Экологизация образования: К.Д. Ушинский

25 Июн 2014, Автор: admin

UshinskiiДля становления экологического образования дошкольников в России огромное значение имеет учение К.Д. Ушинского о природе в первоначальном обучении. К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным средством воспитания детей. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня.

Естественнонаучные взгляды Ушинского сложились на основе изучения новейших открытий в области естествознания его времени. В 40-50-е гг. в России стало развиваться так называемое биологическое направление. Ярким его представителем являлся профессор К.К. Рулье – основатель научно-популярного журнала «Вестник естественных наук», в котором пропагандировались идеи эволюционизма в природе.

Передовые идеи додарвинского эволюционизма отразились в практическом естественнонаучном материале Ушинского, представленном в «Детском мире» и «Родной речи» К.Д. Ушинский был знаком с учением Дарвина об эволюции органического мира и считал, что оно придает живой смысл всему естествознанию и может сделать его самым могучим образовательным предметом для детства и юности. Ушинский ратовал за использование в воспитании детей естествознания, оплодотворенного могучими идеями Дарвина, полагая, что мысль Дарвина «придает смысл, и жизнь той части наук, которая известна под именем описательной ботаники и описательной зоологии».

Ушинский указывает, что учение Дарвина может принести практическую пользу в области воспитания. Однако в оценке учения Дарвина он проявляет непоследовательность. Принимая и разделяя его идеи о естественном отборе, о борьбе за существование как движущей силе этого отбора, Ушинский пытается «осмыслить и уточнить» основные положения учения. Эта попытка приводит Ушинского к идеалистическим выводам о том, что причиной вечного процесса творчества и совершенствования природы является «неведомая, но чувствуемая нами причина, перед которой и самый гордый ум склоняется с благоговением». Некоторые ошибки в толковании природных явлений, встречающиеся в «Родном слове» и «Детском мире», связаны именно с этой непоследовательностью в естественнонаучных взглядах Ушинского.

Педагог определяет природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека». Он неоднократно указывает на то, что «самое тщательное воспитание без учета этого агента всегда будет отдавать сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью». К.Д. Ушинский считает, что современная ему педагогика мало учитывает воспитательное воздействие природы. Между тем воспитывающих душу впечатлений природы ничто не может заменить. Место учебных заведений – вне городов. День, проведенный ребенком посреди рощи и полей, «стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

В своих «воспоминаниях об обучении в Новгород-Северской гимназии» К.Д. Ушинский рассказывал о неизгладимых впечатлениях, которые оставила в его душе родная природа. Прекрасное месторасположение родного дома, разнообразный, богатый ландшафт рано привили Ушинскому любовь к родной природе.

«Но как оживлялась и наполнялась впечатлениями жизнь моя, – пишет он, – когда приближалась весна: я следил за каждым ее шагом, за каждой малейшей переменой в борьбе зимы и лета.

Тающий снег, чернеющий лед реки.., проталины в саду, земля.., прилет птиц, оживающий лес, шумно бегущие с гор ручьи – все было предметом моего странного недремлющего внимания». Форма и чинность, мучительная бессмыслица, официальный гул или молчание, царящее в учебных заведениях больших городов, – во всем этом исчезает личность. Ушинский противопоставляет этому волю, простор, природу. Воспитание высоких чувств и душевного благородства Ушинский неизменно связывал с воздействием на ребенка родной природы.

Использование природы в воспитании детей, а в более старшем возрасте использование естествознания как науки о природе связано у Ушинского с идеей народности. Воспитание, построенное на народности, должно углублять высокое чувство любви к Отечеству. Необходимо хорошо знать свою родину, ее язык, историю, природу.

Уже в Предисловии к «Детскому миру» Ушинский указывает, что наглядное обучение должно предшествовать умственным упражнениям и начинаться в самом раннем возрасте, прежде чем ребенок выучится читать. Надо учить ребенка не только думать, но и созерцать и «прежде даже созерцать, чем думать».

В книге для учителя «Родное слово» Ушинский вновь подчеркивает значение наглядного обучения. Первая задача первоначального обучения – дать упражнения, возбуждающие мысль и выражающие эту мысль в слове.

