Воспитатели Оренбуржья: Арсеневская Ольга Николаевна

19 Янв 2012, Автор: admin

Музыкальное воспитание и укрепление здоровья детей в детском саду

О.Н. Арсеневская, музыкальный руководитель, МДОУ «Детский сад № 21 «Сказочный теремок»  комбинированного вида (г. Новотроицк)

Опубликовано: Современные тенденции развития теории и практики дошкольного и начального школьного образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 20-21 октября 2010г.). Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2010. – Ч.1. – С.  56-59.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства. По данным медицинской статистики количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.

В последнее время наметилась тенденция возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активной его пропаганде в средствах массовой информации. О необходимости повышенного внимания к укреплению здоровья детей говорится в уставе Всемирной организации здравоохранения, в Законе РФ «Об образовании», Санитарных нормах и правилах, утвержденных совместным Постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора.

В дошкольном образовании педагоги ДОУ, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ – достаточно новое направление, как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Анализ теоретических источников заявленной проблематики позволил нам сформулировать определение данному понятию.

Музыкально-валеологическое воспитание в образовательном  учреждении – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи:

1. Развивать музыкальные и творческие способности с помощью различных видов музыкальной деятельности, здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

2. Совершенствовать практическое употребление речи детей в процессе общения.

3. Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные задачи:

1. Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе, его оценку действительности, взглядов, вкусов.

2. Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

2. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Система музыкально-валеологического воспитания включает в себя следующие направления:

1.    Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий.
2.    Музыкально-физкультурные досуги и развлечения.
3.    Совместные мероприятия ДОУ и родителей по вопросам воспитания у детей привычки к ЗОЖ.
4.    Взаимодействие со школой по валеологическому воспитанию.

Раскроем подробнее данные направления.

1. Музыкально-валеологические занятия (чаще всего, интегрированные) решают задачи музыкального и валеологического воспитания. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни здесь является музыка. Занятия проводятся примерно 1 раз месяц во всех возрастных группах детского сада совместно с воспитателями, на них приглашаются медицинские работники, инструктор по физкультуре, учителя начальных классов.

Алгоритм проведения музыкально-валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных:

Занятия побуждают детей на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Здесь необходима согласованная работа музыкального руководителя и воспитателя. Ведь в такой короткий промежуток времени (занятие не должно длиться больше 25-30 мин) нужно уместить всю самую важную информацию по теме.

2. Музыкально-физкультурные досуги проводятся один раз в месяц во вторую половину дня в физкультурном зале или на спортивной площадке. Время проведения 35 – 40 минут. Досуги включают в себя: валеологические песни, комплексы ОРУ, подвижные игры на разные виды движений (бег, прыжки, метание), здоровьесберегиющие технологии в игровой форме, песни, танцы, хороводы. Единая сюжетна линия или тема досуга вызывает у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, повышает интерес к валеологическим знаниям.

3. Эффективность музыкально-валеологической работы – это не только труд коллектива ДОУ, но и отношение к музыкальному воспитанию в семье. Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей. Анкетирование, проводимое в начале учебного года, помогает выбрать необходимые формы взаимодействия: открытые показы музыкальных занятий, Дни открытых дверей, индивидуальные беседы, консультации по пропаганде ЗОЖ, обучение различным методам профилактики заболеваний, совместные праздники, организация клубов, «Музыкальные странички» в родительских уголках, привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций. Составляется  план работы, выполнение которого зависит от активности и инициативы со стороны родителей, целенаправленности и дифференцированного подхода к сотрудничеству со стороны ДОУ.

4. Взаимодействие детского сада и начальной школы по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей включает в себя: взаимопосещение физкультурных занятий и уроков физкультуры; рекомендации педагогов ДОУ по психофизическому развитию выпускников; совместные педсоветы по данной теме. Для дошкольников организуют экскурсии в школу, совместные выставки рисунков на тему ЗОЖ, проводятся музыкально-валеологические викторины и развлечения, театрализованные представления, совместные турпоходы.

Результатами организации в нашем ДОУ музыкально-валеологического воспитания стали:

1. Снижение уровня заболеваемости. Наблюдалась тенденция к снижению заболеваниями верхних дыхательных путей с 8 случаев в 2007-08 уч. г. до 2-3 в 2008-09 уч. г., уменьшилось количество заболевших ОРЗ с 10 случаев до 4. Уровень общего физического развития и развития дыхательной системы детей экспериментальной группы значительно вырос по сравнению с детьми параллельной подготовительной группы № 9 (в группе № 8 высокий уровень физического развития в конце учебного года у 40% детей, тогда как в группе № 9 – у 30% детей), а также  по сравнению с 2008-2009 учебным годом.

2. Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Дети экспериментальной группы стали лучше и выразительнее петь, чисто интонировать несложные мелодии, сохраняя во время исполнения правильную осанку и дыхание. Улучшились двигательные способности: пластичность, координация, ориентирование в пространстве. Дети научились не только слушать, но и рассказывать о музыке, ее средствах выразительности, форме, характере. В большей степени раскрылся творческий потенциал детей в различных видах музыкальной деятельности: дети сочиняют небольшие попевки, импровизируют в движении, сами придумывают танцевальные миниатюры, предлагают свои варианты аккомпанемента на выбранных ими же музыкальных инструментах.

3. Повышение интереса детей к вопросам здоровьесбережения. Дети стали проявлять интерес к содержанию бесед о здоровье, к своему здоровью, к здоровому образу жизни. Интерес ребёнка проявляется как в специально организованной деятельности, так и в игре. В ходе дидактических игр и в проблемных ситуациях ребёнок даёт адекватные ответы, не допускает ошибок, умеет объяснить свой выбор. Валеологические знания и умения закреплены и отражаются в повседневной деятельности ребёнка.

3. Успешные выступления воспитанников детского сада в городских и корпоративных конкурсных программах:

Таким образом, внедрение системы музыкально-валеологического воспитания в нашем ДОУ показало, что музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, использование здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии) на занятиях музыкой, помогает развитию музыкальных способностей дошкольников (в среднем, на 10%) способствует снижению заболеваемости детей простудами и ОРЗ (примерно на 6-10%), способствует повышению творческого потенциала, развитию речи, памяти, внимания. Валеологические знания приучают ребенка заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.