине туловища расположен замечательный механизм, который помогает нам жить, — сердце, защищенное грудной клеткой.

Рассказывая о кровообращении, детям предлагают послушать, как бьется сердце, объясняют, что оно сжимается и разжимается, работает как насос, перегоняя кровь. Когда мы устаем, нашему организму нужно больше крови, биение сердца ускоряется; если же мы спокойны, то тратим намного меньше

энергии и сердце может отдохнуть и биться помедленнее. Детям предлагают проверить на себе, как работает сердце после физических упражнений, в состоянии покоя, после сна.

Целью познания ребенком своего тела и организма является не только ознакомление с их устройством и работой. Важно сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать, ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы типа: «Хочу есть»; «Хочу спать»; «Нуждаюсь в свежем воздухе» и т.д.

Во время проведения режимных моментов наши педагоги обращают внимание ребенка на его самочувствие, внутренние ощущения, свидетельствующие, например, о чувстве голода, жажды, усталости и т.д. и рассказать о способах устранения дискомфорта (пообедать, попить воды, прилечь отдохнуть).

По традиции педагоги используют различные формы организации физической активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники, дни здоровья. В соответствии с новыми тенденциями в работе детского сада организуются спортивные секции, клубы. Эти новые формы работы необходимы для формирования у детей правил безопасного поведения и для здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом не должны быть принудительными и однообразными, важно использовать эмоционально привлекательные формы их проведения музыкальное сопровождение. Движения в образе (прыгаем как зайчики, Убыстряем темп: за деревом показалась лисичка и т.п.), красочные атрибуты (цветы, ленты, обручи и др.), обращая внимание детей на красоту и совершенство человеческого тела, удовольствие от движения. Физическое воспитание ребенка важно не только само по себе: оно является также важным средством развития его личности, ценностей и установок. Педагоги должны способствовать формированию у детей ценностей здорового образа жизни, развивать представление о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены. Например, при проведении физкультурных занятий внимание детей обращается на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц, для работы различных систем организма. Педагоги поддерживают возникающие у детей в процессе физической активности положительные эмоции, чувство «мышечной радости».

Для формирования ценностей здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витаминно- , фито- и физиотерапии, массаже, корригирующей гимнастике. Дети не должны выступать лишь в качестве «объектов» процедур и оздоровительных мероприятий. Они должны осознать, для чего нужно то или иное из них, и активно участвовать в заботе о своем здоровье. В доступной форме, привлекая примеры из художественной литературы и жизни, детям

объясняют, как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма, как воздействуют различные «лечебные запахи», что происходит в организме человека во время массажа и т.п.

Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, педагог обращает внимание детей на его сложность и хрупкость, а также необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться и т.п. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье. Объясняя ребенку, для чего нужно чистить зубы, можно рассказать о мельчайших микроорганизмах, не видимых глазом, — микробах, которые являются возбудителями болезней. Если в зубе образовалась дырочка (кариес) или пища попала в щель между зубами – это готовый «домик» для микробов. Вот почему необходимо чистить зубы утром и вечером. Полезно также с помощью лупы или микроскопа посмотреть на то, какое множество самых различных бактерий «живет» на руках, прячется под ногтями. Тогда ребенок никогда не будет забывать мыть руки перед едой, стричь и чистить ногти.

Педагоги должны рассказать детям о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Например, чихая или кашляя, человек разбрызгивает большое количество капелек слюны (до 40 тыс.), которые разлетаются на большое расстояние (более 3 м). Они могут долго находиться в воздухе, потом опускаются на пищу, другие предметы, их вдыхают находящиеся рядом люди. Если ты не здоров (например, заболел гриппом), то окружающие могут от тебя заразится, т.к. в капельках слюны находятся микробы, поэтому при кашле или чихании надо прикрывать рот и нос рукой или носовым платком.

Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Полезно дать им возможность рассказать друг другу, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело (горло, живот, голова и т.д.). Педагоги знакомят детей с хроническими заболеваниями, учат их считаться с недомоганиями и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Рассказывая о слепоте или глухоте, можно попросить ребенка закрыть глаза, уши, чтобы он на собственном опыте почувствовал то, что испытывают слепые и глухие и научился сострадать им.

