Укрепление, сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни детей средствами естественного оздоровления
03 Мар 2018, Автор: adminВнедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – это новая ступень в развитии образования, начальным звеном которого является образование дошкольное.
Цель современного дошкольного образования – создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает дошкольное детство как важный, самоценный этап в общем развитии человека. Одной из главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов детства является здоровье. Впервые здоровье определено, как составляющее и важный результат образования.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности, и напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия [1]. Именно поэтому в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является укрепление, сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни детей.
Формирование здорового образа жизни и интереса к своему здоровью должно начинаться уже в детском саду. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Главное — помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Исходя из того, что в последнее время с каждым годом практически здоровых детей становится все меньше, коллектив нашего дошкольного учреждения на протяжении долгого времени особое внимание уделяет работе по укреплению физического развития детей и их здоровья.
Уже более 20 лет в нашем дошкольном учреждении успешно и благотворно функционирует кружок нетрадиционного закаливания «Крепыш». Закаливание является единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения его устойчивости к холоду. С помощью закаливания человек получает возможность укрепить свой иммунитет, повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, улучшить терморегуляцию, укрепить нервную систему, то есть по максимуму активизировать защитные силы организма [3]. Наряду с закаливающими процедурами (воздушные ванны, босохождение, умывание и обливание холодной водой, выход на морозный воздух, топтание на замерзшем полотенце, выход на снег и т.д.), неотъемлемой частью системы является использование и таких здоровьесберегающих технологий, как дыхательная гимнастика, точечный массаж, подвижные игры, самомассаж, коммуникативные игры.
Работа кружка «Крепыш» реализует требования не только образовательной области «Физическое развитие», но и интегрируется с другими областями Стандарта: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Согласно принципу интеграции, в кружке «Крепыш» осуществляется не только физическое развитие детей в процессе оздоровительных физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и всестороннее развитие детей при организации всех видов детской деятельности. Работа кружка построена так, что дети осознают потребность в занятии физкультурой и спортом, начинают понимать, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и потребность в бережном отношении к своему организму. Благодаря комплексному подходу у детей формируются начальные представления о процессе закаливания, они овладевают подвижными играми с правилами, приобретают опыт в двигательной сфере (становлении целенаправленности и саморегуляции, и, в том числе, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств), овладевают элементарными нормами и правилами ценностей здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников (законных представителей).
Сегодня, мамы и папы приобретают для домашнего пользования физкультурное оборудование, водят детей в спортивные секции и кружки. Однако, не все молодые семьи по своему экономическому, образовательному статусу, подготовке к выполнению родительских обязанностей способны обеспечивать необходимые условия для воспитания здоровых детей способных заботиться и бережно относиться к своему здоровью. Важная роль в решении этой проблемы отведена дошкольному образовательному учреждению, сотрудничеству педагогов с семьями воспитанников.
Так, одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [6]. Для реализации данной задачи взаимодействие с семьей в рамках кружка «Крепыш»
строится на принципах партнерства, взаимопонимания, доверия, активного слушания, согласованности действий, самовоспитания, ненавязчивости, обмене жизненным опытом, безусловным принятием ребенка.
В нашем дошкольном учреждении у родителей имеются все возможности для реализации этих задач, и, к счастью, они их активно используют. Работа с семьями воспитанников ведется в самых разнообразных формах: анкетирование, тесты, наглядная информация, проведение совместных открытых занятий, совместные игры на свежем воздухе, а также совместные обливания. Особое внимание уделяется тому фактору, что большое значение имеет личный пример и пример окружающих. Педагоги и родители должны вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, соблюдать культурно-этические нормы, быть достойным объектом для подражания. Сотрудничество и поддержка семьи в вопросах закаливания дошкольников позволяет добиться высоких показателей в уровне физического развития и здоровья детей.
Применяемая система естественного оздоровления детей в нашем дошкольном учреждении дает хорошие результаты. Статистический анализ заболеваемости детей, посещающих кружок нетрадиционного закаливания «Крепыш», ежегодно показывает снижение простудных заболеваний и увеличение процента здоровых детей. Также увеличиваются проценты физических показателей у детей (силы мышц спины и живота, улучшается осанка), повышается эмоциональный настрой.
Наш детский сад делает всё возможное для сохранения уникальности и самоценности детства каждого нашего воспитанника. Ведь каждый ребенок имеет право на счастливое, полное впечатлений детство. Каждый ребенок хочет быть здоровым, сильным, ловким, бегать, прыгать, кататься на велосипеде, играть со сверстниками во дворе, полноценно прожить эту яркую страницу своей жизни и стать достойным гражданином своей страны. А помочь ребенку, научить его ценить свое здоровье, заботиться о нем и радоваться жизни можем только мы, взрослые.
Библиографический список
1. Безруких, М.М. Здоровьесберегающие и оздоравливающие технологии в ДОУ// Детский сад от А до Я.-2014.- №3. — С. 8-9.
2. В детский сад — за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих дошкольное образование / В. А. Шишкина. — Мн. 2016. — 3-18 с., 24 – 165 с.
3. Гордеева, В. А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ // Управление ДОУ. — 2015. — №8. — С. 32- 41
4. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Юрий Змановский.- Москва: Медицина, 1989. – 128 с.
5. Шишкина В.А. В детский сад – за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мн.: Зорны верасень, 2006. -184 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.10. 2013 г. №1155 (зарегистрирован Минюстом России 14.11.2013 г. № 30384) Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standartdok.html
7. Якущенко Т.П. Условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения и физического развития дошкольников. [Электронный ресурс]// Консультация для воспитателей: Опубликовано 31.01.2015. Режим доступа: https://nsportal.ru
Мещерякова Елена Алексеевна, воспитатель МДОАУ «Детский сад № 1 комбинированного вида»