Дитя мыслит «формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Сделать первоначальное обучение доступным наибольшему числу ощущений – значит сделать его доступным ребенку.

Ушинский полагал, что верность наших заключений зависит от верности данных и от верности вывода. Отсюда задача: учить дитя наблюдать верно, обогащать его душу возможно полными, верными, яркими образами, которые становятся элементами его мыслительного процесса.

Для первоначального обучения наилучшим материалом Ушинский считал «естественную историю», поскольку именно на нем легче всего приучить ребенка к логичности мышления, а это составляет одну из главных задач чтения и рассказывания.

«…Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей, – пишет он. – Логика есть не что иное, как отражение в уме связи предметов и явлений природы».

Таково значение наглядного обучения. И оно должно осуществляться еще до поступления ребенка в школу. Только отсутствие возможностей наглядного систематического обучения в семье, указывает Ушинский, заставляет использовать его при первоначальном обучении в школе. Для дошкольных педагогов это положение Ушинского особенно важно. Оно расширяет содержание воспитания и обучения детей до школы, включает в него развитие наблюдательности и процесс формирования знаний о природе.

Ушинский неоднократно возвращается к мысли о том, что развитие ребенка легче и успешнее всего осуществляется при изучении естествознания. Таким образом, Ушинский отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума.

К.Д. Ушинский определяет также требования отбора материала из обширного мира природы, который мы можем использовать в первоначальном обучении детей. Он останавливает выбор не на «заморских диковинках», а на предметах и явлениях природы, окружающих ребенка и наиболее ему близких и знакомых. «Я думаю, что не с курьезами и диковинками науки должно знакомить дитя, а, напротив, – приучать его находить занимательное в том, что беспрестанно и повсюду окружает…».

В этом Ушинский видит связь науки (учения) с жизнью. Эти мысли воплотились, прежде всего, в «Родном слове» и в «Детском мире».

Считая, что ум – это система организованных знаний, Ушинский уже первое ознакомление детей с предметами и явлениями окружающей жизни осуществляет как процесс формирования системы знаний, ведя ребенка от близкого и понятного к более далекому и сложному для него материалу. Он категорически утверждает, что излагать предмет без связи – значит утомлять и засорять детскую память. Знания должны даваться на основе ясной для ребенка систематики. «…Рассмотрев с детьми какойнибудь предмет, не должно, переходя к другому предмету, оставлять тот, который уже рассмотрен… Идя все дальше, не оставлять то, что уже приобрели… Приучить дитя рассуждать… живыми и верными образами – значит положить прочные основания его логике… Вот на каком основании было предпочитаемо систематическое изложение природных явлений и всякого рода наглядных предметов». Это требование системности первоначальных знаний представляет большую ценность в наше время.

В первой книге «Родного слова», предназначенной для чтения при первоначальном обучении, Ушинский знакомит детей с предметами и явлениями быта, труда, с растениями и животными, неживой природой. Уже это первоначальное ознакомление с окружающим не проходит как описание изолированных предметов и явлений. Он группирует предметы, используя для этого разнообразные основания. Первая группа предметов, с которыми знакомятся дети, – учебные вещи и игрушки, затем – мебель, посуда, платье, обувь и белье.

Ознакомление с животными начинается с домашних животных – их ребенок чаще всего встречает и наблюдает. Дети учатся различать диких и домашних животных. Затем они знакомятся с «животными четвероногими и птицами». При этом указан важный признак, по которому животные разделяются на классы. Четвероногие животные в свою очередь разделяются по способу питания на травоядных и плотоядных, а птицы – на домашних, хищных и певчих. Отдельно группируются «гады, рыбы, насекомые». Так, уже при первоначальном ознакомлении с животными детей практически подводят к основным систематическим (для того времени) единицам. В определенной группировке представляют перед детьми растения. И здесь для первоначального ознакомления выделяется группа растений, с которыми дети чаще всего сталкиваются: грибы, травы и цветы. В другую группу включаются растения, практически используемые человеком, выращиваемые им: растения хлебные и огородные, ягоды и плоды.

К третьей группе растений относятся деревья плодовые, простые и кустарники.

Ушинский обращается и к миру неживой природы: предлагает познакомить детей с металлами и камнями – драгоценными и простыми, видами почвы. На основе полученных знаний дает более крупные группировки: люди, животные, растения, минералы.