Детям сообщают элементарные сведения об инфекционных болезнях, рассказывают об их возбудителях: микробах, вирусах, бациллах. Предлагают под микроскопом рассмотреть, например, капельку слюны и находящиеся в ней микроорганизмы. Рассказывают о том, что в крови есть лейкоциты, которые борются, с проникшими в организм микробами. (Можно использовать форму сказки, привлечь опыт ребенка). Чтобы объяснить, почему поднимается температура тела и о чем это свидетельствует, рассказывают о том, что, когда в кровь поступает слишком много вредных микробов, защитные силы организма вступают с ними в борьбу. В месте

«боя» лейкоцитов и микробов сразу становится жарко и тогда повышается температура. Возможно, дети и сами замечали, что сильно расцарапанное место краснеет и воспаляется, становится горячим. Значит, там началась яростная «битва» защитников организма с проникшими в него в него «врагами». А если «враги» все-таки прорвутся через защитный заслон и борьба распространится дальше, поднимается температура всего тела. Вот почему, придя к больному, врач, прежде всего, справляется о его температуре.

Детям объясняют, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми. Объясняя, почему необходимо своевременно обращаться к врачу, педагоги используют примеры из жизни, из художественных произведений (например, «Доктор Айболит» и др.), учат детей не бояться посещений врача, особенно зубного, рассказывают о важности прививок для профилактики инфекционных заболеваний.

Дети часто не могут объяснить, причину своего недомогания, рассказать о том, что они чувствуют, переживают. Ребенка нужно научить обращаться к взрослым при плохом самочувствии, правильно рассказать врачу о том, что именно его беспокоит (голова, ухо, живот и т.д.). Полезно организовывать специальные игры (с другими детьми, куклами, мягкими игрушками), в которых ребенок выступал бы попеременно как врачи как пациент, произнося соответствующие слова и «обучаясь» роли большого доктора.

Необходимо сообщить детям элементарные сведения о лекарствах, о том, какую пользу они приносят, как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм, усиливают его защиту. Предостерегают об опасностях, связанных с неправильным употреблением лекарств. Дети должны знать, что лекарства принимаются только при соответствующем назначении врача и только в присутствии взрослых. Никаких «чужих» лекарств (маминых, бабушкиных) брать в рот и пробовать нельзя. Дети должны знать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания. Им необходимо рассказать о том, какие продукты полезны, какие вредны. У того кто ест фрукты и сырые овощи, как правило хорошее самочувствие, чистая кожа, изящная фигура: овощи и фрукты – главные поставщики витаминов, минеральных солей, микроэлементов, в том числе железа и кальция, необходимых для костей, зубов, крови. Конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, вредны для здоровья. (Можно рассказать детям сказку о сладкоежке, у которых заболели зубы и т.д.).

Педагог знакомит детей с правилами первой помощи при травмах: при порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым; обязательно рассказать о том, что случилось, если обжегся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову. Первую помощь себе ребенок может оказать и самостоятельно. Закружилась голова на солнце – скорее присядь или приляг в тень и позови взрослых. Сильно озябло лицо на морозе – разотри его легонько шарфом, рукавичкой, но не снегом. Озябли ноги – побегай, попрыгай, шевели пальцами. Промочил ноги

– переоденься в сухое, но не ходи в мокрых носках, обуви. Каждое из этих правил может быть темой специальной беседы, основанной на опыте детей, игры – драматизации, сценке кукольного театра.

Эффективность работы по формированию интереса дошкольника к своему здоровью в большой степени зависит от положительного примера взрослого. Воспитателю следует не только учитывать это в собственном поведении, но и уделять значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы он осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если родители сами этого не делают. Несомненно, в семье стараются прививать детям навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья, однако, для формирования привычки к здоровому образу жизни необходима совместная работа педагогов и родителей. С целью достичь взаимопонимания воспитатель проводит беседы и консультации, дает рекомендации, на стендах информации, папках-передвижках освещает вопросы гигиены, питания, закаливания, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими или разрушающими здоровье.

Абубекирова Ольга Петровна, старший воспитатель МБДОУ «Грачевский детский сад №1»

рассказать друзьям и получить подарок