Игровая терапия в семейном воспитании дошкольников
22 Янв 2013, Автор: adminВ статье Р.А. Бердимуратовой (сборник научных статей «Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект» / науч. ред Т.Г. Русакова; ФГБОУ ВПО «Оренб. гос. пед. ун-т». — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. — С. 48-52) раскрываются психолого-педагогические основы игровой терапии детско-родительских отношений; способы применения развивающих игр в структуре дошкольного учреждения в целях пропедевтики обучения; формы использования комплекса развивающих игр в сочетании с методами психокоррекции; пути включения казахских народных игр в обучающие семинары для родителей и консультирование по вопросам семейного воспитания дошкольников.
В современных условиях совершенствования семьи как института воспитания необходимость применения игры в качестве терапевтического средства, т.е. «средства лечения», является актуальной.
В игровой деятельности и, соответственно, в игротерапии происходит целенаправленный поиск самого себя, ориентированный на самореализацию и создание условий для реализации потенциала других.
В игровой терапии детско-родительских отношений могут применяться и развивающие игры, которые объединены в три группы в соответствии с проявлениями психики детей.
Таблица 1. Классификация видов и типов развивающих игр в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Как известно, дошкольный возраст характеризуется бурным развитием всех познавательных психических процессов. В раннем и младшем дошкольном возрастах познавательная активность направлена на рассматривание и действия с предметами с опорой на ощущения и восприятия, а в среднем и старшем дошкольном возрасте главными средствами познания выступают память, мышление, речь, воображение. Ведущим способом усвоения материала в течение всего дошкольного периода является игра, в частности развивающая. Анализ применения развивающих игр в структуре дошкольного учреждения как пропедевтики обучения показывает необходимость их включения в комплексную (смешанную) игровую терапию детско-родительских отношений. Это обусловлено прежде всего тем, что развивающие игры могут стать средством психодиагностики и психокоррекции личности ребенка. Предлагаемые комплексы развивающих игр наряду с методами директивной и недирективной игровой терапии могут помочь гуманизировать педагогический процесс, создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания в системе «ребенок — взрослый».
Более широкое применение получил метод комплексной терапии, так как синтез наиболее удачных приемов игровой терапии разных форм наиболее эффективен в психокоррек-ционном процессе. Умение психологов своевременно отреагировать на изменения психики ребенка позволяет гибко использовать игровые ситуации различных методов игро-терапии, что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование. Использование комплекса развивающих игр в дополнение к методам психокоррекции посредством игровой терапии может иметь положительный эффект. Так, на обучающих семинарах для родителей, в семейном консультировании успешно применяются казахские народные игры [2, с. 24— 25]. Приведем описание одной из этих игр — «Семья».
Особенности игры и ее воспитательное значение. Игра проводится в уголке казахского быта и приобщает детей к красоте, национальной культуре казахского народа, создает атмосферу тепла, уюта, поднимает настроение, снимает напряжение, стресс. Под руководством воспитателя у детей Аормируются понятия прекрасного и безобразного (красиво оформленная тарелка с казахским орнаментом и сломанная грязная тарелка), развиваются навыки культуры слушания колыбельной песни на казахском языке.
Описание игры и приемы проведения. Воспитатель берет на себя главную роль — роль бабушки, вместе с детьми распределяют следующие роли: а) мама; б) папа; в) старшая сестра; кукла-младенец. Мама надевает фартук с национальным казахским орнаментом и готовит обед семье. Старшая сестра помогает маме накрывать стол, подметать. Отец выносит мусор и играет с младенцем. Бабушка кормит младенца и укладывает спать младенца в бесик (люльку) и поет песню. Затем все садятся обедать. Воспитатель должен обратить внимание на красочность фартука, на яркие выразительные узоры посуды, национальный круглый стол и, конечно, на выразительную колыбельную песню, на яркость казахского языка, на тепло и уют домашнего очага, любовь и взаимопонимание в семье.
Правила игры: когда ребенок играет каким-либо предметом казахского быта, нужно произносить название данного предмета и его признак (эстетический).
Советы воспитателю: подготовить заранее альбом о национальных казахских предметах быта и т.д., рассмотреть их перед игрой, поговорить о культуре, обычаях казахской семьи. Существуют разнообразные варианты этой игры, а в старших группах дети уже сами проявляют творчество.
Применение таких игр в образовательном процессе ДОУ способствует развитию произвольных форм поведения у ребенка, осознанию и целенаправленному регулированию своих действий и поступков, что создает атмосферу доверия, тепла, уверенности, а это способствует преодолению трудностей в детско-родительских отношениях.
Теоретическое и экспериментальное исследование^ подтвердило правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что применение развивающих игр в игровой терапии детско-родительских отношений детей дошкольного возраста имеет широкие перспективы и требует дальнейшего изучения.