Актуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

23 Ноя 2016, Автор: admin

Вопрос об организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В ФГОС ДО чётко определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, обеспечивающие активность по следующим видам детской деятельности: игровая, познавательная; исследовательская, творческая, двигательная.

Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой специально организованное пространство, которое «обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова). Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

В создании развивающей предметно-пространственной среды очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Специальным образом организованная среда способна оказывать активирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению, стимулировать становление ребёнка как субъекта разных видов деятельности, обеспечивать самоутверждение, свободу выбора и направление действий.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

— реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

— в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

— учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:

— развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы:магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее;

— большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

В заключение необходимо отметить, что развитие детей не возможно без целостной, многофункциональной, насыщенной среды. Поэтому развивающая среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. Развивающая предметно-пространственная среда является мощным средством воздействия на ребенка с целью его умственного, физического и психического развития.

.

Валитова С.Ю.

Опубликовано: Новая наука: от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (22 ноября 2016 г., г. Сургут). / в 4 ч. Ч.3 – Стерлитамак: АМИ, 2016. – С. 6-8.