Игровая терапия в семейном воспитании дошкольников

22 Янв 2013, Автор: admin

Игровая терапия в семейном воспитании дошкольниковВ статье Р.А. Бердимуратовой (сборник научных статей «Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект» / науч. ред Т.Г. Русакова; ФГБОУ ВПО «Оренб. гос. пед. ун-т». — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. — С. 48-52) раскрываются психолого-педагогические основы игровой терапии детско-родительских отношений; способы применения разви­вающих игр в структуре дошкольного учреждения в целях пропедевтики обучения; формы использования комплекса развивающих игр в сочета­нии с методами психокоррекции; пути включения казахских народных игр в обучающие семинары для родителей и консультирование по вопросам семейного воспитания дошкольников.

В современных условиях совершенствования семьи как института воспитания необходимость применения игры в качестве терапевтического средства, т.е. «сред­ства лечения», является актуальной.

В игровой деятельности и, соответствен­но, в игротерапии происходит целенаправленный поиск са­мого себя, ориентированный на самореализацию и создание условий для реализации потенциала других.

В игровой терапии детско-родительских отношений могут применяться и развивающие игры, которые объеди­нены в три группы в соответствии с проявлениями психики детей.

Таблица 1. Классификация видов и типов развивающих игр в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Игровая терапия в семейном воспитании дошкольников

Кликните по картинке, чтобы увеличить

Как известно, дошкольный возраст характеризуется бурным развитием всех познавательных психических про­цессов. В раннем и младшем дошкольном возрастах позна­вательная активность направлена на рассматривание и дей­ствия с предметами с опорой на ощущения и восприятия, а в среднем и старшем дошкольном возрасте главными сред­ствами познания выступают память, мышление, речь, вооб­ражение. Ведущим способом усвоения материала в течение всего дошкольного периода является игра, в частности раз­вивающая. Анализ применения развивающих игр в струк­туре дошкольного учреждения как пропедевтики обучения показывает необходимость их включения в комплексную (смешанную) игровую терапию детско-родительских отно­шений. Это обусловлено прежде всего тем, что развиваю­щие игры могут стать средством психодиагностики и пси­хокоррекции личности ребенка. Предлагаемые комплексы развивающих игр наряду с методами директивной и неди­рективной игровой терапии могут помочь гуманизировать педагогический процесс, создать атмосферу сотрудниче­ства, взаимопонимания в системе «ребенок — взрослый».

Более широкое применение получил метод комплексной терапии, так как синтез наиболее удачных приемов игровой терапии разных форм наиболее эффективен в психокоррек-ционном процессе. Умение психологов своевременно отре­агировать на изменения психики ребенка позволяет гибко использовать игровые ситуации различных методов игро-терапии, что повышает эффективность психотерапевтиче­ского процесса и значительно упрощает его использование. Использование комплекса развивающих игр в дополнение к методам психокоррекции посредством игровой терапии может иметь положительный эффект. Так, на обучающих семинарах для родителей, в семейном консультировании успешно применяются казахские народные игры [2, с. 24— 25]. Приведем описание одной из этих игр — «Семья».

Особенности игры и ее воспитательное значение. Игра проводится в уголке казахского быта и приобщает детей к красоте, национальной культуре казахского народа, создает атмосферу тепла, уюта, поднимает настроение, снимает на­пряжение, стресс. Под руководством воспитателя у детей Аормируются понятия прекрасного и безобразного (краси­во оформленная тарелка с казахским орнаментом и сломан­ная грязная тарелка), развиваются навыки культуры слуша­ния колыбельной песни на казахском языке.

Описание игры и приемы проведения. Воспитатель бе­рет на себя главную роль — роль бабушки, вместе с детьми распределяют следующие роли: а) мама; б) папа; в) стар­шая сестра; кукла-младенец. Мама надевает фартук с на­циональным казахским орнаментом и готовит обед семье. Старшая сестра помогает маме накрывать стол, подметать. Отец выносит мусор и играет с младенцем. Бабушка кор­мит младенца и укладывает спать младенца в бесик (люль­ку) и поет песню. Затем все садятся обедать. Воспитатель должен обратить внимание на красочность фартука, на яр­кие выразительные узоры посуды, национальный круглый стол и, конечно, на выразительную колыбельную песню, на яркость казахского языка, на тепло и уют домашнего очага, любовь и взаимопонимание в семье.

Правила игры: когда ребенок играет каким-либо пред­метом казахского быта, нужно произносить название дан­ного предмета и его признак (эстетический).

Советы воспитателю: подготовить заранее альбом о национальных казахских предметах быта и т.д., рассмо­треть их перед игрой, поговорить о культуре, обычаях ка­захской семьи. Существуют разнообразные варианты этой игры, а в старших группах дети уже сами проявляют твор­чество.

Применение таких игр в образовательном процессе ДОУ способствует развитию произвольных форм поведе­ния у ребенка, осознанию и целенаправленному регулиро­ванию своих действий и поступков, что создает атмосферу доверия, тепла, уверенности, а это способствует преодоле­нию трудностей в детско-родительских отношениях.

Теоретическое и экспериментальное исследование^ подтвердило правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что применение развивающих игр в игровой терапии детско-родительских отношений детей дошкольного воз­раста имеет широкие перспективы и требует дальнейшего изучения.