Материал второй части «Родного слова» также представлен в системе. Основанием для порядка в этой части, как указывает К.Д. Ушинский, являются: в первом отделении – место, во втором – время.

В первом отделе предметы расположены по месту их нахождения, «все более расширяющимися кругами; центром круга является ученик и его класс».

Определяя время как основание для «порядка» во втором отделе, Ушинский насыщает событиями целый детский год. При этом он использует «природу со всеми годовыми переменами», труд людей, события из детской жизни и т.д.

Дети получают разнообразные сведения об использовании тех или иных вещей, о материале, из которого они изготовлены, о способах изготовления. Эта информация включает также сведения о погоде, об особенностях существования животных в то или иное время года, о растениях, труде людей, детских забавах и т.д.

В целом естественнонаучный материал «Родного слова» и «Детского мира» соответствовал уровню передового естествознания того времени. Но он содержал ряд биологических ошибок, связанных с представлением о естествознании и с некоторыми философскими позициями самого автора. Так, описывая многих животных, Ушинский подчеркивает, что они как бы специально созданы, чтобы облегчить труд человека. В премудрости бога Ушинский видит объяснение многих явлений. Например, он считает, что «творец защитил глаза многими средствами защиты, которые помогают сохранить нам зрение».

Естественнонаучный материал, предлагаемый Ушинским, в значительной части устарел и не отвечает данным современного естествознания. Но многие из очерков и рассказов К.Д. Ушинского могут быть использованы в экологическом образовании дошкольников. Его рассказы «Четыре желания», «Пчелка на разведке», «Утренние лучи», «Петушок с семьей», «История яблоньки», «Проказы старухи зимы» занимательны и вместе с тем, давая достоверные знания, учат детей подмечать существенные черты в окружающей природе.

Большое место в книге «Родное слово» отведено сказкам и рассказам – миниатюрам о природе. Некоторые из них написаны автором, другие являются народными. Язык их образен и лаконичен.

В разделе «Птицы домашние, хищные и певчие» кроме названия птиц по родам и видам помещен разнообразный по содержанию и жанрам литературный материал. Здесь и стихотворение А.С.Пушкина «Два ворона», и народная присказка «Сорока», и народная песня «Лебедь и сокол».

Ведущую роль в обучении Ушинский отводил развитию родного языка, поскольку считал, что в языке отражается родная природа, вся история духовной жизни народа.

Несомненной ценностью обладают мысли педагога о развитии детской наблюдательности и о способах наблюдения. Считая развитие наблюдательности одной из важных задач первоначального обучения, определяя наблюдательность как важнейшее качество ума, Ушинский понимал под этим способность видеть предмет во всех его качествах, свойствах и отношениях.

К.Д. Ушинский называет два условия развития наблюдательности: наглядность обучения и изложение материала в системе и последовательности. Кроме того, он выдвигает ценнейшие предложения, определяющие развитие детской наблюдательности. Он предлагает при рассматривании предмета, прежде всего, приучать ребенка находить, перечислять и последовательно излагать признаки предметов, находящихся перед глазами. Необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов: какого цвета предмет? из чего он создан? какова его величина по сравнению с другими предметами? сколько ног? сколько крыльев? и т.д. Но тут же Ушинский предупреждает, что наблюдение должно быть живым, затрагивать ум и душу ребенка, будить интерес, а не сводиться к голому выспрашиванию и констатации фактов.

От перечисления и указания признаков, бросающихся в глаза при первом взгляде на предмет, следует, по мнению Ушинского, перейти к перечислению существенных признаков, рассказать о пользе, которую предмет может принести человеку (как видим, это также расходится с современными экологическими представлениями).

Следующим этапом в проведении наблюдений К.Д. Ушинский считал сравнение предметов. Необходимо учить детей сравнивать несколько уже знакомых предметов, находя сходство и различие.

К.Д. Ушинский указывал на исключительное значение сравнения, считал, что всякое восприятие предмета включает сравнение, и только благодаря способности сравнивать и отличать мы воспринимаем бесконечное разнообразие предметов окружающего мира.

Однако дошкольников необходимо учить сравнению.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. С. 51-58.