Экологизация образования: Л.К. Шлегер

03 Июл 2014, Автор: admin

ShlegerИзвестным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы советской власти была Л.К. Шлегер.

Детский сад, которым она руководила, представлял собой своеобразную педагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания дошкольников, основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии.

Результаты своего опыта работы Л.К. Шлегер оформила в книгах «Материалы для бесед с маленькими детьми» и «Практическая работа в детском саду», которые долго служили популярным пособием для руководительниц детских садов России.

По мнению Л.К. Шлегер, основной задачей детских садов является создание такой обстановки, в которой ребенок дошкольного возраста мог бы чувствовать себя свободно, легко и радостно, находить отклик на запросы и интересы, соответствующие его возрасту, находить стимулы для всестороннего развития: физического, трудового, эстетического и умственного.

Л.К. Шлегер считала, что с маленькими дошкольниками не следует проводить экскурсии, так как далеко ходить они не могут, а вот прогулки во дворе обязательны для развития их наблюдательности и расширения кругозора. С детьми 7-летнего возраста необходимы и более дальние экскурсии. Этим детям нужно «расширять» рамки детского сада.

Иногда экскурсии, замечает Л.К. Шлегер, можно устраивать без всякого заранее намеченного плана, с целью дать детям возможность получить разнообразные впечатления, и потом в беседах или изобразительных работах проверить их наблюдательность и заинтересованность. Чаще всего экскурсии необходимо проводить по заранее намеченному плану, а затем путем бесед подвести итог экскурсии. Это приучает дошкольников к сосредоточению внимания.

Заслугой Л.К. Шлегер является разработка для бесед с дошкольниками материалов природоведческого содержания. Беседы помогают ребенку разобраться в том материале, который у него уже накоплен. Любой ребенок охотно говорит о том, что он знает и чем интересуется. Нужно только уметь привлечь его внимание к предмету разговора. Беседами о животных, растениях направляется мысль ребенка, они дают возможность ему отобрать путем припоминания и воображения те факты из своего запаса, которые имеют связь с предметом разговора, и сосредоточить на нем свое внимание. Наводящие вопросы заставляют мысль ребенка работать в определенном направлении.

Например, беседуя об овце, воспитатель спрашивает: встречали ли дети овцу в городе? А в деревне? Какого овца цвета? Большая или маленькая? Какой длины у нее хвост? Есть ли у нее рога?

А у барана? Как добывают шерсть овцы? Когда ее стригут – зимой или летом? Что мы делаем из ее шерсти? Когда и почему мы носим шерстяные вещи? Бывают ли дети у овцы? Как их называют?

Беседы с дошкольниками Л.К. Шлегер рекомендует проводить везде, но методика их проведения разная. Если детям хотят дать определенные заранее системные знания, то намечают целый ряд последовательных бесед на определенные темы. Эти беседы должны носить программный характер, а не вытекать из интересов ребенка в данный момент, из его работы или игры, переживаний, наблюдений. В этом случае больше говорить придется воспитателю. Иногда беседы возникают и по инициативе детей, что следует всячески приветствовать.

В пособии «Материалы для бесед с маленькими детьми» представлены различные беседы о животных. Они не навязываются детям, а вытекают из наблюдений, из соприкосновения с живыми объектами. Дети, по мнению Л.К. Шлегер, любят все живое, им необходимо предоставить возможность наблюдать за жизнью животных, желательно, чтобы рядом с детьми были разные зверьки, птицы, рыбы в аквариумах.

Сведения, приобретенные ребенком в процессе наблюдений и бесед, имеют как интеллектуальную, так и моральную ценность.

В детях развивается не только интерес к жизни животных, но и чувство симпатии, признание права всякого живого существа на бережное к нему отношение. Достигается это лучше всего, когда дети общаются с животными и ухаживают за ними. Они узнают их характер, привычки, проникаются пониманием и сочувствием к их радостям и горестям. Уход за животными развивает терпение и заботливость о другом живом существе.

Малыши возятся с животными, учатся бережно с ними обращаться. Конечно, в начатой игре уход за ними не под силу ребятам. Поэтому им рассказывают сказки, читают рассказы, в которых фигурируют животные, где вырисовывается их характер. Дети постарше организуют самостоятельные наблюдения.

В условиях города трудно устроить широкое общение детей с животным миром, приходится довольствоваться немногими самыми близкими животными (кошкой, собакой, птицами в клетках, рыбами в аквариуме), однако на улице, во время проведения экскурсий следует обращать внимание детей на других животных.

Беседами направляется внимание детей, вызываются в памяти знакомые представления, вырабатывается привычка к наблюдению, а показателем того, чтóдети восприняли из этих бесед и наблюдений, являются их рассказы и изобразительные работы.

Каждая из бесед может быть разделена на части. Для разговора можно использовать любую из них. Необходимо постоянно возвращаться к одной и той же беседе, постепенно расширяя круг наблюдений ребенка, удовлетворяя его любознательность. Все сказки и рассказы следует рассказывать, а не читать детям, многое переделывая, внося дополнения и комментарии.

Таким образом, проблема экологического образования, зародившаяся в теории и практике прогрессивных зарубежных и русских педагогов и просветителей, была центральным вопросом воспитания. Особое внимание уделялось использованию природы как средства умственного, нравственного и эстетического воспитания.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 64-67.

.

О новых интересных играх узнать больше можно тут  http://play-kazino-vulkan.com/demo-igry/magic-lines/ в игровом клубе Вулкан.